Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:23, лекция
1. Организации и предмет дисциплины управление организацией
2. Определение, признаки и функции организации
3. Организация как объект управления
Организации и управление
Когда люди объединяют свои усилия ради получения каких-то результатов, сразу возникает потребность в управлении, и в первую очередь, в организации и координации их совместной деятельности. Это дает нам повод рассматривать организацию с позиций управления ею, то есть в качестве объекта, которым надо управлять.
Организация как система управления - одно из ключевых понятий теории организации, которое связанно с:
В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональных специализаций. Организация построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, стремящиеся к непрерывному совершенствованию, развитию как системы в целом, так и ее отдельных составляющих.
Управление - это процесс
воздействия на систему с целью
поддержания заданного
В настоящее время в составе организации как системы управления выделяют следующие подсистемы:
Надо отметить, что систему управления можно рассматривать как с позиции статики, т. е. как некий механизм (организация), так и с позиции динамики - как управленческую деятельность.
Подходы (методология) к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.
Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникации, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.
Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:
Сущность управления можно проследить через эволюцию представления об организации как основного объекта управления. Выделяют пять перечисленных ниже этапов.
Многообразие назначения, целей и задач организаций означает их своеобразие и «непохожесть», поэтому для управления ими требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, учитывающие особенности организации совместной деятельности работников. Отсюда логично вытекает вывод о том, что управление организациями должно строиться с учетом их специфических черт, которые не остаются неизменными во времени, а меняются как под влиянием внешних обстоятельств, так и в результате роста и развития самой организации. В соответствии с этим меняются и важнейшие показатели, по которым оцениваются значимость и достижения компаний, например объем реализации продукции, рыночная стоимость компании, рентабельность, производительность и др.
Описание организации как объекта управления
Любая организация как объект управления, вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, число и состав которых зависят от целей этого описания. Самое общее представление об организации как объекте управления можно получить, имея информацию о ее назначении, правовой основе, месте нахождения, ресурсах, истории создания и развития, имидже в деловых кругах и у потребителей. Кроме того, представляет интерес структура организации, разделение труда и распределение ролей, господствующая в ней организационная культура. Эти параметры прямо или косвенно отражают черты и организацию управления компанией, используемые ею методы менеджмента и систему взаимоотношений как внутри, так и с другими организациями деловой среды (табл. 2.3).
Значение параметров для характеристики организации
Назначение организации. Эта характеристика необходима для определения места и роли организации в общем экономическом пространстве. Ее значение оценивается по таким признакам, как виды производимой продукции или услуг, приоритетные направления удовлетворения общественных потребностей и т. д. В современной экономике определить назначение организации не так-то легко, так как большинство крупных и средних по размерам компаний являются диверсифицированными. Поэтому чтобы ответить на вопрос о назначении той или иной компании, необходимо определить сферу ее основной деятельности или ключевой компетенции, то есть ту область потребностей, удовлетворение которой она рассматривает как приоритетную. (Например, фирма Boeing считает сферой своей компетенции интегрированные комплексные системы, Sony — миниатюризацию. Philips — видеоинформацию.)
Таблица 2.3
Описание
организации как объекта
Параметр описания |
Характеристика |
Название, местонахождение |
Официальное наименование, адресные данные |
Назначение |
Цели и виды продукции и услуг |
Отраслевая принадлежность |
При многопрофильности выделяется главная отрасль |
Правовая форма и вид |
В соответствии с Гражданским кодексом и законами Российской Федерации |
Историческая справка |
Основные этапы развития, определившие современное состояние организации |
Структура |
Состав ее подсистем (производственных и управляющих) |
Структура управления |
Тип, вид, сложность, управляемость |
Ресурсы |
Основные виды, размеры |
Культура |
Ценности, разделяемые членами |
Ключевые факторы внешней среды |
Факторы прямого и косвенного воздействия, особое внимание — организациям-конкурентам |
Руководство |
Разделение власти и ответственности, стиль |
Местонахождение организации является важной характеристикой, которая отражает географию размещения ее подразделений и филиалов, а также предопределяет характер территориальных связей с другими организациями.
Отраслевая принадлежность. С точки зрения управления организациями большое значение имеет их отнесение к тем или иным секторам и отраслям экономики. В составе экономики выделяют три сектора, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле:
розничная торговля и др.; в состав этого сектора в последнее время включают также все организации и институты, которые занимаются такой прогрессивной и быстро развивающейся сферой человеческой деятельности, как информационная технология. Высказывается обоснованное мнение, что эта группа организаций должна выделиться в четвертый сектор, который хоть и сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире увеличивается роль управления большими и сложными системами.
Другой подход к делению экономики на сектора предполагает выделение двух составляющих:
Правовая основа и форма собственности организации являются важными показателями, характеризующими установленные законом условия ее существования.
Историческая справка позволяет восстановить эволюцию и этапы развития организации, уточнить стадию ее жизненного цикла, заглянуть в прошлые успехи и провалы, выявить динамику и, главное, оценить предпринятые ранее шаги для достижения того состояния, в котором организация находится сейчас. История поможет восстановить необходимые традиции, заострить внимание на общих ценностях, избежать повторения ошибок
Имидж в деловых кругах и у потребителей. Этой характеристике организации в рыночной экономике уделяется большое внимание. И несмотря на это, в общественном мнении сложился далеко не идеальный образ компаний и ее отношений с обществом.
Об этом весьма красноречиво свидетельствует следующее заявление: «...сегодня в обществе доминирует, и не всегда безосновательно, в основном негативное восприятие корпораций. И корпорации, и их руководители в настоящее время являются лидерами в рейтинге общественных злодеев. В телевизионной утренней программе мультфильмов для детей можно увидеть, как жадные компании пытаются сбросить ядовитые отходы своего производства в живописное озеро. Днем в ток-шоу показывают бизнесменов, которые безжалостно эксплуатируют своих работников. Затем наступает время «мыльных опер» и кинофильмов, и здесь одним из персонгокей почти обязательно является капиталист, который строит опасные ядерные электростанции поблизости от населенных пунктов. Конечно, в сценарии нельзя обойтись и без высокопоставленных менеджеров, которые провозят контрабандой наркотики в головках кукол или продают детей через детские дома и приюты. Какую бы гадость вы ни придумали, которую могут совершить представители бизнеса, почти всегда есть шанс, что на эту тему уже сняты фильм или телепередача» (Гуияр Ф. Ж., Келли Дж. Н. Преобразование организации. М., 2000, с. 360).
Западные фирмы создают и удерживают имидж своих компаний самыми разными способами, не исключая использования потенциала фирм, известных высоким качеством продукции, но попавших в финансовые тиски.
Так, в течение четырех лет американская фирма по продаже одежды «Харве Беннарт» торговала пальто из шерстяных тканей, производимых на московском предприятии, под своей маркой. За это она платила тем, что делала регулярные заказы, вводила передовые технологии и организацию производства, учила работать по-рыночному (Эксперт, 25 мая 1998, № 19, с. 55).