Организация и нормирование труда на предприятии торговли на примере ООО "Айкай" магазин № 56 “ГРОШель”

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является установление наличия или отсутствия норм труда на предприятии "Айкай" на примере магазина №56, рассмотрение и анализ организации труда персонала на примере товароведа и менеджера торгового зала. По результатам проведенной работы даны предложения по совершенствованию организации труда данных категорий персонала.

Содержание

• Введение
• 1. Общая характеристика предприятия
• 1.1 История развития ООО "Айкай", цели, задачи
• 1.2. Структура управления и основные виды деятельности ООО "Айкай"
• 1.3 Характеристика подразделения ООО "Айкай", маг. №56 "ГРОШель"
• 2. Теоретические аспекты нормирования и регламентации труда
• 2.1 Сущность организации труда
• 2.2 Разделение и кооперация труда
• 2.3 Особенности труда на торговом предприятии
• 2.4 Нормирование труда
• 2.4 Основные тенденции в совершенствовании нормирования труда в процессе организации труда
• 3. Анализ состояния и предложения по совершенствованию организации труда основного персонала ООО "Айкай" маг. №56
• 3.1 Анализ состояния организации труда товароведа
• 3.2 Анализ состояния организации труда менеджера торгового зала (МТЗ)
• 3.3 Предложения по совершенствованию организации труда
• Заключение

Работа содержит 1 файл

айкай.docx

— 41.61 Кб (Скачать)

2) оно не должно сопровождаться  обезличкой и безответственностью  в организации производства;

3) разделение труда не  должно быть чрезмерно дробным,  чтобы не усложнять проектирование  и организацию производственных  процессов и нормирование труда,  а также не снижать квалификацию  рабочих, не лишать труд содержательности, не делать его монотонным и  утомительным.

Другим направлением функционального  разделения труда является разделение работников на основных и вспомогательных. Первые из них непосредственно участвуют  в измерении формы и состояния  обрабатываемых предметов труда, например, рабочие литейных, механических и  сборочных цехов машиностроительных предприятий, занятые выполнением  технологических операций по изготовлению основной продукции. Вторые непосредственного  участия в осуществлении технологического процесса не принимают, но создают необходимые  условия для бесперебойной и  эффективной работы основных рабочих. Значение отделения вспомогательных  работ от основных заключается в  следующем. Это, во-первых, улучшает использование  рабочего времени; во - вторых, повышает эффективность использования оборудования, позволяет лучше организовать уход за ним, ремонт и всякого рода обслуживание; в-третьих обеспечивает непрерывность  работы и, наконец, снижает общие  затраты труда на единицу продукции.

Различают следующие формы  разделения труда на предприятиях:

технологическое;

функциональное;

профессиональное;

квалификационное;

На предприятии ООО "Айкай" применяются функциональная и профессиональная формы разделения труда.

Функциональное разделение труда осуществляется в зависимости  от характера выполняемых работниками  функций. По этому принципу на предприятии  ООО "Айкай" произведено деление  на управленческий персонал, в лице директора и главного бухгалтера, и на обслуживающий персонал, в  лице менеджеров торгового зала, администраторов, продавцов-кассиров и т.д.

Профессиональное разделение труда осуществляется по специальностям и профессиям. В магазинах ООО "Айкай" это разделение произведено  по следующим основным специальностям:

1. Товаровед

2. Менеджер

3. Продавец-кассир

Организация труда включает кооперацию труда, которая предполагает установление системы производственной взаимосвязи между работниками, обеспечивающей согласованность совместных действий работников в процессе производства. Существование разделенного труда (по функциональному, профессиональному  и квалификационному признакам) объективно требует установления определенных соотношений и взаимодействия между  видами труда.

Между работниками и их отдельными группами, коллективами должно быть организовано взаимодействие, или  осуществлена кооперация. То есть должна быть обеспечена планомерная деятельность многих участников производства для  достижения определенного производственного  эффекта. Эта деятельность должна быть согласована в пространстве, т.е. установлены необходимые производственные связи между работниками, коллективами бригад, участков, цехов и служб, и во времени, путем организации  сменной работы (взаимодействие между  сменами), осуществления работы по графику. В конечном итоге должно быть обеспечено полное использование рабочей силы и средств труда, непрерывное  течение производственных процессов, ритмичное выполнение работ, повышение  производительности труда. В этом выражается эффективность кооперации труда.

Следует иметь в виду, что  кооперация труда не означает лишь достижения рациональных пропорций  в затратах труда различных видов, а предполагает установление социально-трудовых взаимоотношений между участниками  производства согласование интересов  людей и целей производства.

2.3 Особенности  труда на торговом предприятии

Все трудовые процессы, выполняемые  работниками торговых предприятий  разделены на два разных по своей  природе и содержанию вида:

связанные со сменой форм стоимости  товара;

обусловленные продолжением процессов производства в сфере  обращения.

Первый вид труда обеспечивает смену форм стоимости и включает в себя процессы купли-продажи, обслуживания покупателей, ведения учета и  отчетности, организации рекламы  и др.

Второй вид труда включает в себя такие трудовые процессы, как транспортировка, фасовка, хранение, подсортировка, погрузка, выгрузка товаров  и др.

Оба вида труда взаимосвязаны  и составляют основу организации  торгово-технологического процесса. Таким  образом, перваяотличительная особенность труда на торговых предприятиях - его двойственный характер.

Вторая отличительная особенность в том, что труд, связанный с продолжением производства в сфере обращения, занимает большой удельный вес в общей сумме трудовых процессов. Главная причина данного явления - низкая оснащенность техникой торговых предприятий. Как правило, большинство процессов, связанных с преобразованием промышленного ассортимента в торговый; фасовкой; подсортировкой, т.е. с предпродажной обработкой товаров, производится вручную. Большие затраты живого труда - негативный фактор, тем более что около 80% запятых в торговле - женщины (например, в розничной торговле в среднем за смену приходится перемешать в зависимости от размера магазина от 3 до 15т груза).

Третья особенность труда в торговом бизнесе в том, что труд, связанный со сменой форм стоимости довольно однообразен и вместе с тем требует большого нервного и физического напряжения. Это обусловлено целым рядом причин: во-первых, организация торгово-технологического процесса не предполагает или сильно ограничивает свободу проявления инициативы работником; во-вторых, недостаточная компьютеризация предприятий торговли приводит к тому, что аналитические, учетные, статистические расчеты производятся вручную.

Четвертая особенность труда на торговых предприятиях - значительное влияние на него вероятностных факторов. Интенсивность покупательских потоков в течение дня, зависящая также от месторасположения предприятия; значительные колебания спроса по товарным группам, и прочие факторы в одних случаях приводят к неизбежным простоям работников, а в других - к очень высокой нагрузке и резкому повышению напряженности труда.

Пятая особенность труда в торговых предприятиях заключается в том, что конечным результатом труда является не продукт, а услуга.

Труд работников торговли отличается высокой напряженностью. Это относится, прежде всего, к работникам торговых залов - продавцам, кассирам, контролерам-кассирам. Продавец всегда на виду, он должен быть приветлив, следить  за культурой речи, внешним видом, манерами. Наиболее тяжелым в физическом отношении является труд продавцов. Особенно это относится к труду продавцов продовольственных и хозяйственных товаров.

Физическая нагрузка на одного продавца продовольственного магазина за смену иногда достигает 900 кг, а  при выполнении погрузоразгрузочных  работ по перемещению груза - 1200 кг.

Для труда контролера-кассира  характерна нервно-эмоциональная напряженность, обусловленная необходимостью в  процессе трудовой деятельности вступать в контакт с большим количеством  людей при различной коммуникабельности. В течение часа контролер-кассир может обслужить до 100 человек.

Источником нагрузки служит также значительное напряжение памяти и внимания, специфика работы с  материальными ценностями, монотонность труда. Работа контролера-кассира, как  и продавца, отличается неравномерностью распределения нагрузки в течение  рабочего дня, недели в связи с  колебаниями покупательских потоков. При этом колебания числа обслуживаемых  покупателей в часы "пик" могут  достичь 50 % среднечасовой нагрузки. В отдельных случаях в часы "пик" нагрузка может составить 70-75 % всей нагрузки за смену.

Основы организации деятельности розничного торгового предприятия

Торговля является одной  из важнейших отраслей народного  хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы  производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид  предпринимательской деятельности, связанный с куплей продажей товаров  и оказанием услуг покупателям.

