Основные этапы развития торговли в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:47, лекция

Описание работы

Товарное обращение представляет собой обмен продуктов труда путем купли-продажи. Оно связывает производство и обусловленное им распределение с потреблением.

Товарное обращение представлено торговлей и общественным питанием, материально-техническим обеспечением и сбытом, заготовками сельскохозяйственной продукции и сырья (рисунок 1).

Торговлю можно рассматривать в различных аспектах: как экономическую категорию, как отрасль экономики, как вид предпринимательской деятельности.

Содержание

1. Место и роль торговли в экономической жизни общества. История возникновения и развития торговли в Беларуси.

2. Особенности, формы и методы организации торговли в условиях плановой экономики. Особенности развития торговли в социально-ориентированной рыночной экономике.

3. Товарный рынок и его инфраструктура. Потребительский рынок. Регулирование потребительского рынка.

Работа содержит 1 файл

1.1.Основные этапы развития торговли в Беларуси.doc

— 136.00 Кб (Скачать)
    1. Основные  этапы развития торговли в Беларуси
 

  1. Место и роль торговли в экономической жизни общества. История возникновения и развития торговли в Беларуси.

  2. Особенности, формы и методы организации торговли в условиях плановой экономики. Особенности развития торговли в социально-ориентированной рыночной экономике.

  3. Товарный рынок и его инфраструктура. Потребительский рынок. Регулирование потребительского рынка. 

    1. ВОПРОС

    Товарное  обращение представляет собой обмен  продуктов труда путем купли-продажи. Оно связывает производство и обусловленное им распределение с потреблением.

    Товарное  обращение представлено торговлей  и общественным питанием, материально-техническим обеспечением и сбытом, заготовками сельскохозяйственной продукции и сырья (рисунок 1).

    Торговлю  можно рассматривать в различных аспектах: как экономическую категорию, как отрасль экономики, как вид предпринимательской деятельности.

    Как экономическая категория  торговля выражает отношения обмена путем купли-продажи товаров посредством денег и может рассматриваться как своеобразная форма организации товарно-денежного обмена продуктами труда, характеризующаяся в условиях рынка конкуренцией и преследующая цели наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей. Торговля как форма товарного обращения осуществляет связь между производством и потреблением и представляет собой фазу расширенного воспроизводства.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 1 – Отрасли товарного обращения.

    Торговля  как отраслевая экономическая система представляет собой крупное и важное подразделение экономики, включающее совокупность торговых организаций, предприятий и торговых объектов и обладающее общностью материально-технической базы, используемых кадров и торгово-технологического процесса. Ей присущи все внутренние и внешние свойства отраслевых систем. К внутренним свойствам относятся однородность и устойчивость, к внешним - обусловленность отраслевой системы и ее способность к адаптации.

    Однородность  торговли заключается в однородности получаемого ею конечного результата, охватывающего реализацию товаров народного потребления и удовлетворение потребности в этих товарах.

    Под устойчивостью отраслевой системы обычно понимается подчиненность ее отдельных звеньев единым закономерностям развития и внутренняя гармоничность ее отдельных частей. Торговля обладает свойством устойчивости, она включает совокупность торговых организаций, предприятий и объектов, осуществляющих продвижение товаров от производства к потребителям, а также некоторую доработку товаров, т.е. продолжение процесса производства в сфере обращения (сортировка, расфасовка и упаковка, комплектование необходимого ассортимента товаров и т.д.). Нарушение отдельных элементов торгово-технологического процесса недопустимо, так как может вызвать ломку всего процесса продвижения товаров к потребителю и их реализации, что также свидетельствует об устойчивости системы.

    Обусловленность отраслевой системы означает незначительную зависимость принимаемых отраслевых решений от небольших колебаний внешних параметров. Например, для торговли потребительской кооперации стремление к малой обусловленности выражается в создании такого комплекса объектов и связей, который обеспечивал бы надежность функционирования всей системы и непрерывность процесса реализации - выделение оптовой торговли. Конечно, при формировании отраслевых систем необходим компромисс в соблюдении требований специализации и малой обусловленности.

