Организация и планирование производства на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Основными задачами курсовой работы являются следующие:
1. рассмотрение теоретических основ планирования производства и реализации продукции на предприятии;
2. раскрытие содержания плана производства и порядок расчета его основных показателей;
3. произвести анализ производственной деятельности предприятия, оценить реальность выполнения плана;
4. обосновать показатели плана производства отрасли животноводства на 2009 год.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и содержание планирования производства на предприятии 5
1.1. Содержание плана производства предприятия 5
1.2.Основные показатели плана производства 9
1.3. Последовательность формирования производственной программы 16
ГЛАВА 2. Анализ и оценка производственной деятельности предприятия 20
2.1. Краткая характеристика предприятия 20
Овощеводство 27
2.2. Анализ производственных результатов 31
2.2.1. Анализ динамики производства и реализации валовой продукции скотоводства 31
2.2.2. Анализ производства сельскохозяйственных культур и продукции животноводства 33
2.2.3. Анализ интенсивности сельскохозяйственного производства 34
2.3. Оценка эффективности работы предприятия 36
2.3.1. Анализ рентабельности 36
ГЛАВА 3. Разработка плана производства продукции 39
3.1. Планирование номенклатуры продукции и объема производства в натуральном выражении 39
3.2. Расчет стоимостных показателей производственной программы 44
3.3. Оптимизация производственной программы 49
Заключение 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53

Работа содержит 1 файл

Курсовая по организации и планированию.doc

— 672.00 Кб (Скачать)

Объем производства характеризует  количество и номенклатуру выпускаемой на предприятии продукции в планируемом периоде времени. При определении объемов выпуска конкретной продукции и включении ее в годовой план производства необходимо учитывать величину существующего спроса, темпы его роста, уровень рыночных цен, размеры получаемой прибыли, степень риска, влияние конкуренции, издержки производства, возможность снижения себестоимости единицы продукции и другие факторы и условия производства и сбыта изделий. Планируемая номенклатура выпускаемой продукции должна  в целом обеспечивать равновесие спроса и предложения, а также сбалансированность годового объема выпуска с производственной мощностью соответствующего подразделения или всего предприятия. Поэтому в процессе составления производственного плана необходимо правильно выбрать используемые в расчетах измерители продукции /1/.

Натуральные измерители выражают физический объем конкретных видов выпускаемой продукции  в таких единицах, как штуки, тонны, метры, и служат основой для установления трудовых и стоимостных измерителей. Однако на практике диапазон их применения ограничен расчетами объемов выпуска только одной продукции.

Трудовые измерители являются универсальными и наиболее распространены на производстве. Они  характеризуют объем выпущенной продукции в нормо-часах (человеко-часах, станко-часах), нормо-рублях и других нормируемых показателях затрат труда или рабочего времени. Эти измерители являются базой технико-экономического, социально-трудового, оперативно-производственного и многих других видов внутрифирменного планирования /5/.

Планирование производства и продаж продукции в натуральном  выражении даёт возможность согласовать  выпуск конкретных видов продукции  с потребностями рынка, производственными  мощностями  предприятия, потребностью в ресурсах, необходимых для её производства. Однако натуральные измерители не позволяют определить общий объём и структуру производства на многопрофильных диверсифицированных предприятиях от реализации продукции. Это требует разработки  плана производства продукции  в стоимостном выражении /2/.

Стоимостные нормативы  характеризуют объем производства продукции в денежном измерении. Они позволяют на единой ценовой  основе сопоставлять, анализировать, суммировать  объем выпуска разнородной продукции. Однако при этом надо учитывать существующий уровень изменения рыночных цен при планировании и измерении объемов выпущенной в разное время продукции.

Поэтому сейчас в ходе планирования производства продукции  предприятию предпочтительнее применять  натуральные и трудовые нормативы, от которых легко перейти к стоимостному измерению объема продукции, планируемой или выпущенной в соответствующем периоде времени.

План производства в  стоимостном выражении содержит следующие показатели: реализованная  продукция (валовой доход), товарная продукция, валовая продукция /2/.