В зависимости от цели, с  которой приобретаются товары, торговлю делят на два вида:

оптовую (торговля товарами с последующей их перепродажей или  профессиональным использованием);

розничную (торговля товарами и оказание услуг покупателям  для личного, семейного, домашнего  использования, не связанного с предпринимательской  деятельностью).

Долговременной целью  деятельности розничного торгового  предприятия является максимизация прибыли. Реализовать эту цель можно  лишь через максимальное удовлетворение нужд потребителей.

Наряду с названной  целью в зависимости от конкретных условий, могут существовать и другие критерии - например, увеличение рыночной доли, минимизация издержек и др.

На предприятиях розничной  торговли производятся различные операции, связанные с доведением товаров  непосредственно до населения. При  этом выполняются определенные торговые (коммерческие) и технологические  функции.

К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести:

изучение покупательского  спроса на товары;

формирование ассортимента товаров;

организацию закупок и  завоза товаров;

оказание торговых услуг  покупателям;

рекламирование товаров  и услуг.

Технологический процесс  включает в себя совокупность последовательно  взаимосвязанных способов, приемов  и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств  товаров и ускорения доведения  товаров до торговой сети и потребителей. Технологический процесс обеспечивает обработку потоков, начиная с  поступления товаров в магазин  и кончая полной подготовкой их к продаже. Технологический процесс включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах и др.

Важно различать технологический  и торговый процессы. Торговый процесс  обеспечивает смену форм стоимости. Особенность этого процесса заключается  в том, что предметом труда  здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники магазинов  осуществляют продажу товаров и  обслуживание покупателей, а покупатели участвуют в торговом процессе. Обеспечивая  непосредственное доведение товаров  до потребителей, торговый процесс  включает в себя и такие виды организации  коммерческой деятельности, как изучение спроса населения, формирования ассортимента и рекламу товаров, оказание покупателям  дополнительных услуг, текущее пополнение товаров и др.

Основными принципами организации  этих процессов в торговых предприятиях являются:

Обеспечение комплексного подхода  к выработке оптимальных вариантов  продажи товаров.

Обеспечение наилучших условий  выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания.

Достижение оптимальной  экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости  товаров, экономии труда, роста его  производительности, снижения издержек обращения.

Эти факторы определяют динамичность торгового и технологического процесса.

Наиболее сложной и  трудоемкой операцией торгового  и технологического процесса в продовольственных  магазинах является подготовка товаров  к продаже, в частности их фасовка. При торговле предварительно расфасованными товарами подготовительные операции сводятся к минимуму, что позволяет значительно  ускорить процесс их продажи.

Подготовленные к продаже  товары перемещают в торговый зал. Товары доставляют в то время, когда в  нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи.

Продажа товаров - завершающая  стадия торгово-технологического процесса в магазине.

Таким образом, организация  торгово-технологического процесса на торговом предприятии должна способствовать наиболее эффективному доведению товара в широком ассортименте надлежащего  качества до покупателя с наименьшими  затратами труда и времени  при высоком уровне торгового  обслуживания.

Качество торгового обслуживания определяется минимальным временем, затраченным на приобретение товаров, удобством и комфортом обслуживания, экономической эффективностью работы магазинов.

2.4 Нормирование  труда

Нормирование труда - это  часть организации труда на предприятии, вид деятельности по управлению производством. Под нормированием понимают процесс  установления научно-обоснованных норм затрат труда на выполнение работ. Нормирование труда многоаспектная деятельность, цель которой - определение необходимых  затрат и результатов труда и  соотношения между численностью персонала и количеством единиц оборудования. Научно - обоснованные нормы  отражают технические и технологические  возможности производства, учитывают  особенности применяемых предметов  труда, физиологически оправданную  интенсивность труда и его  нормальные условия.

На практике используются следующие виды норм труда:

норма времени - количество рабочего времени, необходимого на выполнение какого-либо изделия или какой-либо работы;

норма выработки - количество изделий, которое необходимо выпустить  за единицу времени;

Вместо нормы выработки  может определяться нормированное  задание. Разница между ними состоит  в том, что по нормам выработки  рассчитывается сдельная расценка зар. платы, а по нормированному заданию  только норма загрузки исполнителей.

Информация о работе Организация и нормирование труда на предприятии торговли на примере ООО "Айкай" магазин № 56 “ГРОШель”