    Торговля  обладает также способностью к  адаптации, т.е. стремлением к такому изменению условий внутренней и внешней среды, которое противодействовало бы снижению эффективности функционирования данной системы. При этом торговля как отраслевая адаптивная система вписывается в более общую систему (экономику в целом), в которой действуют другие отраслевые системы, и ее развитие должно согласовываться с их деятельностью.

    Сущность  торговли проявляется в ее функциях в системе общественно-экономических  отношений. Торговля выполняет две функции:

  • функцию удовлетворения платежеспособного спроса населения, реализации доли каждого индивида в национальном доходе в определенных предметах потребления, тем самым обеспечивая воспроизводство рабочей силы;
  • функцию обмена товаров путем купли-продажи, смены форм стоимости или возмещения при обмене затрат общественного необходимого труда.

    В процессе выполнения первой функции  происходит реализация произведенных продуктов как потребительных стоимостей, в процессе выполнения второй - реализация их как стоимостей (обмен денежных доходов населения на предметы потребления). Главной является функция удовлетворения платежеспособного спроса населения.

    Выполняя  свои функции, торговля обеспечивает производству возмещение затрат на изготовление товаров и получение прибыли, способствует непрерывности процесса воспроизводства.

    В процессе доведения товаров от производства до потребления торговля изучает спрос населения, составляет заказы промышленности на производство товаров народного потребления, способствует укреплению связей между отдельными отраслями экономики.

    Целевые функции торговли и всей экономики совпадают. В то же время торговля, являясь обособленной отраслевой системой, выполняет специфическую роль в общественном воспроизводстве.

    Торговля  как вид предпринимательской деятельности рассматривается в Законе Республики Беларусь «О торговле», вступившем в силу в 2004 г. В ст. 2 данного Закона торговля определяется как предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению услуг, связанных с продажей товаров. При этом товарами считаются предметы личного, семейного, домашнего потребления, продукция производственно-технического назначения и иное имущество, предназначенное для продажи.

    В современных условиях торговля осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на условиях конкуренции [1]. 

  История возникновения и  развития торговли в  Беларуси. 

    Георгий Франциск Скорина (1476–1551) считал, что достоинство человека заключается в интеллекте, морали, общественной активности, а не в богатстве, власти и сословной принадлежности.  И  ответом  народа  на  вызов  Бога  своему творению  может  быть только  творческая  деятельность  людей.  В  своем  творчестве  человек самосовершенствуется духовно, становится достойным своего Творца.

    Это самосовершенствование человека есть длительный процесс духовно-материальной деятельности. Именно в нем необходимо определить место экономической деятельности, ее границы, т. е. установить, какая форма духовно-материальной  деятельности предшествовала экономической деятельности и какая форма деятельностного самосовершенствования человека идет на смену экономической деятельности.

    В эпоху раннего феодализма в торговле преобладали внешнеэкономические связи, но с развитием собственных производительных сил, путей и средств сообщения, денежного обращения начинает преобладать внутренняя. Были налажены торговые отношения с Арабским востоком, Западной Европой, княжествами Киевской Руси.

    Белорусские земли находились на древнем торговом пути «из варяг в греки», который соединял - Балтийское и Черное моря. Белорусы торговали мехами, воском, медом, лесом, зерном, ремесленными изделиями. Основными формами внутренней торговли были: мелкая розничная; ярмарки; постоянные сельские и городские рынки. Торговля находилась в тесной связи с церковью. Как средство взаиморасчетов использовались арабские дирхемы, потом западноевропейские динарии, гривны

    Развитие  городов в 13-17 вв. сопровождалось развитием  торговли. К середине 17в в ВКЛ было около 1000 городов и местечек. Относительная самостоятельность городов вследствие введения магдербургского права сопровождалась большим денежным оброком государству. Это содействовало развитию торговли. В купеческом сословии создаются братства и гильдии. Цель – защита интересов местных купцов. Как средство расчетов был введен пражский грош. Продолжали использовать также и слитки серебра.

