Основы экономического прогнозирования: классификация прогнозов, методологические основы прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 08:53, реферат

Описание работы

Рассматриваются виды прогнозов, а также методы прогнозирования

Содержание

1.Виды прогнозов

2.Методы прогнозирования

3.Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.52 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Тихоокеанский  государственный  университет» 
 

                     Кафедра «Экономики и управление

                              химико-лесным комплексом» 
 

Контрольная работа 

Дисциплина «Планирование  и прогнозирование на предприятии»

Тема: «Основы экономического прогнозирования: классификация прогнозов, методологические основы прогнозирования». 
 

                Выполнил студент

                Курс (год обучения)__2010____________

                Номер зачетной книжки__2093__________

                Фамилия Жирякова_____________________

                Имя _Олеся___________________________

                Отчество _Ивановна___________________

                Проверил    ______________________  _         

План 

1.Виды прогнозов

2.Методы прогнозирования

3.Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основы  экономического прогнозирования: классификация прогнозов, методологические основы прогнозирования. 

1.Виды прогнозов.

Прогнозирование (греч.Prognosis-знание наперед)-это род предвидения, поскольку имеет дело с получением информации о будущем.Предсказание предполагает описание возможных или желательных аспектов, состояний, решений, проблем будущего.Помимо формального, основанного на научных методах прогнозирования, к предсказанию относятся предчувствие и предугадывание. Предчувствие- это описание будущего на основе эрудиции, работы подсознания. Предугадывание использует житейский опыт и знание обстоятельств. В широком плане, как научное прогнозирование, так и предчувствие и предугадывание входят в понятие «прогнозирование деятельности предприятия».

Прогноз-это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой форме суждения о возможном состоянии объекта(в частности предприятия) и его среды в будущем периоде.

Можно назвать  следующие основные отличия прогноза от плана:

1)прогноз составляется  с большей долей неопределенности  или случайности;

2)с помощью прогноза  обычно определяются возможные  состояния внешней среды, вероятности  достижения поставленных целей,  перечень путей достижения каждой  из поставленных целей;

3)на микроэкономическом  уровне предметом прогноза может  быть: уровень цен, стоимость рабочей силы, объем продаж и доля рынка, прибыль и рентабельность, основные конкуренты, требуемые капитальные вложения, риски и т.п.

4)при составлении  прогноза используются более  общие межотраслевые расчетные  или экспертные нормы;

5)прогноз в большей  мере носит информационный, консультативный характер, принятие решения при этом необязательно.

Выделяются различные  признаки классификации прогнозов.

Мы воспользуемся  подходом, разработанным в Финансовой академии при Правительстве РФ, и на его основе составим следующую классификационную таблицу.

п/п

Признаки  классификации прогнозов Виды  прогнозов
1 Временной охват -краткосрочные

-среднесрочные

-долгосрочные

2 Возможность воздействия

На будущий результат

-пассивные

-активные

3 Типы прогнозирования -поисковые нормативные
    -основанные на  творческом  

 видении

4 Степень вероятности  будущих событий -вариантные

-инвариантные

5 Способ представления  результатов прогноза -точеные

-интервальные

6 Территориальный охват -глобальные

-региональные

-локальные

7 По широте охвата -рынок в целом

-рынков отдельных  товаров  

 или услуг

В зависимости  от горизонта прогнозирования прогноз  может разрабатываться на очень  короткий период-до месяца(например, недельные и месячные прогнозы объемов продаж, движения наличности),на год, а также 2-5 лет (среднесрочный прогноз), на 5 и более лет(долгосрочный прогноз).Долгосрочные прогнозы также называют перспективными.

 По типам  прогнозирования выделяют поисковые,  нормативные и основанные на  творческом видении прогнозы

Поисковое прогнозирование-способ научного прогнозирования от прошлого к будущему: прогнозирование начинается от сегодняшнего дня, опирается на имеющуюся информацию и постепенно проникает в будущее.Существует два вида поискового прогнозирования:

-экстраполятивное(традиционное);

-альтернативное(новаторское).

 Экстраполятивный подход предполагает, что эконо-мическое и прочее развитие проходит гладко и непрерывно, поэтому прогноз может быть простой проекцией прошлого в будущее

Для составления  такого прогноза необходимо вначале  оценить прошлые показатели деятельности предприятия и тенденции их развития (тренды), затем перенести эти  тенденции в будущее. Экстраполятивный подход очень широко применяется в прогнозировании и, так или иначе, отражается в большинстве методов прогнозирования. Альтернативный подход базируется на том факте, что внешняя и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, вследствии чего:

-развитие предприятия  происходит не только гладко  и      непрерывно, но и  скачкообразно и прерывисто;

-существует определенное  число вариантов будущего развития  предприятия

Исходя из этого, в рамках альтернативного подхода:

во первых, альтернативное прогнозирование может объединять в единой логике два способа развития предприятия- гладкий и скачкообразный, создавая синтетическую картину будущего;

во вторых, создаются прогнозы, включающие сочетание различных вариантов развития выбранных показателей и явлений. При этом каждый из вариантов развития лежит в основе особого сценария будущего.

