Организация как объект менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:23, лекция

Описание работы

1. Организации и предмет дисциплины управление организацией
2. Определение, признаки и функции организации
3. Организация как объект управления

Работа содержит 1 файл

Лекция 1 Организация как объект менеджмента.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

 

Организации и  управление

Когда люди объединяют свои усилия ради получения каких-то результатов, сразу возникает потребность  в управлении, и в первую очередь, в организации и координации их совместной деятельности. Это дает нам повод рассматривать организацию с позиций управления ею, то есть в качестве объекта, которым надо управлять.

Организация как  система управления - одно из ключевых понятий теории организации, которое связанно с:

  • целями;
  • функциями;
  • процессом управления;
  • квалификацией менеджеров;
  • распределением полномочий для достижения определенных целей.

В рамках этой системы  протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры  всех уровней, категорий и профессиональных специализаций. Организация построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, стремящиеся к непрерывному совершенствованию, развитию как системы в целом, так и ее отдельных составляющих.

Управление - это процесс  воздействия на систему с целью  поддержания заданного положения  или перевода ее в новое состояние. Любая система управления должна иметь четыре основных элемента:

  • вход основной системы;
  • выход основной системы;
  • канал обратной связи (воспринимающее устройство, измеряющее и передающее информацию о состоянии выхода);
  • блок управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие.

В настоящее время  в составе организации как  системы управления выделяют следующие  подсистемы:

  1. структура управления;
  2. техника управления;
  3. функции управления;
  4. методология управления.

Надо отметить, что  систему управления можно рассматривать как с позиции статики, т. е. как некий механизм (организация), так и с позиции динамики - как управленческую деятельность.

Подходы (методология) к  управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.

Процесс управления, как  элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникации, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.

Структура и техника  управления являются элементами механизма  управления и включают себя соответственно:

  • структуру управления организации, во многом определяющуюся по отношению к другим элементам. Структура органов управления и должностей, распределение между ними полномочий и ответственности часто предопределяет технику управления, процесс, методы, функции и схему организационных отношений с учетом профессионализма персонала;
  • компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи), систему документооборота. Стройность и действенность системы управления в немалой степени зависит от системы документооборота предприятия. От нее напрямую зависит и число ошибок учета и планирования, и оперативность реагирования на определенное воздействие. На практике все более широкое понимание находит истина, что функциональность организации рабочего места повышает производительность труда работника и управленца не только технически, но и в результате получения ими положительного эмоционального настроя.

Сущность управления можно проследить через эволюцию представления об организации как  основного объекта управления. Выделяют пять перечисленных ниже этапов.

  1. Организация представляется как сумма трудовых операций. Управлять - значит правильно организовать производственные процессы и повышать производительность труда. Организация конструируется и контролируется менеджерами.
  2. Организация - это административная пирамида как наиболее устойчивое строение (административный механизм). Ей присуща четкая структура, единоначалие, разделение труда, баланс полномочий и ответственности, корпоративная мораль.
  3. Организация - бюрократия, где человек - это винтик огромной машины, материал для построения целого, не имеющий право на индивидуальные особенности. Индивидуальность личности подавляется разработкой и предписанием точного соблюдения инструкций практически "на все случаи жизни".
  4. Организация - это группа единомышленников, семья. При такой концепции на первый план выходят межличностные и .межгрупповые отношения (принцип Э. Мэйо). Управление должно вписываться в психологическую структуру группы, осознавать возможность спонтанного, неконтролируемого, самоорганизации.
  5. Организация - это социотехническая система, т. е. взаимодействие группы людей с определенной техникой. Техническая система и система межличностных отношений могут пересекаться. От технической системы зависят социальные отношения, а от последних - производственная система. Отсюда - организация характеризуется как сложная, разнородная вероятностная система.

 

Многообразие назначения, целей и задач организаций  означает их своеобразие и «непохожесть», поэтому для управления ими требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, учитывающие особенности организации совместной деятельности работников. Отсюда логично вытекает вывод о том, что управление организациями должно строиться с учетом их специфических черт, которые не остаются неизменными во времени, а меняются как под влиянием внешних обстоятельств, так и в результате роста и развития самой организации. В соответствии с этим меняются и важнейшие показатели, по которым оцениваются значимость и достижения компаний, например объем реализации продукции, рыночная стоимость компании, рентабельность, производительность и др.

 

Описание организации  как объекта управления

 

Любая организация как  объект управления, вне зависимости  от ее конкретного назначения, может  быть описана с помощью ряда параметров, число и состав которых зависят от целей этого описания. Самое общее представление об организации как объекте управления можно получить, имея информацию о ее назначении, правовой основе, месте нахождения, ресурсах, истории создания и развития, имидже в деловых кругах и у потребителей. Кроме того, представляет интерес структура организации, разделение труда и распределение ролей, господствующая в ней организационная культура. Эти параметры прямо или косвенно отражают черты и организацию управления компанией, используемые ею методы менеджмента и систему взаимоотношений как внутри, так и с другими организациями деловой среды (табл. 2.3).

Значение параметров для характеристики организации

Назначение  организации. Эта характеристика необходима для определения места и роли организации в общем экономическом пространстве. Ее значение оценивается по таким признакам, как виды производимой продукции или услуг, приоритетные направления удовлетворения общественных потребностей и т. д. В современной экономике определить назначение организации не так-то легко, так как большинство крупных и средних по размерам компаний являются диверсифицированными. Поэтому чтобы ответить на вопрос о назначении той или иной компании, необходимо определить сферу ее основной деятельности или ключевой компетенции, то есть ту область потребностей, удовлетворение которой она рассматривает как приоритетную. (Например, фирма Boeing считает сферой своей компетенции интегрированные комплексные системы, Sony — миниатюризацию. Philips — видеоинформацию.)

 

Таблица 2.3

Описание  организации как объекта управления

 

Параметр  описания

Характеристика

Название, местонахождение

Официальное наименование, адресные данные

Назначение

Цели и виды продукции и услуг

Отраслевая принадлежность

При многопрофильности выделяется главная отрасль

Правовая форма и вид собственности

В соответствии с Гражданским кодексом и законами Российской Федерации

Историческая справка

Основные этапы развития, определившие современное состояние организации

Структура

Состав ее подсистем (производственных и управляющих)

Структура управления

Тип, вид, сложность, управляемость

Ресурсы

Основные виды, размеры

Культура

Ценности, разделяемые членами

Ключевые факторы  внешней среды

Факторы прямого и косвенного воздействия, особое внимание — организациям-конкурентам

Руководство

Разделение власти и ответственности, стиль


Местонахождение организации является важной характеристикой, которая отражает географию размещения ее подразделений и филиалов, а также предопределяет характер территориальных связей с другими организациями.

Отраслевая  принадлежность. С точки зрения управления организациями большое значение имеет их отнесение к тем или иным секторам и отраслям экономики. В составе экономики выделяют три сектора, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле:

  1. отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, включают организации и предприятия сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыбного хозяйства, угольной промышленности и т. д.;
  2. отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности, например машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т. д.;
  3. отрасли третичного цикла, предприятия и организации которого оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых двух секторов. Это: банки, страховые компании, образовательные учреждения, туристические агентства,

розничная торговля и др.; в состав этого сектора  в последнее время включают также все организации и институты, которые занимаются такой прогрессивной и быстро развивающейся сферой человеческой деятельности, как информационная технология. Высказывается обоснованное мнение, что эта группа организаций должна выделиться в четвертый сектор, который хоть и сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире увеличивается роль управления большими и сложными системами.

Другой подход к делению экономики на сектора  предполагает выделение двух составляющих:

  • корпоративного сектора, в который входят сверхкрупные и крупные предприятия и организации страны;
  • индивидуально-предпринимательского, включающего в свой состав индивидуальных предпринимателей и предпринимательские структуры среднего и малого размера.

Правовая основа и форма собственности организации являются важными показателями, характеризующими установленные законом условия ее существования.

Историческая  справка позволяет восстановить эволюцию и этапы развития организации, уточнить стадию ее жизненного цикла, заглянуть в прошлые успехи и провалы, выявить динамику и, главное, оценить предпринятые ранее шаги для достижения того состояния, в котором организация находится сейчас. История поможет восстановить необходимые традиции, заострить внимание на общих ценностях, избежать повторения ошибок

Имидж в деловых кругах и у потребителей. Этой характеристике организации в рыночной экономике уделяется большое внимание. И несмотря на это, в общественном мнении сложился далеко не идеальный образ компаний и ее отношений с обществом.

Об этом весьма красноречиво свидетельствует следующее заявление: «...сегодня в обществе доминирует, и не всегда безосновательно, в основном негативное восприятие корпораций. И корпорации, и их руководители в настоящее время являются лидерами в рейтинге общественных злодеев. В телевизионной утренней программе мультфильмов для детей можно увидеть, как жадные компании пытаются сбросить ядовитые отходы своего производства в живописное озеро. Днем в ток-шоу показывают бизнесменов, которые безжалостно эксплуатируют своих работников. Затем наступает время «мыльных опер» и кинофильмов, и здесь одним из персонгокей почти обязательно является капиталист, который строит опасные ядерные электростанции поблизости от населенных пунктов. Конечно, в сценарии нельзя обойтись и без высокопоставленных менеджеров, которые провозят контрабандой наркотики в головках кукол или продают детей через детские дома и приюты. Какую бы гадость вы ни придумали, которую могут совершить представители бизнеса, почти всегда есть шанс, что на эту тему уже сняты фильм или телепередача» (Гуияр Ф. Ж., Келли Дж. Н. Преобразование организации. М., 2000, с. 360).

Западные фирмы создают и удерживают имидж своих компаний самыми разными способами, не исключая использования потенциала фирм, известных высоким качеством продукции, но попавших в финансовые тиски.

Так, в течение четырех лет американская фирма по продаже одежды «Харве Беннарт» торговала пальто из шерстяных тканей, производимых на московском предприятии, под своей маркой. За это она платила тем, что делала регулярные заказы, вводила передовые технологии и организацию производства, учила работать по-рыночному (Эксперт, 25 мая 1998, № 19, с. 55).

Информация о работе Организация как объект менеджмента