Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:47, лекция
Товарное обращение представляет собой обмен продуктов труда путем купли-продажи. Оно связывает производство и обусловленное им распределение с потреблением.
Товарное обращение представлено торговлей и общественным питанием, материально-техническим обеспечением и сбытом, заготовками сельскохозяйственной продукции и сырья (рисунок 1).
Торговлю можно рассматривать в различных аспектах: как экономическую категорию, как отрасль экономики, как вид предпринимательской деятельности.
1. Место и роль торговли в экономической жизни общества. История возникновения и развития торговли в Беларуси.
2. Особенности, формы и методы организации торговли в условиях плановой экономики. Особенности развития торговли в социально-ориентированной рыночной экономике.
3. Товарный рынок и его инфраструктура. Потребительский рынок. Регулирование потребительского рынка.
Специальное постановление правительства от 8 сентября 1935 г. разграничило сферы деятельности государственной торговли и потребительской кооперации – соответственно города и сельская местность. Таким образом была ликвидирована возникшая диспропорция, когда в промышленном производстве преобладала государственная собственность, а в сфере торгового обращения – кооперативная.
Развитие торговли было приостановлено в годы Великой Отечественной войны. Торговля была свернута и заменена нормируемым распределением. Между тем наряду с карточками и талонами существовала свободная колхозная, а с 1944 г. и государственная коммерческая торговля.
В 50-е гг. в организации торговли, и прежде всего оптовой, произошли значительные изменения. Во-первых, в 1953 г. сбытовой оптовый аппарат был передан в ведение Министерства торговли СССР. До этого времени оптовая торговля осуществлялась сбытовыми органами промышленности, которые работали в отрыве от розничной торговли и не были заинтересованы в улучшении качества и ассортимента товаров.
Во-вторых,
большая часть предприятий
В-третьих, произошло укрупнение потребительских обществ.
Именно в 50-е гг. были сформированы основные пропорции и принципиальные организационные схемы в управлении торговлей, которые просуществовали до начала 90-х гг., т.е. более 35 лет.
Торговля потребительскими товарами осуществлялась в трех формах: государственной, кооперативной и колхозно-базарной, что было обусловлено наличием трех форм собственности: государственной, колхозно-кооперативной и личной. Доля государственной торговли в общем объеме розничного товарооборота составляла около 70%, кроме того, к ней относилась внешняя торговля, а также 95% оптовой торговли страны.
Переход Беларуси к цивилизованной рыночной экономике вызывает необходимость кардинальных изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны. Особую значимость приобретает формирование адекватного рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг, поскольку именно торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение нужд и запросов потребителей.
Решение
этой ответственной задачи требует от
торговли не только усилий, связанных
с реализацией произведенной стоимости,
но и выполнения сложнейшего комплекса
мероприятий, обеспечивающих продвижение
товаров от производителей к потребителям[2].
Особенности развития торговли в социально-ориентированной рыночной экономике
Вступив в XXI век, человечество столкнулось с целым рядом сложных проблем, обусловленных, с одной стороны, противоречиями между обществом и природой, с другой стороны, политическими, экономическими, культурными противоречиями между экономически развитыми и остальнымистранами мира.
Трансформационные процессы в мире связаны, прежде всего, с глобализацией – объективным процессом превращения экономик отдельных стран из относительно замкнутых систем в элементы единого мирового хозяйства. В основе глобализации лежит международное разделение труда и связанные с ним экономические, политические и другие отношения между государствами, предприятиями, фирмами, объединяющие национальные экономики, создающие единый мировой рынок и его инфраструктуру. Сегодня мировая экономика предстает не в виде простой суммы национальных хозяйств, а в виде реально существующей геоэкономики, то есть целостной экономической системы с наличием наряду с национальными государствами новых субъектов – транснациональных корпораций (ТНК), международных (межнациональных) компаний (МНК), их союзов, региональных группировок, международных организаций.
Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики в ее завершенном виде – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде.
Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.
Помимо этих, типичных для развитых стран с рыночной экономикой черт и принципов, белорусская модель уже на начальной стадии своего становления включала специфические черты, отражающие историю страны, традиции народа, его менталитет с преобладанием таких черт, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость. Она исключает такие составляющие как эгоцентризм, эксплуатация чужого труда, обвальная безработица, резкая социальная дифференциация населения по доходам.
В процессе преодоления кризиса и начала экономического подъема формирование рыночной экономики Беларуси вступило во вторую стадию, которая характеризуется как смешанная экономика с развитыми рыночными отношениями, новой ролью государства, сильной, но уже селективной социальной политикой. Формируется достаточно развитый и эффективный частный сектор и гражданское общество. Вторая стадия предусмотрена и реализовалась Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг.