    Во  второй половине 17в начинается хозяйственный упадок белорусских земель. Полное закрепощение вызвало ряд крестьянских войн. В 1700 – 1721 – северная война Речи Посполитой и России со Швецией привела к гибели значительной части населения, что также негативно отразилось на развитии торговли.

    Торговля  оживилась только в середине 18в с зарождением мануфактурного производства. Основными причинами резкого подъёма являются:

    1. быстрый рост населения (выше довоенного уровня). 2. увеличение спроса на сельскохозяйственную продукцию на внутреннем и особенно внешнем рынке. 3. экономические реформы, возникновение новых фольварков, увеличение площади посевных культур, совершенствование агротехники, укреплялись связи с рынком, 4. появление мануфактур.

    Присоединение Беларуси к России содействовало экономическому росту. Расширялся рынок сбыта продуктов земледелия.

    В 19в. кризис феодально-крепостнической системы привел к началу ее разложения. Она была основана на фольварково-барщинном хозяйстве и полной личной зависимости крестьян от помещиков. НТП приводит к постепенному изменению способа производства и социально-экономического строя. 19 февраля 1861 Алесандр II подписал манифест об отмене крепостного права. Крестьяне получали личную свободу, заключали торговые и иные сделки, поступали на службу и учебные заведения, право выкупать усадьбу.

    Развитие  капитализма  в послереформенный период (60-90-ые гг. 19 в.) сопровождалось строительством  путей сообщения (шоссейных, железнодорожных и речных путей). Недоставало навыков и умения хозяйствования в рыночных условиях. Началась переориентация сельского хозяйства с производства зерна на производство продукции животноводства, птицеводства, производство картофеля, конопли, льна, молочных продуктов (сыров, сливок, сметаны).

    В 1906-1917 гг. проведена Столыпинская  аграрная реформа. Основная ее цель – разрушение единого общекрестьянского движения против помещичьего землевладения и создание в лице зажиточного класса сельской буржуазии-кулачества прочной социальной основы так до конца и не будет достигнута. 

    2. ВОПРОС 

    В послеоктябрьский период экономика  России характеризовалась возникновением антирыночных натуральных тенденций. Была запрещена частная торговля, введены государственная монополия на подавляющую часть товаров промышленного производства, а также хлебная монополия. Однако уже спустя четыре года после Октябрьской революции В.И.Ленин признал ошибочными полное закрытие местного рынка и чрезмерную монополизацию торговли.

    Развитие  экономики Беларуси в условиях НЭПа (1921-1927гг) складывалось на симбиозе рыночных и социалистических принципов. Однородные предприятия объединялись в тресты (10 предприятий). Тресты в синдикаты. Была восстановлена денежная оплата труда, однако наложено ограничение на перемену места работы. Функционировал бесплатный транспорт, и коммунальные платежи погашались государством. Для НЭПа характерно усиление материального стимулирования работников и развитие торговли. Преобладающие позиции в торговле в этот период заняла потребительская кооперация. Эта форма организации торговли возникла в России в 60-е гг. XIX в. и удерживала лидирующее положение вплоть до середины 30-х гг. XX в.

    Одной из главных причин свертывания НЭПа были «ножницы цен» 1923г, когда цены на промышленные товары были существенно выше цен на сельскохозяйственную продукцию.

    В 30-е годы 20в принят курс на индустриализацию. Основная цель: превращение страны в экономически независимое государство, производящее все необходимые товары, в первую очередь – средства производства. В экономике стал преобладать механизм военного коммунизма, основанный на административном принуждении и диктате. Экономически неэффективные решения сглаживались огромными запасами природных и трудовых ресурсов. 

    В январе 30-го последовало определение  сроков коллективизации по отдельным районам. Коллективизация носила насильственный характер. Всех, кто сопротивлялся новой власти лишали право голоса, арестовывали и высылали. В колхозы забирали всё бесплатно. Методы: принуждение, высылка, расстрел, запугивание, раскулачивание. В годы коллективизации сельскому хозяйству был нанесен существенный урон. Полноценная торговля была заменена планово-распределительной системой.

Информация о работе Основные этапы развития торговли в Беларуси