Основными стоимостными показателем этого раздела плана  является реализованная продукция (валовой доход). Реализованной считается  продукция, оплаченная покупателем  или сбытовой организацией. Её объем  исчисляется как стоимость предназначенных к поставке по плану и подлежащих оплате заказчиком готовых изделий и полуфабрикатов собственного производства, запасных частей всех видов и назначения, товаров народного потребления, выполняемых работ и оказываемых услуг, реализуемых в соответствии и хозяйственными договорами с потребителями продукции или через собственную сеть.

Плановый объем реализованной  продукции (Пр) в стоимостном выражении  рассчитывается по формуле:

где – объем товарной продукции i-го вида в оптовых ценах предприятия; – изменение остатков готовой продукции i-го вида на складе предприятия на начало и конец планируемого периода; – изменение остатков готовой продукции i-го вида, отгруженной, но не оплаченной потребителем на начало и конец планируемого периода; n- количество видов товарной продукции (i=1, 2, 3,…, n).

Реализованная продукция  характеризует валовой доход  предприятия (Дв) в плановом периоде. Он определяется как произведение цены на количество проданных единиц изделий (услуг):

            

Где – валовой доход предприятия от реализации i-го вида продукции; – цена единицы i-го вида продукции (оптовая, договорная), –планируемый объем продаж i-го вида продукции (i=1, 2, 3,…, n) в натуральном выражении.

Кроме валового дохода в  плане может также предусматриваться  средний доход. Это величина денежных средств, получаемых предприятием от продажи одной единицы продукции или услуги. Величина среднего дохода (ДСi)  определяется отношением общей выручки от реализации i-го вида продукции на количество проданных единиц изделий:

                                   .

В условиях, когда в планируемом периоде предусматривается изменение отпускных цен, средний доход представляет собой не что иное, как среднюю цену, то есть а .

Товарная продукция  включает стоимость: запланированных  к выпуску готовых изделий (принятых отделом технического контроля, укомплектованных и сданных на склад готовой продукции предприятия); полуфабрикатов, комплектующих деталей и сборочных единиц, предназначенных для реализации на сторону по кооперированным поставкам; капитального ремонта, выполненного собственными силами, а также изделий и запасных частей, изготовленных для капитального ремонта, капитального строительства и собственных непромышленных хозяйств предприятия; инструментов и приспособлений для собственного производства.

Товарная продукция  выражается в оптовых ценах предприятия  и в сопоставимых ценах. Первые используются для увязки плана производства с  финансовым планом; вторые – для  определения темпов, динамики и изменения  структуры производства.

Плановый объем товарной продукции (Пт) рассчитывается по формуле

                           

где – план выпуска i-го вида продукции в натуральном выражении; –действующая цена i-го вида продукции; n–количество видов товарной продукции (i=1, 2, 3,…, n); –объем услуг и работ i-го вида промышленного характера ; m–количество видов работ промышленного характера ( j=1, 2, 3, …,m).

Товарная продукция  характеризует объем произведенной  продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство. Она обычно оценивается в сопоставимых ценах.

Объем валовой продукции (Пв) рассчитывается по формуле

          

где  Нк, Нн–остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец года и начало планового периода соответственно, Ик, Ин– остатки инструментов и приспособлений собственного производства на конец и начало планового периода.

Изменение остатков незавершенного производства в составе валовой  продукции планируется при значительном увеличении объема производства в планируемом периоде по сравнению с отчетным, снятии с производства отдельных видов продукции, создании задела при переходе на выпуск новых изделий со значительной длительностью производственного цикла.

На предприятиях, у которых отсутствует внутрихозяйственный оборот и незавершенное производство, например в пищевой промышленности по своему составу валовая продукция совпадает с товарной. Валовую продукцию следует отличать от валового оборота, под которым понимается сумма продукции всех подразделений.

Показатели товарной и валовой продукции, хотя и получили широкое распространение в планировании хозяйственной деятельности предприятий, имеют один общий недостаток. Они  дают искаженное представление о  собственном вкладе предприятия в конечный  результат деятельности. Это объясняется тем, что в их состав включается стоимость материальных затрат, достигающая на некоторых предприятиях 80-90% от величины издержек. Более объективную картину о масштабах производства дают показатели чистой и условно-чистой продукции.

Чистая продукция характеризует  вновь созданную на предприятии  стоимость. В неё не входят издержки предприятия на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии и т.п., а также амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость продукции.

