Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:23, лекция
1. Организации и предмет дисциплины управление организацией
2. Определение, признаки и функции организации
3. Организация как объект управления
Лекция 1. Организация как объект менеджмента
Организация (франц. оrganisation, от лат. оrganizo — сообщаю стройный вид, устраиваю) — 1) внутренняя согласованность, упорядоченность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.
Термин «организация»
применяют к биологическим, социальным
и некоторым техническим
Приведенное определение
показывает, что понятие «организация»
— неоднозначное и
Возникновение управления организацией — это результат дифференциации (особенно бурно происходящей, начиная со второй половины ХХ в.) науки, именуемой «Общая теория управления», а понятие «организация» здесь рассматривается применительно к социальным объектам и, более узко, — к управлению этими объектами. Причем это понятие используется во всех трех аспектах.
На обобщенной схеме управления (рис. 1.1.) видно, что термин «организация» присутствует сразу в нескольких элементах схемы, и это отражает тот факт, что «организация» в теории управления рассматривается в нескольких аспектах.
Менеджеры — это субъекты управленческого процесса, те люди, которые осуществляют управление.
Второй блок схемы — это средства управления, которые обычно разделены на три группы. Механизмы управления (координации) — это основные способы, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие менеджера: власть, полномочия, структуры, правила. Вторая группа включает в себя организацию и технологию управления. Здесь категория «организация» рассматривается как «совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого» — во втором смысле приведенной выше словарной статьи. А технология управления — это особым образом выстроенные действия менеджера, ведущие к достижению результата. Инструменты управления — это то, чем пользуется менеджер для осуществления власти и эффективного управления («кнут и пряник»).
Третий блок схемы — тоже организация. Но здесь эта категория представлена как нечто, чем управляют менеджеры, используя разнообразные вариации механизмов, технологий и инструментов управления, иными словами — как объект управления, или как «объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур».
Соответственно выделенным трем аспектам категории «организация» в общей теории управления достаточно четко выделяются большие разделы, которые относительно недавно выросли в отдельные научные и учебные дисциплины.
Менеджмент и его отрасли — менеджмент персонала, операционный, стратегический, маркетинг-менеджмент, финансовый, инновационный — изучают функции, технологии и инструменты управления организационными системами и людьми. Менеджмент изучает организацию во втором смысле исходного определения, которое условно можно назвать «технологическим».
Кроме того, в менеджменте термин «организация» применяется и в первом, «качественном», смысле — как качественная характеристика управления — для обозначения определенного уровня порядка и согласия (ср.: «хорошая организация работы»).
Организация же в третьем, «объектном» аспекте, в основном изучается такими дисциплинами, как «Экономика организации», «Социология организации», «Теория организации» и «Организационное поведение», а также в нашем курсе «Управление организацией». Необходимо отметить, что разграничение предметных областей этих дисциплин до сих пор довольно условно, определенная часть их проблематики пересекается. Тем не менее, определенные различия есть. Экономика организации (экономическая теория фирмы) в основном изучает организацию как хозяйствующий субъект, оперируя такими понятиями как экономическая эффективность, производительность труда, прибыль, фонды и т.д. Социология организации изучает роль, место и функции организаций как социальных групп в обществе; организационное поведение, как следует из названия, рассматривает источники, особенности и аспекты управления поведением людей в организациях как социально-трудовых группах.
Необходимость изучения организаций
Почему же человеку, который планирует в будущем заниматься или уже занимается управленческой деятельностью, нужно изучать перечисленные выше вопросы?
Организации занимают важнейшее
место в социально-хозяйственно
Организации имеют прямое и непосредственное влияние на каждого из нас. Большинство из нас работает в организациях. Вознаграждения, которые мы получаем за работу в них — главный источник средств нашего существования. В других организациях мы проводим огромную часть своей жизни: учась, лечась, платя за квартиру, добывая справки и т.д. У подавляющего большинства современных людей и сама-то жизнь начинается в организации (родильном доме), да и в последний путь нас тоже, видимо, проводит организация (служба ритуальных услуг).