Альтернативный  подход сравнительно молод( он стал широ-ко применяться в 80-е годы) и в настоящее время быстро распространяется в практике внутрифирменного плани-рования. Оба вида поискового прогнозирования опираются как на количественные, так и на качественные методы прогнозирования.

  Нормативное (нормативно-целевое)  прогнозирование  предполагает:

-определение общих  целей и стратегических ориентиров  предприятия на будущий период;

-оценку развития  предприятия, исходя из этих  целей.

Нормативное прогнозирование  применяется чаще всего  тогда, когда предприятие не располагает необходимыми историческими данными. В силу этого оно опирается на качественные методы исследования и, как и экстраполятивное, является в большей степени традиционным подходом к предсказанию будущей среды предприятия.

 Прогнозирование, основанное на творческом видении будущего,- использует субъективное знание прогнозиста, его интуицию. Прогнозы такого рода часто имеют форму «утопии» или «антиутопии» - литературных описаний вымышленного будущего.Несмотря на кажущуюся отдаленность от мира экономики, подобные произведения являются хорошим дополнением к «сухому» качественному прогнозу. Данный вид прогнозирования может использоваться для непосредственного предсказания будущих результатов деятельности предприятия.

 В зависимости  от степени вероятности будущих  событий прогнозы делятся на вариантные и инвариантные. Инвариантный прогноз предполагает только один вариант развития будущих событий. Он возможен в условиях высокой степени определенности будущей среды. Как правило, такой прогноз базируется на экстраполятивном подходе (простом продолжении сложившейся тенденции и в будущем)

Вариантный  прогноз основывается на предположении о значительной неопределенности будущей среды и, следовательно, наличии нескольких вероятных вариантов развития. Каждый из вариантов развития учитывает специфическое состояние будущей среды предприятия и, исходя из этого, определяет основные параметры данного бизнеса. Такого рода вариант будущего состояния предприятия называется сценарием.

 По способу  представления результатов прогнозы  делятся на точечные и интервальные. Точечный прогноз исходит из того, что данный вариант развития включает единственное значение прогнозируемого показателя, например, среднедневной товарооборот в следующем месяце возрастет на 5%. Интервальный прогноз- это такое предсказание будущего, в котором предполагается некоторый интервал, диапазон значений прогнозируемого показателя. Например, среднедневной товарооборот в следующем месяце возрастет на 5-8%.

 Для конкретных  прогнозов могут применяться  и другие признаки классификации  прогнозов. Например, для прогноза рыночной конъюнктуры важно выделить такой признак, как охват объектов исследования- в зависимости от него прогноз может быть глобальным, региональным, локальным системным. Иначе говоря, он может охватывать весь рынок страны или ограничиваться рынком определенного региона, он может также охватывать локальный рынок отдельного предприятия. Он может рассматривать рыночную ситуацию в целом или же его предметом будет рынок отдельного товара. 

2.Методы прогнозирования

Вся совокупность методов прогнозирования может  быть представлена двумя группами- в зависимости от степени однородности:

-простые методы;

-комплексные методы.

 Группы простых  методов объединяет однородные  по содержанию и используемому  инструментарию методы прогнозирования  (например экстраполяция тенденций,  морфологический анализ и др.).Комплексные методы отражают совокупности, комбинации методов, чаще всего реализуемые специальными прогностическими системами (например, методы прогнозного графа, система «Паттерн» и др.).Кроме того все методы прогнозирования поделены еще на 3 класса в зависимости от характера информации , на базе которой составляется прогноз:

-фактографические  методы;

-экспертные методы;

-комбинированные  методы.

 Фактографические методы базируются на фактическом информационном материале о прошлом и настоящем развитии объекта прогнозирования. Чаще всего применяются при поисковом прогнозировании для эволюционных процессов.

 Экспертные (интуитивные) методы основаны на использовании знаний специалистов-экспертов об объекте прогнозирования и обобщении их мнений о развитии (поведении) объекта в будущем. Экспертные методы в большей мере соответствуют нормативному прогнозированию скачкообразных процессов.

 Комбинированные методы включают методы со смешанной информационной основой, в которых в качестве первичной информации наряду с экспертной используется и фактографическая. Среди фактографических методов выделяются группы:

-статистических (параметрических)  методов;

-опережающих методов.

 Группа статистических  методов включает методы, основанные  на построении и анализе динамических  рядов характеристик(параметров) объекта прогнозирования. Среди них наибольшее распространение получили экстраполяция, интерполяция, метод аналогий (модель подобия), параметрический метод и др.

 Группа опережающих  методов состоит из методов,  основанных на использовании  свойства научно-технической информации  опережать реализацию научно-технических  достижений. Среди методов этой группы выделяется публикационный, основанный на анализе и оценке динамики публикаций.

 Среди экспертных  методов выделяют группы по  следующим признакам:

Информация о работе Основы экономического прогнозирования: классификация прогнозов, методологические основы прогнозирования