Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 08:53, реферат
Рассматриваются виды прогнозов, а также методы прогнозирования
1.Виды прогнозов
2.Методы прогнозирования
3.Список литературы
-по количеству привлеченных экспертов;
-по наличию
аналитической обработки
Статистическое прогнозирование. Делится на следующие методы статистического прогнозирования:
1.Экстраполяция по скользящей средней- может применяться для целей краткосрочного прогнозирования. Необходимость применения скользящей средней вызывается следующими обстоятельствами. Бывают случаи, когда имеющиеся данные динамического ряда не позволяют обнаруживать какую-либо тенденцию развития того или иного процесса(из-за случайных и периодических колебаний исходных данных).В таких случаях для лучшего выявления тенденции прибегают к методу скользящей средней. Метод скользящей средней состоит в замене фактических уровней динамического ряда расчетными, имеющими значительно меньшую колеблемость, чем исходные данные. При этом средняя рассчитывается по группам данных за определенный интервал времени, причем каждая последующая группа образуется со сдвигом на один год (месяц). В результате подобной операции первоначальные колебания динамического ряда сглаживаются, поэтому и операция называется сглаживанием рядов динамики (основная тенденция развития выражается при этом уже в виде некоторой плавной линии). Метод скользящей средней называется так потому, что при вычислении средние как бы скользят от одного периода к другому; с каждым новым шагом средняя как бы обновляется, впитывая в себя новую информацию о фактически реализуемом процессе. Таким образом, при прогнозировании исходят от простого предположения, что следующий во времени показатель по своей величине будет равен средней, рассчитанной за последний интервал времени. Применение скользящей и экспоненциальных средних в качестве основы для прогностической оценки имеет смысл лишь при относительно небольшой колеблемости уровней. Данные методы прогнозирования относятся к числу наиболее распространенных методов экстраполяции трендов.
2.Прогнозирование на основе сезонных колебаний. Одним из статистических методов прогнозирования является расчет прогнозов на основе сезонных колебаний уровней динамического ряда. При этом под сезонными колебаниями понимаются такие изменения уровня динамического ряда, которые вызываются влияниями времени года. Проявляются они с различной интенсивностью во всех сферах жизни общества: производстве, обращении и потреблении. Их роль очень велика в агропромышленном комплексе, в торговле многими товарами, в строительстве и др. Сезонные колебания строго цикличны - повторяются через каждый год, хотя сама длительность времен года имеет колебания. Для изучения сезонных колебаний необходимо иметь уровни за каждый квартал, а лучше за каждый месяц иногда даже за декады, хотя декадные уровни могут сильно исказиться из-за мелкомасштабных случайных колебаний. Методика статистического прогноза по сезонным колебаниям основана на их экстраполяции, т.е. на предположении, что параметры сезонных колебаний сохраняются до прогнозируемого периода. Для измерения сезонных колебаний обычно исчисляются индексы сезонности(Is).В общем виде индексы сезонности определяются отношением исходных уровней ряда динамики yi к теоретическим уровням yti, выступающим в качестве базы сравнения:
Isi=yi/yti
Именно в результате того, что в приведенной выше формуле измерение сезонных колебаний производится на базе соответствующих теоретических уровней тренда yti, в исчисляемых при этом индивидуальных индексах сезонности влияние основной тенденции развития устраняется. И поскольку на сезонные колебания могут накладываться случайные отклонения, для их устранения производится усреднение индивидуальных индексов одноименных внутригодовых периодов анализируемого ряда динамики. Поэтому для каждого периода годового цикла определяются обобщенные показатели в виде средних индексов сезонности Is.Приведенные методы измерения сезонных колебаний не являются единственными. Так, для выявления сезонных колебаний можно применять и метод скользящей средней и другие методы. Предложенная методика прогнозирования сезонных колебаний базируется на расчете индексов сезонности. Индексный метод очень широко применяется в прогнозировании социально-экономических явлений и в частности, деятельности предприятий- для составления прогнозов как объемных, так и качественных показателей( изменения цен, производительности труда, прибыли и др.).
3.Прогнозирование методом линейной регрессии - является одним из наиболее широко применяемых методов статистического прогнозирования. Метод базируется на анализе взаимосвязи двух переменных (метод парной корреляции)- влияния вариации факторного показателя x на результативный показатель y.
yx=a+bx.
Для определения параметров a и b уравнения на основе требований метода наименьших квадратов при помощи дифференциальных исчислений составляется система нормальных уравнений.
Экспертное прогнозирование. Экспертные методы прогнозирования применяются, как правило, в случаях, когда отсутствуют какие-либо статистические данные, на которых мог базироваться количественный прогноз, как, например, в случае, когда предприятие собирается выпустить на рынок совершенно новый продукт. Но даже когда статистическая информация имеется, при использовании ее для прогнозирования могут возникнуть трудности, которые можно разделить на 4 группы:
Для применения статистических
методов прогнозирования
Интуиция - это способность человека делать заключения об исследуемом объекте, его будущих состояниях неосознанно, т.е. без осознания пути движения мысли к этим заключениям.
Сущность метода
экспертных оценок заключается
в проведении экспертами
- индивидуальная или групповая;
- личная (очная) или заочная ( путем пересылки анкет)
- устная или письменная;
- открытая или скрытая.
Индивидуальный
опрос позволяет максимально
использовать способности и
Методы прогнозирования
Метод интервью предполагает беседу организатора прогнозной деятельности с экспертом-прогнозистом о будущем состоянии предприятия и его среды. Этот метод требует от эксперта умения быстро, фактически экспромтом, давать качественные ответы на поставленные вопросы. Одновременно может проводиться опрос нескольких экспертов, однако в этом случае существует опасность потери самостоятельности экспертов и, кроме того, интервью грозит превратиться в дискуссию. Метод интервью по своей сути (но не по форме) очень схож с методом очного анкетирования. Анкетирование заключается в предъявлении эксперту опросного листа-анкеты, на которую он должен дать ответ в письменной форме ( в то время как интервьюирование предполагает устный ответ эксперта интервьюеру).Анкетирование может быть и заочным, когда нет непосредственного контакта эксперта с организатором прогнозной деятельности.
Метод аналитических докладных записок предполагает, что эксперт-прогнозист выполняет самостоятельно аналитическую работу с оценкой состояния и путей развития, излагая свои соображения письменно. При этом для выявления важности проблем и решений используют метод предпочтения, метод рангов. При использовании метода предпочтения эксперт должен пронумеровать возможные варианты, способы и т.п. в порядке предпочтения, поставив 1 самому важному критерию, 2-менее важному и т.д. При применении метода рангов эксперту предлагается расположить рассматриваемые варианты вдоль шкалы, имеющей определенное число делений (от 0 до 10).Разрешается располагать варианты в промежуточных точках между делениями, а также с одним делением шкалы соотносить несколько вариантов.
Метод «мозговой атаки» является наиболее известным и широко используемым методом коллективной генерации идей и творческого решения проблем. Он представляет собой свободный, неструктурированный процесс генерирования всевозможных идей по поставленной проблеме, спонтанно предлагаемых участниками. Формы применения метода «мозговой атаки» могут быть самыми разными. Рассмотрим 2 варианта:
Метод «мозговой атаки наоборот» многим напоминает обычную «мозговую атаку», но при этом разрешается высказывать критические замечания. Весь метод построен на том, чтобы все участники группы выявили недостатки предлагаемых идей. К проведению таких заседаний нужно относиться очень ответственно, чтобы участники дискуссии вели себя корректно по отношению друг к другу. Метод «мозговой атаки наоборот» может дать неплохие результаты, если его задействовать в качестве предварительного шага перед использованием других методов стимулирования творческой активности. Обычно в ходе «мозговой атаки наоборот» участники должны не только найти все слабые места каждой идеи, но и предположить пути их устранения.
Метод «мысленного группового анализа реальной ситуации» применяется при достаточно большом составе группы (около 20 человек), когда вопрос касается всей ситуации, которой можно дать количественную оценку на основе интуиции или здравого смысла и когда требуется групповое обсуждение или взаимодействие.
Метод составления сценариев- наиболее популярный за последние десятилетия метод экспертных оценок. Термин «сценарий» впервые был употреблен в 1960 г. Футурологом Х.Каном при разработке картин будущего, необходимых для решения стратегических вопросов в военной области. Сценарий- это описание будущего, составленное с учетом правдоподобных, предположений. Для прогноза ситуации, как правило, характерно существование определенного количества вероятных вариантов развития. Поэтому прогноз обычно включает в себя несколько сценариев. В большинстве случаев это три сценария: оптимистический, пессимистический и средний- наиболее вероятный, ожидаемый. Составление сценария, как правило, включает в себя несколько этапов:
1. Структурирование и формулировка вопроса. Вопрос, выбранный для анализа, должен быть определен настолько точно, насколько возможно. На данном этапе должна быть собрана и проанализирована базовая информация. Поставленная задача должна быть согласована со всеми участниками проекта. Необходимо осветить структурные характеристики и внутренние проблемы проекта.
2. Определение и группировка сфер влияния. Для осуществления данного этапа необходимо выделить критические среды бизнеса и оценить их влияние на будущее предприятия.
3. Установление показателей будущего развития критически важных факторов среды предприятия. После того как основные сферы влияния обозначены, необходимо определить их возможное состояние в будущем исходя из намеченных предприятием целей. Показатели будущего состояния не должны быть чрезмерно благополучными. Для сфер, развитие которых может включать несколько вариантов, будущее состояние должно быть описано при помощи нескольких альтернативных показателей (например, предприятие устраивает, чтобы численность населения увеличилась на 2,3 или 5%).