Одна из главных проблем менеджмента — эффективность управления. Иными словами — продуктивность организации. Если организация построена неадекватно окружению и требованиям рынка, она будет неэффективной. Более того, несоответствие сформулированных целей организации ожиданиям людей наносит огромный ущерб как самим работникам, так и обществу. С другой стороны, если организация тщательно спланирована, приведена в движение и хорошо управляется, то вероятность успеха будет гораздо больше и удовлетворенность задействованных сторон также будет больше.
Для организации, чтобы функционировать успешно, нужно, чтобы все ее члены координировали усилия и направляли их к достижению общих целей. Если каждый отдел и каждый работник, прежде всего, обеспокоен достижением собственных индивидуальных целей, организация будет неэффективной и неконкурентоспособной.
Воздействие организаций на ценности общества проявляется и по-другому. Они могут влиять на политические процессы, лоббируя политические решения и финансируя политических деятелей. Они могут менять стандарты образования, задавая требования к преподавателям и органам управления образованием. Они, таким образом, задают тон на рынке труда. В общем, многое из того, что мы выполняем и получаем в жизни — результат взаимодействия с организациями. Огромная доля нашего материального и психического благосостояния зависит от них. И чем больше мы знаем о том, как они работают, тем больше выигрываем мы и общество в целом.
Таким образом, существует, по крайней мере, пять поводов для того, чтобы изучать управление организацией:
2. Определение и признаки организации
В теории управления и организации существует множество научных школ, представители которых предлагали разнообразные варианты определений, более или менее точно отражающих ее специфику.
Но на современном этапе развития организационной науки более популярным и часто используемым является определение, смысловая конструкция которого принадлежит американскому теоретику и бизнесмену Честеру Барнарду (Chester Barnard), основные положения управленческой концепции которого мы рассмотрим позже. Оно в наибольшей степени отражает общие аспекты понятия «организация», как субъекта человеческой деятельности и объекта управления.
Организация — объединение людей, чья совместная деятельность сознательно координируется ради достижения общей цели или совокупности целей.
При всем многообразии определений организации — это особые социальные образования, позволяющие обществу и людям добиваться целей, которых не могут достичь индивиды, действуя в одиночку.
Для организаций характерен целый комплекс признаков, которые отличают их от других разновидностей групп и социальных образований.
Функции организации
Мы уже определили,
что организации повсюду окружа
Создание новых ценностей для владельцев, работников и потребителей. Речь идет не только о материальных ценностях, хотя, конечно, о них в первую очередь. Такие духовные ценности, как лояльность, корпоративный дух, удовольствие от работы, имидж, репутация, связаны с появлением и деятельностью организаций.
Майкл Мескон, Майкл Альберт и Франклин
Хедоури выделяют следующие основные
черты организации, которые помогают понять,
почему, чтобы добиться успеха, организацией
нужно управлять.
Ресурсы. В общих чертах
цели всякой организации включают преобразование
ресурсов для достижения результатов.
Основные ресурсы, используемые организацией,
- это люди (человеческие ресурсы), капитал,
материалы, технология и информация.
Зависимость от внешней
среды. Одной из самых значимых характеристик
организации является ее взаимосвязь
с внешней средой. Ни одна организация
не может быть «островом в себе». Организации
полностью зависимы от окружающего мира
(от внешней среды) как в отношении своих
ресурсов, так и в отношении потребителей,
пользователей их результатами, которых
они стремятся достичь.
Горизонтальное разделение
труда. Вероятно, самой очевидной характеристикой
организации является разделение труда.
Разделение всей работы на составляющие
компоненты обычно называется горизонтальным
разделением труда. Классическим примером
горизонтального разделения труда на
производственном предприятии служит,
например, производство, маркетинг, финансы.
Подразделения. Сложные
организации осуществляют четкое горизонтальное
разделение за счет образования подразделений,
выполняющих специфические конкретные
задания и добивающихся конкретных специфических
целей. Такие подразделения часто называются
отделами или службами (эти подразделения
формируются как по географическому принципу,
так и по отдельным видам деятельности).
Вертикальное разделение труда. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. Итак, в организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая — это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т. е. горизонтальное разделение труда. Вторая, называемая вертикальной, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.
Необходимость управления. Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Для того чтобы организация могла действовать успешно, работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой работы, т. е. организации должны назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности