Подготовка
производства представляет собой комплекс
взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих
создание новых и совершенствование
выпускаемых видов продукции, внедрение
передовой технологии, эффективных
методов организации труда, производства
и управления.
Подготовка
производства включает следующие стадии:
- проведение
исследований, связанных с подготовкой
нового производства;
- проектирование
новой и совершенствование выпускаемой
продукции;
- технологическую
подготовку производства;
- организационно-эксплуатационную
подготовку производства.
Главная
задача подготовки производства –
создание и организация выпуска
новых конкурентноспособных изделий.
На
стадии проектирования осуществляется
конструкторская подготовка производства,
в процессе которой определяется
характер продукции, ее конструкция, физико-химические
свойства, внешний вид, технико-химические
и другие показатели.
Конструкторская
подготовка производства представляет
собой совокупность процессов, целью
которых является подготовка предприятия
к промышленному выпуску новой
продукции с обеспечением заложенных
при конструировании технико-экономических
параметров этой продукции.
Целями
конструкторской подготовки производства
являются:
- повышение
качества и конкурентноспособности продукции;
- обеспечение
высокой технологичности конструкции
на основе унификации и стандартизации
деталей и узлов изделий, что позволяет
сократить трудовые и материальные затраты
на проектирование и изготовление изделия;
- снижение
себестоимости новой продукции за счет
совершенствования конструкции изделия,
уменьшения расхода сырья и материалов
на единицу продукции, снижения эксплуатационных
затрат, связанных с использованием продукции;
- обеспечение
охраны труда и техники безопасности,
а также удобств при использовании и ремонте
изделий.
Конструкторская
подготовка производства является продолжением
опытно-конструкторской разработки нового
изделия. Данное положение справедливо
однако лишь для серийного и массового
производства. Что касается единичного
производства, то подготовка технической
документации на новую продукцию в этом
случае полностью завершается на стадии
опытно-конструкторской разработки.
Конструкторская
подготовка применительно к условиям
серийного и массового производства
включает в себя несколько этапов:
- Техническое
задание разрабатывается на проектирование
нового изделия либо изготовителем продукции,
либо заказчиком (потребителем). Указываются
технические и эксплуатационные характеристики
изделия: производительность, размеры,
скорость, надежность, долговечность и
др. Приводится сравнение о характере
производства, условия хранения, ремонта,
транспортировки новой продукции. При
разработке технического задания используются
результаты НИОКР, изучения патентной
информации, маркетинговых исследований,
анализа существующих аналогов и условий
их эксплуатации.
- Техническое
предложение разрабатывается в случае,
если техническое задание на разработку
нового изделия изготовителю выдал заказчик.
После согласования и утверждения технического
предложения разрабатывается (если это
необходимо) эскизный проект с указанием
объема и состава работ.
- Эскизный
проект содержит графическую часть
и пояснительную записку. В графическое
части представлены принципиальные конструктивные
решения с указанием назначения и основных
параметров продукта, чертежи, функциональные
блоки, электрическая часть. Здесь же разрабатывается
документация для изготовления макетов,
осуществляется их изготовление и испытание
с коррекцией (если необходимо) конструкторской
документации. В пояснительной записке
представляются расчеты основных параметров
конструкции, описание эксплуатационных
особенностей, график работ по технической
подготовке производства. Составляются
ведомости спецификаций материалов и
комплектующих изделий на опытные образцы.
- Технический
проект разрабатывается на базе утвержденного
эскизного проекта, предполагает выполнение
расчетной и графической частей, уточнения
технико-экономических показателей создаваемого
продукта. Чертежи согласуются с технологами.
В пояснительной записке представлены
расчеты основных параметров сборочных
единиц, описание принципов работы изделия,
обоснование выбора материалов и защитных
покрытий. Изготавливается опытный образец.
Технический проект проходит те же стадии
согласования и утверждения, что и техническое
задание.
