Организация в сфере рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 01:26, реферат

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Общая характеристика предприятия (организации)
1.1 Понятие предприятия, цели и направления деятельности
1.2 Классификация организации
1.3 Жизненный цикл предприятия (организации)
2. Производственная структура организации (предприятия)
2.1 Производственная структура и ее элементы
2.2 Типы производства и их характеристика
2.3 Принципы организации производственного процесса
3. Рынок
3.1 Определение рынка
3.2 Условия функционирования рынка
3.3 Главные и важнейшие функции рынка
3.4 Поведение субъектов хозяйствования на рынке

Работа содержит 1 файл

Курсовая (01, 02 и 03 вызывайте).doc

— 68.74 Кб (Скачать)

На малых полиграфических предприятиях возможность осуществления принципа параллельности на отдельной машинной операции отсутствует, так как чаще всего фронт работ на них равен единице. Например, если печатный участок малого полиграфического предприятия оснащен двумя офсетными печатными машинами, одна из которых четырехкрасочная, а другая - однокрасочная, то печатание многокрасочного объемного журнала будет осуществляться только на четырехкрасочной машине. Таким образом, на малых полиграфических предприятиях, где фронт работ на машинных операциях редко отличается от единицы, принцип параллельности по отношению к одной операции можно применять лишь на ручных операциях.

Но чаще принцип параллельности рассматривают применительно к двум смежным операциям, например параллельное выполнение операций монтажа и копирования на стадии изготовления печатных форм, печатания и фальцовки на стадии печатания. Принцип параллельности по отношению к смежным операциям одной производственной стадии производственного процесса имеет широкое распространение на полиграфических предприятиях всех типов производства. Но на малых полиграфических предприятиях, для которых характерна бесцеховая структура, легче организовать параллельность выполнения операций, осуществляемых на различных стадиях производства, например изготовление печатных форм и печатание отдельных листов издания. Так, для того же журнала после изготовления комплекта из четырех форм первого печатного листа издания можно приступать к печатанию этого листа, параллельно с этим выполняя работы по монтажу и копировке второго листа издания.

 

Рациональная организация производства предполагает осуществление вспомогательных и обслуживающих операций параллельно основному производственному процессу. Например, операция сушки и акклиматизации бумаги проводится параллельно операциям допечатной стадии производства продукции с тем расчетом, чтобы к моменту начала печатания бумага отвечала бы соответствующим требованиям стандартов и технических условий.

 

В целом реализация принципа параллельности во всех трех перечисленных аспектах ведет к сокращению длительности производственного цикла.

 

Ритмичность - принцип рациональной организации производства, характеризующий равномерность выполнения производственных процессов во времени и пространстве. Характеристикой равномерности производственного процесса во времени служит ритмичность выпуска продукции, которая предполагает выпуск одинакового (или возрастающего) количества продукции в равные промежутки времени. Такое определение ритмичности в условиях полиграфических предприятий можно использовать по отношению к деятельности формных и частично к отделочным и брошюровочно-переплетным подразделениям. Поскольку выпуск продукции печатных цехов в значительной мере зависит от тиража изданий, то под ритмичностью выпуска продукции в печатных подразделениях и по полиграфическому предприятию в целом понимается отношение фактического объем выпуска в пределах плана к запланированному объему выпуска.

Реализация принципа ритмичности в пространстве находит свое отражение в равномерной загрузке оборудования и рабочих мест и проявляется в ритмичности работы производственных подразделений предприятия. Под ритмичностью производства понимают совокупность ритмичности работы и ритмичности выпуска продукции.

 

Перечисленные принципы рациональной организации производства в процессе их реализации проявляют взаимное влияние их друг на друга и взаимную зависимость.

Значимость отдельных принципов в разные периоды функционирования предприятия различна. Так, на этапе проектирования полиграфических предприятий наиболее важны принципы пропорциональности, специализации и прямоточности, в то время как в текущей деятельности предприятия чаще приходится уделять должное внимание принципам непрерывности, параллельности и ритмичности.

3. Рыночная экономика

3.1 Определение рынка.

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

Самое упрощенное определение рынка - это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга.

В современной неоклассической экономической литературе наиболее часто используется определение рынка, данное французским экономистом А. Курно (1801-1877 гг.) и экономистом А. Маршаллом (1842-1924 гг.). "Рынок – это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться". В данном определении в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установление цен.

Английский экономист У. Джевонс (1835-1882 гг.) в качестве основного критерия определения рынка выдвигает "тесноту" взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара.

Основной недостаток приведенных определений состоит в том, что содержание рынка сводится только к сфере обмена.

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие "рынок" имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок - это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают:

- отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;  

- обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;

-  процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

- кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;

- процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

 

3.2 Условия функционирования рынка

Рынок функционирует при определенных условиях. До последнего времени в России существовали такие условия хозяйствования, которые сдерживали развитие рыночных отношений, что было обусловлено моносубъектной системой хозяйствования, ориентированной на использование единой государственной собственности; чрезмерной регламентацией производственно - экономических процессов на макроуровне; ограничением экономических свобод хозяйствования на микроуровне; ориентацией материального и финансового обеспечения всех хозяйствующих структур на централизованные методы.

