Основные этапы развития торговли в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:47, лекция

Описание работы

Товарное обращение представляет собой обмен продуктов труда путем купли-продажи. Оно связывает производство и обусловленное им распределение с потреблением.

Товарное обращение представлено торговлей и общественным питанием, материально-техническим обеспечением и сбытом, заготовками сельскохозяйственной продукции и сырья (рисунок 1).

Торговлю можно рассматривать в различных аспектах: как экономическую категорию, как отрасль экономики, как вид предпринимательской деятельности.

Содержание

1. Место и роль торговли в экономической жизни общества. История возникновения и развития торговли в Беларуси.

2. Особенности, формы и методы организации торговли в условиях плановой экономики. Особенности развития торговли в социально-ориентированной рыночной экономике.

3. Товарный рынок и его инфраструктура. Потребительский рынок. Регулирование потребительского рынка.

Работа содержит 1 файл

1.1.Основные этапы развития торговли в Беларуси.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

    На  объем и структуру покупательского  спроса влияют различные группы факторов: экономические (производство, денежные доходы населения, уровень и соотношение розничных цен), социальные (уровень денежных доходов отдельных социальных групп населения, различия в структуре спроса городского и сельского населения), демографические (половозрастной состав населения), климатические (различия спроса в зависимости от сезона).

    Спрос населения на потребительские товары определяется потребностями людей в пище, одежде, жилище, духовной жизни, их денежными доходами. Отличительной особенностью спроса на потребительском рынке является то, что он носит индивидуальный и избирательный характер. Все изменения покупательского спроса имеют определенные закономерности, что дает

    возможность составлять прогнозы спроса на тот  или иной период. Модели спроса разрабатываются дифференцированно по отдельным товарам и товарным группам.

    Товарное  предложение - это масса товаров, предназначенных для реализации на рынке. Оно выступает материальной основой удовлетворения потребностей населения в потребительских товарах. На товарное предложение также оказывают влияние различные факторы (издержки производства, цена на данный товар, цены на сопряженные взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары, конкурирующие на рынке, государственная налоговая политика и т.д.).

    Поскольку спрос на потребительском рынке носит индивидуальный, избирательный характер, то и предложение должно адаптироваться к постоянно изменяющимся требованиям рынка. Как правило, жизненный цикл товаров народного потребления по сравнению со средствами производства более короткий. Требуется постоянное обновление ассортимента предлагаемых товаров.

    Определяющим  элементом в системе рыночного  механизма является цена. Изменение цены способно влиять как на спрос, так и на предложение через экономические интересы производителей и потребителей товаров народного потребления. Если спрос превышает предложение, цена растет. Это приводит к увеличению производства товаров, на них устанавливается достаточно высокий уровень цен. Если величина предложения больше спроса, то цена на товары снижается. Это заставляет производителей сокращать производство таких товаров.

    Спрос и предложение связаны не только с ценой, они могут непосредственно влиять друг на друга. Предложение качественно новых товаров приводит к возникновению спроса на них. Условиями нормального функционирования рынка является развитие конкуренции и свободное рыночное ценообразование.

    Свободное движение товаров и услуг на рынке  обеспечивает инфраструктура рынка, т.е. совокупность институтов и видов деятельности, организаций и служб, обеспечивающих условия для функционирования рынка. К инфраструктуре рынка относят снабженческо-сбытовые и другие посреднические организации, транспортные системы, складское и тарное хозяйство, информационные системы, и средства связи. Элементами рыночной инфраструктуры считаются ярмарки, аукционы, биржи.

    Внешняя торговля – предполагающая обращение товаров одной страны с другими странами. Торговля разных стран между собой в своей совокупности представляет собой международную торговлю.

    Внутренняя  торговля - предполагающая обращение товаров внутри одной страны. В рамках одной страны торговля выполняет общественно необходимую функцию – доведение товаров от изготовителя к потребителю. Внутренняя торговля, в свою очередь, подразделяется на оптовую и розничную торговлю. Кроме того, одним из каналов распределения в торговле можно считать и комиссионную торговлю, когда товары реализуются с помощью посредника.

    Видами  торговли в соответствии со ст. 7 Закона Республики Беларусь «О торговле» являются оптовая торговля, розничная торговля и общественное питание.

    Оптовая торговля - вид торговли, осуществляемый в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.

    Оптовая торговля является необходимым звеном товарного обращения. Она обеспечивает коммерческое посредничество по установлению хозяйственных связей между субъектами рынка (производителями и организациями розничной торговли), преобразованию производственного ассортимента товаров в торговый, созданию запасов и товароснабжению розничной торговой сети. Ее необходимость обусловлена специализацией организаций-изготовителей на выпуске товаров узкого ассортимента, требованиями перемещения товаров из пунктов производства в пункты потребления, комплектованием торгового ассортимента, контролем качества товаров и т.п.

    Торговые  организации могут осуществлять оптовую торговлю через общетоварные или специализированные склады, организовывать хранение и переработку товаров, формировать их запасы, оказывать информационные, транспортные и иные услуги, связанные с торговлей.

    В соответствии с п.1 статьи 213 Гражданского кодекса Республики Беларусь собственность может быть государственной или частной. Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной. Субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица. Собственность потребительской кооперации также относится к частной.