- Рабочий
проект развивает и конкретизирует
технический проект. Рабочий проект может
иметь 3 уровня:
- Разработка
рабочей документации опытной партии
(опытного образца) – разработка конструкторской
документации на изготовление опытной
партии; изготовление и испытание опытной
партии; корректировка технической документации
по результатам заводских или государственных
испытаний.
- Разработка
рабочей документации установочной серии
– изготовление и заводские испытания
установочной серии изделий; испытания
установочной серии в реальных условиях;
техническая подготовка производства,
корректировка конструкторской и технической
документации документации по результатам
изготовления и испытания.
- Разработка
рабочей документации установившегося
серийного или массового производства
– изготовление и испытание головной
или контрольной серии изделий; окончательная
отработка технологических процессов
и документации, нормативов расхода материалов,
рабочего времени. Окончательная корректировка
конструкторской документации.
Достаточно
громоздкий порядок конструкторской подготовки
производства в массовом или крупносерийном
производстве дает большой экономический
эффект. За счет тщательной отработки
конструкции изделия и его отдельных частей
обеспечиваются максимальная технологичность
в производстве, надежность и ремонтопригодность
в эксплуатации.
Круг
работ, выполняемых на разных стадиях,
может отличаться от рассмотренного
выше в зависимости от типа производства,
сложности изделия, степени унификации,
уровня кооперирования и ряда других
факторов.
В
процессе конструкторской подготовки
производства решают две важные задачи:
повышение степени унификации и
стандартизации конструкции и обеспечение
технологичности изделия.
Конструкторская
унификация представляет собой комплекс
мероприятий, направленных на устранение
неоправданного многообразия типов
и конструкций изделий и их
составных частей. Этот процесс позволяет
компоновать изделие из ограниченного
количества унифицированных элементов,
снижая тем самым трудоемкость конструкторских
работ, их сроки и стоимость. Основными
способами конструкторской унификации
являются:
- сокращение
номенклатуры изделий, сборочных единиц
и узлов, имеющих одинаковое или сходное
эксплуатационное назначение и параметры;
- заимствование
отдельных деталей, узлов для нового продукта
из числа ранее освоенных в производстве
на основе конструктивной преемственности;
- создание
параметрических рядов (гамм) продуктов,
аналогичных по конструктивному решению,
но различных по габаритным размерам,
мощности и другим эксплуатационным параметрам;
- типизация
форм и размеров деталей и заготовок, профилей
и марок используемых материалов.
Наиболее
полное воплощение унификация находит
в стандартизации. Международная
организация по стандартизации (ИСО)
приняла следующее определение
стандартизации: "Стандартизация —
это процесс установления и применения
правил с целью упорядочения деятельности
в данной области на пользу и при
участии всех заинтересованных сторон,
в частности для достижения всеобщей
максимальной экономии, с соблюдением
функциональных условий и требований
безопасности". Стандарты устанавливают
обязательные для выполнения нормы,
образцы, типы решений и распространяются
не только на конструкцию продукта,
но на все другие факторы производства.
Стандартизация
позволяет избежать необоснованного
многообразия в качестве, типах и
конструкциях изделий, формах и размерах
деталей и заготовок, профилях и
марках материалов, технологических
процессах и организационных
методах. Стандартизация является одним
из действенных средств ускорения
научно-технического прогресса, повышения
эффективности производства и роста производительности
труда конструкторов.
Действующая
в России система стандартизации
предусматривает три категории (уровня)
стандартов: государственные стандарты
(ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ) и
стандарты предприятий (СТП).
ГОСТ
— основная категория стандартов,
установленных государственной
системой стандартизации.
ОСТ
устанавливается на продукцию, не относящуюся
к объектам государственной стандартизации,
например на инструмент, технологическую
оснастку, специфические для данной
отрасли технологические процессы,
а также на нормы, правила, требования,
термины и обозначения, регламентация
которых необходима для обеспечения
взаимосвязи в производственно-технической
деятельности предприятий и организаций
отрасли. Они обязательны для всех предприятий
и организаций данной отрасли.