В настоящее время эти ограничения формально ликвидированы. Однако вместо них вступили в силу другие ограничители и сдерживающие факторы в виде непомерно высоких налогов; предоставления свобод торгово-спекулятивному предпринимательству; расширения криминальной деятельности - рэкет, вымогательство, незаконные производственно-экономические сделки государственных и коммерческих структур. Все это отрицательно сказывается на производственно-хозяйственной деятельности, ведет к падению темпов производства. В этой связи актуальное значение приобретает выбор условий, обеспечивающих введение цивилизованных рыночных отношений. Такие условия можно разделить на две группы. Первая связана с введением общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся:

1.      Реализация многообразных форм собственности (частной,                                               кооперативной, акционерной, государственной). При осуществлении этого условия необходимо соблюдать последовательность и не допускать резких нарушений сбалансированности при структурных изменениях.

2.      Демократизация производства при сохранении регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, что капитализм ''развивается сам по себе'' (Макконелл К., Брю С., «Экономикс»).

3.      Создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных элемента: рынок товара и услуг; рынок факторов производства; финансовый рынок.

Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятия экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования. Во-первых, требуются четкие меры по формированию и обладанию многообразными формами собственности и хозяйствования, недопускающие расхищения и нерационального использования. Во-вторых, преодоление дефицита через структурную перестройку приоритетных отраслей в экономике. В-третьих, превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий.

Рассмотрим понятие субъекта рыночной экономики. К субъектам рыночной экономики относятся продавцы и покупатели.

Экономические связи обеспечивают движение продуктов от производителя к потребителю, происходит многосторонний обмен между производителями, с одной стороны, и потребителями- с другой.

Такие обменные процессы обусловлены общественным разделением труда, которое, с одной стороны, разъединяет производителей, разобщает их по видам трудовой деятельности, с другой – порождает устойчивые функциональные взаимосвязи между ними. Первое перерастает в экономическую обособленность, в независимость хозяйствования каждого производителя и выступает экономической основой формирования субъектов рыночных отношений. Второе модифицируется в обменные процессы на эквивалентной основе через куплю-продажу товаров. В результате экономическая предпосылка превращения простого производителя в субъект рыночных отношений материализуется и производство становится товарным. Производители самостоятельно организуют производство и реализацию продукции, возмещают издержки, расширяют и совершенствуют производство. Обменные процессы в условиях товарно-денежных отношений принимают форму рыночных отношений.

Из ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной (экономической) деятельности, иначе говоря, трансформации и приспособления экономических ресурсов в целях удовлетворения потребностей. Экономическая (хозяйственная) деятельность – не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению и отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. Это происходит на всех уровнях, в этом участвуют хозяйствующие субъекты (участники экономического процесса).

К хозяйствующим субъектам, или, как их чаще называют в экономической науке, экономическим агентам, принято относить всех, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической (хозяйственной) деятельности практические мероприятия. К экономическим агентам относят отдельных лиц, семьи, руководителей хозяйственных единиц (предприятий, банков, страховых обществ), правления акционерных обществ, правительственные органы и учреждения.

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности. Такого рода решения принимают и осуществляют потребители. Они либо покупают товары, либо отказываются от покупки. Самостоятельные решения принимают предприятия-производители товаров и услуг. Они планируют, что производить, в каких размерах, по каким ценам и на каких условиях продавать.

Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, тем, какими именно факторами производства он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, и их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограничены.

Вместе с тем различное отношение к факторам производства не только разделяет, но и известным образом связывает людей, создает взаимную заинтересованность в соединении разнородных факторов, совместном участии в организации, постоянном возобновлении различных сфер и видов хозяйственной деятельности.

В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты, принято различать домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), нередко – некоммерческие организации.

К объектам рынка относятся товары и деньги.                    

Что же такое товар? Товар – продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: во-первых, он удовлетворяет какую-либо человеческую потребность, во-вторых, является вещью, способной обмениваться на другую вещь. Иначе говоря, товар обладает потребительной стоимостью и меновой стоимостью.

Например, рыба, плавающая в реке, превратится в товар лишь после того, как ее выловят, то есть осуществят определенные трудовые затраты.

И что не менее важно, товар должен быть не только изготовлен (произведен), не только изготовлен для других, но и продан другим людям, то есть, передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения (подарок, хотя и произведен для удовлетворения потребностей другого человека, не является товаром).

Вещи становятся товарами не сами по себе, а лишь тогда, когда они выступают объектом обмена между людьми. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может принимать разные формы, но во всех случаях обмен-это действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую.

Информация о работе Организация в сфере рыночной экономики