Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 01:26, реферат
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологии.
ВВЕДЕНИЕ
1. Общая характеристика предприятия (организации)
1.1 Понятие предприятия, цели и направления деятельности
1.2 Классификация организации
1.3 Жизненный цикл предприятия (организации)
2. Производственная структура организации (предприятия)
2.1 Производственная структура и ее элементы
2.2 Типы производства и их характеристика
2.3 Принципы организации производственного процесса
3. Рынок
3.1 Определение рынка
3.2 Условия функционирования рынка
3.3 Главные и важнейшие функции рынка
3.4 Поведение субъектов хозяйствования на рынке
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Общая характеристика предприятия (организации)
1.1 Понятие предприятия, цели и направления деятельности
1.2 Классификация организации
1.3 Жизненный цикл предприятия (организации)
2. Производственная структура организации (предприятия)
2.1 Производственная структура и ее элементы
2.2 Типы производства и их характеристика
2.3 Принципы организации производственного процесса
3. Рынок
3.1 Определение рынка
3.2 Условия функционирования рынка
3.3 Главные и важнейшие функции рынка
3.4 Поведение субъектов хозяйствования на рынке
3.5 ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологии. На предприятии организуется производственный процесс, разрабатываются стратегические, текущие и оперативные планы, осуществляется эффективное управление – менеджмент. Здесь происходит инновационная и инвестиционная деятельность, принимаются меры по экономному использованию финансовых ресурсов. Тем не менее, любое предприятие является сложной системой, объединяющей производственные ресурсы. Но известный основатель корпорации Sony, Акио Морита, в своей книге «Сделано в Японии» написал: "Никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным; это могут сделать только люди " Так ли это?!
В условиях рыночной экономики выживет лишь то предприятие, которое наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.
Поставленные задачи, возможно, выполнить лишь при хорошем усвоении основ экономики предприятия.
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, - складывающаяся под влиянием многих факторов.
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.
Все вышесказанное и обусловило актуальность моего курсового исследования.
Главной целью курсовой работы на тему: «Организация (предприятие) в сфере рыночной экономики» является ознакомление с основами предприятия в рыночной экономике.
Курсовая работа состоит из ? глав. В первой главе рассматривается общая характеристика организации (предприятия), его сущность, признаки, классификация и организационно-правовые. Во второй главе рассматривается…
1. Общая характеристика организации (предприятия)
1.1. Понятие предприятия, цели и направления деятельности
Основой любой экономической системы является производственная деятельность, т.е. производство продукции, выполнение работ и оказание услуг.
Производство создает необходимую базу для потребления, непосредственно определяет его уровень и обеспечивает благосостояние, как отдельных работников, так и общества в целом.
В современной экономике производство организуется в форме предприятия. Поэтому предприятие является основным элементом экономической системы, а уровень используемой на предприятии техники и технологии, организация производства, финансовое состояние предприятия непосредственно определяет степень развития экономики в целом.
Экономическая сущность предприятия может быть охарактеризована с различных сторон.
В общем случае под определением предприятие подра
Предприятие может также рассматриваться как имущественный комплекс, включающий все виды имущества, необходимого для осуществления производственной деятельности.
С этой позиции любое предприятие представляет собой организацию.
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Представление о предприятии, как об организации позволяет сделать выводы о том, что предприятие – это, прежде всего, коллектив работников, связанных определенными социально-экономическими отношениями и интересами. Прибыль в данном случае создает лишь необходимую базу для удовлетворения потребностей всего коллектива. Т.е. предприятие – это социальная единица.
Чтобы считаться организацией (предприятием), трудовое формирование должно отвечать трем обязательным условиям:
наличие не менее двух людей, которые считают себя членами этой группы;
наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. того конечного результата, к которому стремится данная организация);
члены группы намеренно работают вместе, чтобы достичь намеченных целей.
Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).
По цели и характеру деятельности можно выделить два вида предприятий, Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст.50) организации разделяются на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие (предпринимательские) – это организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Некоммерческие (непредпринимательские)– это организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.
На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.
Каждое предприятие - это сложная производственно-экономическая система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:
1) комплексное изучение рынка (маркетинговая деятельность);
2) инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство);
3) производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента адекватных спросу на рынке);
4) коммерческая деятельность предприятия на рынке (организация и стимулирование сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама);
5) материально-техническое обеспечение производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.);
6) экономическая деятельность предприятия (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности и т.п.);
7) послепродажный сервис продукции производственно-технического и потребительского назначения (пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.);
8) социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне условий труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры предприятия, включающей собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.).
1.2 Классификация организаций (предприятий)
Предприятия различны по условиям деятельности, целям и характеру функционирования.
Все многообразие предприятий можно классифицировать по различным признакам. При этом следует отметить, что такая классификация носит условный характер, ибо один и тот же субъект хозяйствования может одновременно относиться к различным классификационным группам.
Обычно организации классифицируются по виду и характеру деятельности, отраслевому признаку, формам собственности, своему размеру, правовому положению и другим признакам.
Все субъекты хозяйствования различаются по сфере деятельности. Выделяют предприятия, действующие в сфере материального и нематериального производства. К сфере материально производства относятся предприятия, занятые производством материальных благ (различных товаров и изделий) и материальных услуг (связи, транспорта, торговли). Предприятия нематериального производства создают любые нематериальные блага (духовные ценности) и оказывают нематериальные услуги (научные, бытовые, страховые, здравоохранения и др.)
По отраслевой принадлежности субъекты хозяйствования делятся на предприятия промышленности (металлургические, химические, текстильные и т.п.), сельского хозяйства (животноводческие, овощеводческие и т.д.), транспорта (автомобильные, железнодорожные, авиационные, речного и морского флота, трубопроводные), торговли (оптовые базы, розничные магазины), общественного питания (рестораны, кафе, столовые) и т.д. Все организации имеют свои специфические отраслевые особенности функционирования.
По виду и характеру деятельности различаются предприятия добывающие (нефте-, газо-, угледобыча и др.), перерабатывающие (мясные, молочные, консервные, текстильные, кожевенные и др.), обрабатывающие (машиностроение, станкостроение и др.) и т.д.
По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные, кооперативные и иные предприятия.
По данным официальной статистики, российские предприятия распределяются по формам собственности следующим образом (на 1 января 2006г.)1:
Всего предприятий, тыс. 4767,3
В том числе по формам собственности, %:
государственная 3,4
муниципальная 5,3
общественных организаций 5,3
частная 80,5
прочие формы (включая смешанную, собственность иностранных лиц, граждан и лиц без гражданства) 5,6
Из приведенных данных видно, что большинство предприятий в России (по их количеству) находится в частной собственности.
Одним из важнейших признаков классификации предприятий являются его размеры, определяемые прежде всего численностью работников, иногда годовым оборотом капитала.
В соответствии с критерием численности работников выделяют:
малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);
средние предприятия, или средний бизнес (от 101 до 500 человек);
крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).
1.3 Жизненный цикл предприятий (организации)
Предприятие, как субъект хозяйствования, в процессе функционирования проходит ряд стадий: создание, рост, зрелость, спад, реорганизация (реструктуризация) или санация, банкротство, ликвидация.
Первая стадия - создание предприятия и его становление. О возникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти.
На этой стадии происходит уточнение сферы деятельности предприятия, определение целей и выбор стратегии деятельности, разработка производственной и организационной структуры предприятия, подбор необходимого персонала, закупка оборудования, сырья, организация производства продукции (услуг) и управления предприятием.