Стандарты
предприятий устанавливаются на
продукцию одного или нескольких
предприятий с целью создания
максимального числа сходных, геометрически
подобных либо аналогичных элементов
в изделиях не только одного, но и
различного назначения.
Стандарт
— это устойчивый образец, он закрепляет
достижения в области технического
прогресса и новой техники, которые
разработаны, проверены и могут
быть применены в широком масштабе
в промышленности, на транспорте, в
сельском хозяйстве и др. Он является
строго обязательным. При проектировании
новых машин в первую очередь
должны быть применены изделия и
нормы из государственных стандартов.
Основными
видами государственных стандартов
в машиностроении являются:
- стандарты
технических условий (определяют качество
продукции, содержат потребительские
характеристики, правила приемки, методы
проверки качества, требования к маркировке,
упаковке, транспортировке, хранению);
- стандарты
параметров или размеров (содержат параметрические
ряды конструкций, т.е. ряды основных показателей,
построенные в определенной математической
закономерности);
- стандарты
типов и основных параметров (содержат
не только параметрические ряды, но и дополнительные
характеристики, например конструктивные
схемы, компоновки и т.д.);
- стандарты
конструкций и размеров (устанавливают
конструктивные решения и основные размеры
для унификации);
- стандарты
марок (устанавливают номенклатуру и обозначение
марок материалов, их химический состав,
физико-механические свойства);
- стандарты
сортамента (устанавливают размеры, геометрическую
форму, требования к точности и т.д.);
- стандарты
технических требований (охватывают эксплуатационные
характеристики конструкции — требования
безопасности, удобства эксплуатации,
технической эстетики; нормы надежности,
долговечности, устойчивости к внешним
воздействиям);
- стандарты
правил эксплуатации и ремонта;
- стандарты
типовых технологических процессов;
- стандарты
организационного типа (внедрение передовых
примеров и методов выполнения работ).
В
процессе проектирования конструктор
обязан широко использовать все стандарты,
относящиеся к проектируемому объекту.
Особенно эффективно применение стандартных
деталей, узлов и агрегатов, изготавливаемых
в централизованном порядке на специализированных
заводах.
Эффективной
формой конструирования новой продукции
на базе принципов стандартизации и
унификации является агрегирование (агрегатирование).
Агрегирование
представляет собой проектирование
посредством компоновки изделия
из ограниченного числа унифицированных
элементов (модулей). Агрегирование
позволяет создавать сборно-разборное
оборудование, состоящее из взаимозаменяемых
нормализованных элементов, при необходимости
оно может быть разобрано, а входящие в
него агрегаты — использованы в новых
сочетаниях для создания другого оборудования.
При этом в десятки раз сокращается число
типов и размеров основных элементов конструкции
оборудования. Использование модульного
проектирования существенно сокращает
сроки проведения и затраты на разработку
продукта, позволяет использовать современные
системы автоматизированного конструирования.
Для
количественной оценки уровня конструктивной
унификации и стандартизации используют
три показателя: коэффициент преемственности,
коэффициент повторяемости и коэффициент
межпроектной унификации.
Коэффициент
преемственности рассчитывается по
отдельным изделиям как отношение
количества заимствованных (унифицированных)
комплектующих элементов (Э3) к общему
количеству составных частей изделия
(Эо):
Коэффициент
преемственности отражает применение
в конструкции нового изделия, узлов
и деталей ранее освоенных
изделий, которые хорошо зарекомендовали
себя в работе и применение которых
не отразится негативно на качестве
новых конструкций.
Коэффициент
повторяемости также рассчитывается
по отдельным изделиям и характеризует
насыщенность изделия повторяющимися
составными частями:
где
Эп — количество повторяющихся элементов
конструкций.
Данный
коэффициент отражает уровень внутрипроектной
унификации изделия и степень
взаимозаменяемости его составных
частей.
Коэффициент
межпроектной унификации определяется
по группе сходных изделий и отражает
степень взаимозаменяемости внутри
этой группы: