Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:47, лекция
Товарное обращение представляет собой обмен продуктов труда путем купли-продажи. Оно связывает производство и обусловленное им распределение с потреблением.
Товарное обращение представлено торговлей и общественным питанием, материально-техническим обеспечением и сбытом, заготовками сельскохозяйственной продукции и сырья (рисунок 1).
Торговлю можно рассматривать в различных аспектах: как экономическую категорию, как отрасль экономики, как вид предпринимательской деятельности.
1. Место и роль торговли в экономической жизни общества. История возникновения и развития торговли в Беларуси.
2. Особенности, формы и методы организации торговли в условиях плановой экономики. Особенности развития торговли в социально-ориентированной рыночной экономике.
3. Товарный рынок и его инфраструктура. Потребительский рынок. Регулирование потребительского рынка.
На
объем и структуру
Спрос населения на потребительские товары определяется потребностями людей в пище, одежде, жилище, духовной жизни, их денежными доходами. Отличительной особенностью спроса на потребительском рынке является то, что он носит индивидуальный и избирательный характер. Все изменения покупательского спроса имеют определенные закономерности, что дает
возможность составлять прогнозы спроса на тот или иной период. Модели спроса разрабатываются дифференцированно по отдельным товарам и товарным группам.
Товарное предложение - это масса товаров, предназначенных для реализации на рынке. Оно выступает материальной основой удовлетворения потребностей населения в потребительских товарах. На товарное предложение также оказывают влияние различные факторы (издержки производства, цена на данный товар, цены на сопряженные взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары, конкурирующие на рынке, государственная налоговая политика и т.д.).
Поскольку спрос на потребительском рынке носит индивидуальный, избирательный характер, то и предложение должно адаптироваться к постоянно изменяющимся требованиям рынка. Как правило, жизненный цикл товаров народного потребления по сравнению со средствами производства более короткий. Требуется постоянное обновление ассортимента предлагаемых товаров.
Определяющим элементом в системе рыночного механизма является цена. Изменение цены способно влиять как на спрос, так и на предложение через экономические интересы производителей и потребителей товаров народного потребления. Если спрос превышает предложение, цена растет. Это приводит к увеличению производства товаров, на них устанавливается достаточно высокий уровень цен. Если величина предложения больше спроса, то цена на товары снижается. Это заставляет производителей сокращать производство таких товаров.
Спрос и предложение связаны не только с ценой, они могут непосредственно влиять друг на друга. Предложение качественно новых товаров приводит к возникновению спроса на них. Условиями нормального функционирования рынка является развитие конкуренции и свободное рыночное ценообразование.
Свободное движение товаров и услуг на рынке обеспечивает инфраструктура рынка, т.е. совокупность институтов и видов деятельности, организаций и служб, обеспечивающих условия для функционирования рынка. К инфраструктуре рынка относят снабженческо-сбытовые и другие посреднические организации, транспортные системы, складское и тарное хозяйство, информационные системы, и средства связи. Элементами рыночной инфраструктуры считаются ярмарки, аукционы, биржи.
Внешняя торговля – предполагающая обращение товаров одной страны с другими странами. Торговля разных стран между собой в своей совокупности представляет собой международную торговлю.
Внутренняя торговля - предполагающая обращение товаров внутри одной страны. В рамках одной страны торговля выполняет общественно необходимую функцию – доведение товаров от изготовителя к потребителю. Внутренняя торговля, в свою очередь, подразделяется на оптовую и розничную торговлю. Кроме того, одним из каналов распределения в торговле можно считать и комиссионную торговлю, когда товары реализуются с помощью посредника.
Видами торговли в соответствии со ст. 7 Закона Республики Беларусь «О торговле» являются оптовая торговля, розничная торговля и общественное питание.
Оптовая торговля - вид торговли, осуществляемый в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.
Оптовая торговля является необходимым звеном товарного обращения. Она обеспечивает коммерческое посредничество по установлению хозяйственных связей между субъектами рынка (производителями и организациями розничной торговли), преобразованию производственного ассортимента товаров в торговый, созданию запасов и товароснабжению розничной торговой сети. Ее необходимость обусловлена специализацией организаций-изготовителей на выпуске товаров узкого ассортимента, требованиями перемещения товаров из пунктов производства в пункты потребления, комплектованием торгового ассортимента, контролем качества товаров и т.п.
Торговые организации могут осуществлять оптовую торговлю через общетоварные или специализированные склады, организовывать хранение и переработку товаров, формировать их запасы, оказывать информационные, транспортные и иные услуги, связанные с торговлей.
В соответствии с п.1 статьи 213 Гражданского кодекса Республики Беларусь собственность может быть государственной или частной. Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной. Субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица. Собственность потребительской кооперации также относится к частной.
Доля в оптовой торговле частной формы собственности (включая потребкоопрацию) составляет 74%, государственной 20%, иностранной 6%.
Розничная торговля - вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Она осуществляется обычно через торговые объекты (магазин, павильон, палатка, киоск, лоток, торговый автомат, автолавка, автомагазин).
В Республике Беларусь насчитывается свыше 34 тыс. магазинов и палаток. Торговая площадь магазинов составляет 2,9 млн. м2.
Доля в розничной торговле частной формы собственности составляет 81,9 %, государственной 15,8%, иностранной 2,3%.
Общественное питание (торгово-производственная деятельность) представляет собой вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию и организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению. Оно осуществляется через торговые объекты общественного питания, которые подразделяются на типы (столовая, ресторан, кафе, закусочная, буфет, бар и т.п.), имеющие наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья), либо не имеющие их.
Сеть объектов
общественного питания
Доля
в общественном питании частной формы
собственности составляет 61,2 %, государственной
33,1%, иностранной 5,7%.
Организационные формы торговли
В Республике Беларусь в качестве форм осуществления торговли определены:
• комиссионная торговля (осуществляется на основании заключенных договоров комиссии);
• торговля на конкурсах (договор купли-продажи заключается на торгах с претендентом, предложившим наилучшие условия);
• торговля на аукционах (товар реализуется на торгах в заранее установленное время и в назначенном месте тому, кто предложил наивысшую цену);
• торговля по образцам (товар выбирается покупателем по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах и т.п.);
• торговля с использованием автоматов;
• выездная торговля (торговля вне постоянного места расположения торгового объекта);
• посылочная торговля;
• биржевая торговля (договора купли-продажи заключаются на биржевых торгах);
• торговля на ярмарке (оптовая или розничная торговля в определенном месте и в определенное время, проводится на местном, республиканском и межгосударственном уровнях);
•
электронная торговля (заказ, покупка
и продажа товаров
• торговля на рынке;
•
иные формы, не запрещенные законодательством.
В соответствии с Законом Республики
Беларусь «О торговле» рынок определяется
как имущественный комплекс, включающий
специально отведенный участок с расположенными
на нем зданиями, сооружениями, оборудованием,
предназначенным для осуществления юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями
торговли сельскохозяйственной продукцией,
дикорастущими плодами, ягодами и иными
продовольственными и непродовольственными
товарами, а также животными. Торговля
на рынках осуществляется в торговых объектах
с созданием необходимых условий для приобретения
товаров, оказания услуг и с использованием
торгово-технологического оборудования.
Постановлением Совета Министров Республики
Беларусь № 384 от 07.04.2004 г. определены «Правила
осуществления розничной торговли отдельными
видами товаров и общественного питания».
Принципы и формы государственного регулирования торговли
Формы государственного регулирования торговли определены ст. 17 Закона Республики Беларусь «О торговле». Ими являются:
• сертификация, техническое нормирование и стандартизация, государственная гигиеническая регламентация и государственная гигиеническая регистрация товаров;
• лицензирование торговли в случаях и в порядке, предусмотренных законодател ьством;
• квотирование поставок товаров;
• формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций.
Под закупочной интервенцией понимается закупка товаров у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения. Товарная интервенция - это продажа товаров торговым организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю на территории Республики Беларусь, в целях стабилизации предложения и ликвидации товарного дефицита.
JB
качестве принципов
Так, в целях защиты прав потребителей в январе 2002 г. принят Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», который регулирует правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей при розничной торговле, устанавливает их права на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях, просвещение в области защиты прав потребителей, государственную и общественную защиту их интересов.
Государственными органами определены правила торговли, которые устанавливают единые требования, в соответствии с которыми субъекты торговли осуществляют розничную торговлю и общественное питание. Предусмотрен государственный контроль в области торговли.
Постановлением
Совета Министров Республики Беларусь
№ 724 от 30 мая 2003 г. «О мерах по внедрению
системы государственных социальных стандартов
по обслуживанию населения республики»
утверждены норматив обеспеченности населения
торговой площадью - 260 м2 на 1 тыс. чел. и
норматив обеспеченности населения местами
в общедоступной сети объектов общественного
питания - не менее 15 мест на 1 тыс. чел.
Государственными органами контролируется
соблюдение социальных стандартов.
Литература.
Информация о работе Основные этапы развития торговли в Беларуси