В состав чистой продукции  включаются расходы на оплату труда  с начислениями на заработную плату  и прибыль предприятия.

Плановый объем чистой продукции (Пч) рассчитывается по формулам:

                                  Пч=Пр-МЗ-Оа,

                                  Пч=ЗП+Пб,

где МЗ–материальные  затраты, включаемые в себестоимость  продукции; Оа–амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов; ЗП–заработная плата с начислениями на неё; Пб–прибыль от реализации продукции.

Условно-чистая продукция (Пу) в отличие от чистой содержит амортизацию и рассчитывается по формулам:

                                             Пу=Пр+МЗ,

                                             Пу=ЗП+Пб+Оа.

Показатели чистой и  условно-чистой продукции служат для анализа структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда /2/.

Коэффициент обновления продукции характеризует соотношение  новой и старой продукции в  годовом плане производства. Новой  в мировом промышленном производстве считается такая продукция, которая в современных динамичных условиях рынка выпускается в течение одного – трех лет, но не более пяти. Коэффициент обновления продукции на многих зарубежных промышленных фирмах задается как плановый показатель в общем объеме производства и продаж /8/.

Планирование производства новой конкурентоспособной продукции  должно обеспечивать высокий доход  всем предприятиям и фирмам. Это  предполагает составление каждым предприятием долгосрочных и краткосрочных планов производства и продажи продукции, обновления номенклатуры выпускаемых товаров, а также расширение использования новых плановых показателей, и в первую очередь оценочных или экономических /7/.

1.3. Последовательность формирования производственной программы

Производственная программа предприятия формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учётом имеющихся производственных возможностей. Проблема состоит в том, что производственные возможности предприятия могут быть больше или меньше запланированного объема продаж.

Фактором производства, который чаще всего определяет возможности  предприятия, является производственная мощность. Поэтому если производственная мощность предприятия больше объема продаж, то имеет место неполное использование (недогрузка) мощности, что в свою очередь, приводит к завышенным издержкам на производство продукции. Если же производственная мощность, наоборот, будет меньше объема продаж, то  в этом случае объем продаж не может быть выполненным и необходимо, либо увеличивать производственную мощность, либо уменьшать объем продаж. В этой связи производственная программа служит инструментом согласования возможного объема продаж с производственной мощностью предприятия в планируемом периоде.

Производственная программа не только устанавливает объем выпуска конечной продукции, но и является основой для расчета планов производства структурных подразделений (цехов, корпусов, производств, участков, поточных линий) помимо объемов товарной продукции, необходимой для обеспечения плана продаж, учитывается также необходимость изменений межцеховых и внутрицеховых заделов незавершенного производственным процессом продукции.

Задания по выпуску конечной продукции финишным цехам, как правило, устанавливаются на уровне производственной программы предприятия. Что касается  заданий промежуточным цехам, участвующим в изготовлении конечной продукции, то они могут быть больше показателей производственной программы, в случае если планируется увеличение межцеховых заделов, или менее производственной программы, если предусматривается их уменьшение. Поэтому планирование производственной программы основными  подразделениями предприятия производится, обратно ходу технологического процесса. Объемы производства по цехам планируются исходя из плановой себестоимости одного изделия или по планово-расчетным внутрипроизводственным ценам.

На небольших предприятиях производственная программа цехов  рассчитывается в натуральных или  условно-натуральных показателях, на средних и крупных предприятиях, у которых имеется внутрипроизводственный хозрасчет, – в стоимостных и натуральных показателях.

Производственная программа  предприятия рассчитывается на год  с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных–по месяцам. В планах структурных подразделений задания производственной программы могут распределяться по более коротким периодам.

Разработка производственной программы является наиболее сложным  процессом, поскольку в нем приходится согласовывать и учитывать огромное число различных факторов. Типовой  алгоритм формирования программы представлен на рисунке 1 /2/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Алгоритм формирования производственной программы

ГЛАВА 2. Анализ и оценка производственной деятельности предприятия

2.1. Краткая характеристика предприятия ЗАО «Старорайчихинское»

 

2.1. Общие сведения  о предприятии.

Общество утверждено в соответствии с Указом Президента РФ от 17.11.92 № 1403 «Об особенностях приватизации и преобразовании в акционерные  общества государственных производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения».

Информация о работе Организация и планирование производства на предприятии