Основные фонды и пути улучшения их использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных фондов Общества с Ограниченной Ответственность «Оренбурггазпромэнерго». Основными задачами работы является изучение обеспеченности и эффективности использования основных средств предприятия с помощью показателей фондоотдачи, фондовооружённости, фондорентабельности, фондоёмкости.

Содержание

Введение......................................................................................................................5
1 Теоретические проблемы основных фондов и пути повышения экономической эффективности их использования.............................................6
1.1 Проблемы инвестирования предприятий на современном этапе….. …….….6
1.2 Дешевая рабочая сила препятствует обновления основных фондов …..…...9
1.3 Необходимость использования амортизационной политики..........................10
2 Современное состояние основных фондов и пути повышения экономической эффективности использования.................................................................................14
2.1 Характеристика предприятия ООО «Оренбурггазпромэнерго».....................14
2.2 Современное состояние предприятия ООО «Оренбурггазпромэнерго»…...18
3 Пути повышения основных фондов и пути повышения экономической эффективности их использования......................................................................21
3.1 Государственное регулирование инновационного развития и амортизационной политики………………………………………………………..21
3.2 Долгосрочная стратегия возмещения, выбытия и обновления основных фондов……………………………………………………………….……………....25
Заключение.................................................................................................................29
Список литературы....................................................................................................30

Работа содержит 1 файл

Моя_курсовая_по_ЭП.doc

— 310.00 Кб (Скачать)
 

     Из таблицы видно, что даже для оборудования с периодом эксплуатации в 5 лет 15-процентная инфляция съедает около 40% его изначальной стоимости. Для оборудования с периодом эксплуатации в 15 лет при 15-процентной инфляции съедается 2/3 произведенных капиталовложений. Следовательно, индексация фондов даже при достаточно умеренной инфляции совершенно необходима.

     Выведенная нами формула (2) может использоваться для определения индексов переоценки основных фондов. При этом фонды, относящиеся к инновационным и имеющие относительно длительный срок амортизации (порядка 6-7 лет), должны индексироваться по повышенному тарифу. Это означает, что при их индексации следует закладывать определенную надбавку к коэффициенту обесценения μ. В настоящее время переоценка фондов на предприятии «Оренбурггазпромэнерго» как и в России не производится по причине отсутствия значительной инфляции.

    Помимо амортизационной политики также составляются планы по НИОКР. В соответствии с планом НИОКР для Управления "Оренбурггазпромэнерго" в 2005 г. были  выполнены научно-исследовательские работы на общую сумму 888 тыс. руб. (с НДС)

     Результаты НИОКР планируется применять при корректировке проектов и последующем ремонте основного оборудования в целях увеличения надежности его работы и снижения эксплуатационных затрат./6/ 
 

3.Пути  повышения основных фондов и пути повышения экономической эффективности их использования. 
 

3.1 Государственное регулирование инновационной системы и амортизационной политики. 
 

     При формировании национальной инновационной системы России необходимо учесть факторы, трансформирующие производственно-отраслевую иерархию НИС развитых государств, поэтому формирование региональных инновационных систем — важный этап создания национальной инновационной системы РФ. Эта деятельность государства должна иметь статус приоритетной, ее необходимо оформить законодательно. Для создания региональных инновационных систем необходимо разработать и реализовать на практике стратегии инновационного развития, способные задействовать институты и технологии инновационного роста каждого региона с учетом особенностей их экономического развития.

     Параллельно следует начать разработку стратегий формирования крупных региональных инновационных систем, прежде всего в центрах федеральных округов РФ. При этом важно учесть опыт активно формирующихся региональных инновационных систем Центрального и Приволжского федеральных округов, осуществляющих наибольшие затраты на исследования, Северо-Западного и Сибирского федеральных округов, имеющих наилучшую в России институциональную среду инновационного развития.

     Там, где это невозможно в связи с политической, институциональной или социально-экономической ситуацией, должны быть созданы межрегиональные инновационные системы, обеспечивающие необходимые темпы экономического развития отсталых регионов путем создания коридоров диффузии нововведений, способствующих появлению в них точек инновационного роста. Стратегии формирования таких крупных инновационных систем должны учитывать экономические особенности, исторические и культурные традиции субрегионов.

    Одновременно с этим на федеральном уровне следует разработать стратегию создания НИС России, базирующуюся на продуманной макроэкономической политике и включающую, помимо региональной, отраслевую иерархию.

    Интеграция отраслевой и региональной составляющих инновационной деятельности позволит сформировать единую российскую инновационную систему.

     В настоящее время осознание значимости и необходимости амортизационных льгот как важного инструмента макроэкономического регулирования к российскому правительству уже пришло. Это, в частности, отразилось в подготовленном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации проекте Закона об особых экономических зонах.

     В настоящее время российские власти должны сделать выбор, по какой модели - будем условно называть их соответственно «чилийской» (или инновационной) и «японской» (или амортизационной) - выстраивать свою инновационную политику.     На наш взгляд, учитывая ограниченность средств бюджета страны и неэффективность большинства внедренческих механизмов, предпочтение следует отдать именно «японской» модели, которая делает акцент не на прямое участие в создании инновационного рынка, а на формирование институциональных рамок и шаблонов, стимулирующих технологические и продуктовые инновации. Такое «невидимое» присутствие государства предполагает сильное влияние на спрос, в отличие от «чилийской» модели, которая реализует непосредственное воздействие государства на предложение. В России она имеет больше шансов реализоваться.

     Для проведения «японской» модели, государство должно:

1- ввести специальные льготы, упрощающие производство и потребление инновационных товаров и услуг. Данная мера приводит к расширению спроса со стороны потенциальных производителей, росту их производственной мотивации;

2 - ввести специальные обязательства на определенные категории потребителей товаров и услуг, имеющих важное народно-хозяйственное значение. Такая мера ведет к стимулированию спроса со стороны потенциальных потребителей;

3 - ввести системы стандартизации и контроля качества на товары и услуги, считающиеся приоритетными. Данная мера позволяет улучшить потребительские характеристики товаров, что, в свою очередь, способствует расширению спроса на соответствующих товарных рынках.

     Россия должна в ближайшие три-четыре года - определить содержание своей промышленной политики. Для достижения конкурентоспособности страны необходимы основательная реструктуризация всей промышленности, существенное обновление основных фондов с использованием новейшего оборудования и современных технологий.

     Для России желательно развитие  одного из важнейших элементов амортизационной политики - финансовой амортизации, которая включает в себя целый ряд модификаций и соответственно подходов к ее исчислению.

     Прежде всего, это - амортизация акционерного капитала. Она заключается в том, что созданное акционерное общество ежегодно заранее выплачивает вкладчикам часть (50%) или полную номинальную стоимость акций. Этот вид амортизации используется для привлечения капитала в сферу передовых научных исследований с рискованным результатом. Для России это совершенно новый подход – сегодня многим пайщикам, вкладывающим деньги в акционерное общество, никто не гарантирует возврат денег на вложенный капитал в случае неудачи предприятия.

     Амортизация потерь и расходов - еще одна из схем финансовой амортизации -оказывает поддержку фирмам для капитального ремонта.

     Экономическая или промышленная амортизация имеет своей целью обеспечение способности предприятия заменить имущество, когда оно физически изношено или морально устарело.

     Экономический подход заключается в том, что амортизация рассматривается как обязанность предприятия сохранять первоначальную стоимость капитала, тем самым защищая его от возможных убытков. Стоимость замены основных средств определяется как ожидаемые затраты на восстановление основных средств к концу  каждого финансового года.

     Должно осуществляться  постоянное стимулирование капитальных вложений в технологии, приборы и оборудование для научно-исследовательских целей. Затраты на них могут списываться в размере 50% стоимости в первый же год. Это обеспечивает заказы промышленности на такое оборудование и технологии без привлечения бюджетных средств. Выпадающие налоговые доходы переносятся на увеличение выпуска у производителей.

    Необходимо проводить политику  амортизационной премии. Для поощрения предприятий, осуществляющих модернизацию, разрешается из их доходов исключать сумму, равную 10% исходной стоимости основных средств в дополнение к обычным амортизационным отчислениям. 
    Возможно, как в ряде стран, проведение так называемой регрессивной амортизации. Метод состоит в более быстром начислении износа оборудования на начальном этапе при непременном условии - материальная часть должна быть новой и срок годности должен быть не менее трех лет. Это способствует модернизации предприятий и сокращает их налоги на начальном этапе при общей равной ставке налогов.

     Амортизационная политика как достаточно широкий круг мер правового регулирования в конечном счете будет двигать экономику страны в нужном направлении.

     Выше перечисленные методы в настоящее время практически не используются, но их разработка и внедрение находятся под контролем правительства.

     Для формирования в России эффективной амортизационной политики необходимо:

- разрешить  проведение регулярной переоценки  основных средств по рыночной стоимости для целей налогообложения и при начислении амортизации с последующей разработкой Правительством РФ регламента такой переоценки в различных сферах экономической деятельности в зависимости от инфляции;

- включить  в Налоговый кодекс РФ норму, согласно которой положительная (отрицательная) сумма переоценки основных средств не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и начислении амортизации;

- разрешить  использование в налоговом учете  метода начисления, предусмотренного  в бухгалтерском учете;

- проводить  начисление амортизации с первичной,  а не с остаточной стоимости  для более полного восстановления  основных фондов;

- разрешить списание на затраты части стоимости новых (или обновленных) основных средств в течение первого года их эксплуатации дополнительно к амортизационным отчислениям в пределах 10-20%; 

- предоставить  право налогоплательщику в первый  год эксплуатации списывать до 50% стоимости в отношении основных средств, список которых ежегодно устанавливается постановлением Правительства РФ; 

- ввести  повышенный - до 2,0 - коэффициент для  пересчета амортизации по отдельным  видам основных средств; 

- сократить  в 1,5-2 раза сроки полезного использования основных средств, установленных постановлением Правительства РФ № 1 от 1 января 2002 г., в связи с изменившимися условиями воспроизводства основных средств и необходимостью учета их морального износа; 

- привести  во взаимное соответствие предельные сроки полезного использования основных средств и нематериальных активов, установленные в бухгалтерском и налоговом учете; 

- установить  одинаковый для целей бухгалтерского  и налогового учета порядок  формирования стоимости основных средств с целью избежание различий в их оценке, а также привести в соответствие нелинейный метод начисления амортизации в налоговом учете со способом уменьшаемого остатка в бухгалтерском учете;

- осуществить  комплекс мер по целенаправленному  использованию амортизационных отчислений для обновления и технического перевооружения действующих основных средств, усовершенствовать формы и методы статистического учета начисления и использования амортизации, учета инфляционного обесценения основных средств;

- Правительству РФ разработать прогнозную стратегическую программу государственной амортизационной политики на ближайшие десятилетия, устанавливающую национальные приоритеты в экономике, в отношении которых необходимы меры по стимулированию амортизации основного капитала.

     Таким образом, главными составляющими амортизационной политики должны стать: ежегодная система переоценки основных фондов; система начисления амортизации, стимулирующая ускоренное обновление основных фондов; система контроля и отчетности за использованием амортизационных средств.

     Осуществление этих мер предоставит отечественной промышленности столь необходимые ей гарантированные источники инвестиций, станет важнейшим фактором роста и повышения конкурентоспособности российской экономики.

/6/ 
 
 

3.2 Долгосрочная стратегия возмещения, выбытия и обновления основных фондов. 
 

    Необходимость разработки стратегии в техногенной сфере определяется следующими причинами. Научно-техническое развитие не может осуществляться только по критериям текущей эффективности исходя из сложившейся конъюнктуры спроса и предложения. Решения, принимаемые на микро- и макроуровнях, должны обеспечивать наряду с единовременным или краткосрочным эффектом достижение долгосрочных целей. Реализация долгосрочных проектов приносит эффект с достаточно продолжительности лагом и уже поэтому подобные проекты менее привлекательны по сравнению со свободным переливом капитала в торговые, валютные и финансовые операции. В силу данного обстоятельства многие долгосрочные проекты становятся объектами национальной стратегии. При этом доля прямого бюджетного финансирования инвестиций в подобные проекты может колебаться в больших пределах, и главным становится не просто бюджетная поддержка инвестиций, а осуществление государством многообразных функций выработки долгосрочной стратегии, создания институциональных условий для ее реализации. Последние включают в себя организацию финансовых потоков и обеспечение их прозрачности, разработку процедур оказания научно-технической, информационной и иной поддержки общественно значимых проектов. Приоритеты национальной долгосрочной стратегии определяются значимостью тех или иных целей и задач с точки зрения интересов общества.

Информация о работе Основные фонды и пути улучшения их использования