В дальнейшем будет осуществляться переход к третьей стадии, характеризующейся преобладанием правовых норм, государственных институтов и общественных структур новой экономической системы, в которой государство определяет рамочные политико-экономические и правовые условия, взаимодействует с развитым гражданским обществом и эффективным частным сектором на основе Конституции, всей системы законов в демократическом режиме социального партнерства. Государство совместно с активными социальными группами, профсоюзами, общественными движениями, организациями и ассоциациями создает эффективный механизм осуществления преобразований. По мере их углубления будет возрастать роль рыночного саморегулирования.
Совершенствование структур потребления и производства. Как показывает опыт промышленно развитых стран, высокий уровень потребления достигается дорогой ценой – интенсивной эксплуатацией природных ресурсов и нарушением экологического равновесия, нерациональным использованием производственного и человеческого потенциалов. И если все страны мира приблизятся к стандартам потребления развитых стран на существующей технологической основе, то это может привести к глобальной катастрофе. Назрела необходимость перехода к новому содержанию экономического роста, новой постиндустриальной цивилизации, причем эволюционным,а не революционным путем.
Речь идет, прежде всего, о поиске новых подходов к совершенствованию
структур производства и потребления на основе оценки степени ограниченности ресурсов с учетом оптимального уровня удовлетворения потребностей человека. Необходимо как формирование разумных потребностей человека (разработка и широкое использование научно обоснованных норм и нормативов потребления благ и услуг), так и максимально возможная экономия ресурсов путем внедрения системы ресурсосберегающих технологий.
Для
стабильного обеспечения
•
обеспечение структурно-
•
повышение
• реструктуризация и совершенствование организационных структур с созданием небольших и средних предприятий, выпускающих товары для конкретных групп потребителей.
Важное значение имеет наращивание производства продукции из местного сырья – продовольственных товаров, изделий из древесины, текстильных изделий.
В структуре спроса продовольственных товаров будет повышаться доля продуктов питания, и сокращаться удельный вес алкогольных напитков. Не обходим переход к «белкововитаминной» структуре питания с содержанием основных питательных веществ (в том числе белков животного происхождения, жиров, витаминов, незаменимых аминокислот и т.д.) и энергии, соответствующим рекомендуемым нормам.
Важное значение имеет увеличение удельного веса продуктов питания, производимых в экологически чистых регионах страны, а также развитие производства экологически безопасной продукции.
В объеме предлагаемых на рынке товарных ресурсов должна повыситься доля товаров отечественных производи телей. Для этого предстоит улучшить ус ловия реализации отечественной продукции.
Для обеспечения импортозамещения на потребительском рынке предусматривается принятие мер по следующим направлениям:
•
совершенствование системы
• расширение производства импортозамещающей продукции;
•
совершенствование
3. ВОПРОС
Внешняя и внутренняя торговля. Торги, конкурсы, аукционы. Товарный рынок. Потребительский рынок. Регулирование потребительского рынка.
Рынок - это неотъемлемый элемент товарного хозяйства, сфера, где происходит обмен произведенных продуктов. Он представляет собой систему экономических отношений производства и обмена товаров с помощью денег. Посредством рынка происходит обмен результатами деятельности товаропроизводителей, удовлетворение личных и общественных потребностей. Условия формирования и развития рынка представлены на рис. 1.1.
В
качестве субъектов
рынка рассматриваются домашние хозяйства,
предприниматели, правительство, т.е. участники
сделок купли-продажи: предприниматели,
юридические и физические лица.
Рис. 1.1. Условия формирования и развития рынка
Рис. 1.2. Структура рынка по объектам обмена
В соответствии с п. 1 ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо имеет самостоятельный баланс.
К организационно-правовым формам юридических лиц относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, унитарные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, ассоциации и союзы коммерческих и некоммерческих организаций и т.д.
Объекты рынка - это материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства (средства производства, рабочая сила, капитал).
Рынок имеет многообразную структуру. По объектам обмена его классифицируют на рынок товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок (рис. 1.2). Рынок товаров и услуг называют также потребительским рынком.
Основными элементами рынка являются предложение, спрос и цена. Все изменения и процессы, которые происходят в системе общественного воспроизводства, находят отражение в соотношении спроса и предложения, в общем состоянии рынка товаров и услуг и его отдельных элементов.
Одним из элементов потребительского рынка является покупательский спрос как форма выражения потребностей в условиях товарно-денежных отношений. Покупательский спрос выражает не все потребности, а только их часть, которая обеспечена денежными средствами населения с учетом складывающихся на рынке цен. Общий объем спроса показывает сумму денежных средств, которая в определенный период может быть предъявлена на покупку товаров в рамках республики, экономического региона, области и т.д.
В зависимости от состояния товарного обеспечения вынесенных на рынок платежеспособных потребностей различают реализованный и неудовлетворенный спрос. Реализованный спрос отражает часть представленного на рынке спроса, которая фактически удовлетворена при покупке товаров и оплате услуг. Неудовлетворенный спрос показывает часть действительного спроса, которая осталась нереализованной из-за отсутствия на рынке необходимых товаров, их несоответствия по качеству и ассортименту.
Информация о работе Основные этапы развития торговли в Беларуси