    Доля  в оптовой торговле частной формы собственности (включая потребкоопрацию) составляет 74%, государственной 20%, иностранной 6%.

    Розничная торговля - вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Она осуществляется обычно через торговые объекты (магазин, павильон, палатка, киоск, лоток, торговый автомат, автолавка, автомагазин).

    В Республике Беларусь насчитывается  свыше 34 тыс. магазинов и палаток. Торговая площадь магазинов составляет 2,9 млн. м2.

    Доля  в розничной торговле частной формы собственности составляет 81,9 %, государственной 15,8%, иностранной 2,3%.

    Общественное  питание (торгово-производственная деятельность) представляет собой вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию и организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению. Оно осуществляется через торговые объекты общественного питания, которые подразделяются на типы (столовая, ресторан, кафе, закусочная, буфет, бар и т.п.), имеющие наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья), либо не имеющие их.

Сеть объектов общественного питания республики составляет 10,5 тыс. единиц.

    Доля в общественном питании частной формы собственности  составляет 61,2 %, государственной 33,1%, иностранной 5,7%. 

Организационные формы торговли

    В Республике Беларусь в качестве форм осуществления торговли определены:

    •   комиссионная торговля (осуществляется на основании заключенных договоров комиссии);

    •   торговля на конкурсах (договор купли-продажи  заключается на торгах с претендентом, предложившим наилучшие условия);

    •   торговля на аукционах (товар реализуется  на торгах в заранее установленное время и в назначенном месте тому, кто предложил наивысшую цену);

    •   торговля по образцам (товар выбирается покупателем по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах и т.п.);

    •   торговля с использованием автоматов;

    •   выездная торговля (торговля вне постоянного места расположения торгового объекта);

    •   посылочная торговля;

    •   биржевая торговля (договора купли-продажи  заключаются на биржевых торгах);

    •   торговля на ярмарке (оптовая или  розничная торговля в определенном месте и в определенное время, проводится на местном, республиканском и межгосударственном уровнях);

    •   электронная торговля (заказ, покупка  и продажа товаров осуществляются с использованием информационных систем и сетей);

    •   торговля на рынке;

    •   иные формы, не запрещенные законодательством. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О торговле» рынок определяется как имущественный комплекс, включающий специально отведенный участок с расположенными на нем зданиями, сооружениями, оборудованием, предназначенным для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями торговли сельскохозяйственной продукцией, дикорастущими плодами, ягодами и иными продовольственными и непродовольственными товарами, а также животными. Торговля на рынках осуществляется в торговых объектах с созданием необходимых условий для приобретения товаров, оказания услуг и с использованием торгово-технологического оборудования. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 384 от 07.04.2004 г. определены «Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания». 

    Принципы  и формы государственного регулирования торговли

    Формы государственного регулирования торговли определены ст. 17 Закона Республики Беларусь «О торговле». Ими являются:

    •    сертификация, техническое нормирование и стандартизация, государственная гигиеническая регламентация и государственная гигиеническая регистрация товаров;

    •    лицензирование торговли в случаях  и в порядке, предусмотренных законодател ьством;

    •    квотирование поставок товаров;

    •    формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций.

    Под закупочной интервенцией понимается закупка  товаров у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения. Товарная интервенция - это продажа товаров торговым организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю на территории Республики Беларусь, в целях стабилизации предложения и ликвидации товарного дефицита.

    JB качестве принципов государственного  регулирования торговли провозглашены соблюдение равенства прав субъектов торговли на осуществление торговли; исключение неправомерности вмешательства государственных органов в их деятельность; приоритет экономических методов государственного регулирования торговли над административными; обеспечение условий для реализации права на свободу выбора торгового партнера и товара; ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции; защита государством законных интересов субъектов торговли и потребителей.

    Так, в целях защиты прав потребителей в январе 2002 г. принят Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», который регулирует правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей при розничной торговле, устанавливает их права на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях, просвещение в области защиты прав потребителей, государственную и общественную защиту их интересов.

    Государственными органами определены правила торговли, которые устанавливают единые требования, в соответствии с которыми субъекты торговли осуществляют розничную торговлю и общественное питание. Предусмотрен государственный контроль в области торговли.

    Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 724 от 30 мая 2003 г. «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» утверждены норматив обеспеченности населения торговой площадью - 260 м2 на 1 тыс. чел. и норматив обеспеченности населения местами в общедоступной сети объектов общественного питания - не менее 15 мест на 1 тыс. чел. Государственными органами контролируется соблюдение социальных стандартов. 
 

    Литература. 

    1. Экономика предприятий торговли: учеб. пособие (под общ. ред. Н.В. Максименко, Е.Н. Шишковой). – Минск, Вышэйшая школа, 2009
    2. Торговое дело: экономика и организация: Учебник/ Под общ.ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. – М.: ИНФРА – М, 1999. 256 с.
    3. Национальная стратегия устойчивого социальноэкономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г./Национальная комиссия по устойчивому развитию Респ. Беларусь; Редколлегия: Я.М. Александрович и др. — Мн.: Юнипак. — 200 с.
    4. Сайт министерства торговли http://www.mintorg.gov.by

Информация о работе Основные этапы развития торговли в Беларуси