Организация хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Наиболее важной информационной системой акционерных обществ является система бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Данная система позволяет получить основную экономическую информацию о предприятии, доступную для пользователей: акционеров, инвесторов, кредиторов, поставщиков, работников предприятия и т.д. В связи с этим возрастает уровень требований, предъявляемых к ведению учета и составлению отчетности, формам ее представления.

Содержание

Введение 3
1. Организация управленческого учета и отчетности по центрам ответственности 6
1.1. Принципы построения внутренней сегментарной отчетности 22
1.2. Формы внутренних отчетов 27
2. Сегментарная отчетность как основа оценки деятельности центров ответственности 31
3. Принципы управленческого учета 37
3.1. Организация управленческого учета 40
3.2. Системы управленческого учета 44
Заключение 49
Список литературы 50

Работа содержит 1 файл

организ хоз деят.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

    учредить  службу управленческого учета как  структурное подразделение, возглавляемое  соответствующим руководителем;

    ввести  в штат бухгалтерии должности  специалистов по управленческому учету (бухгалтеров-аналитиков).

    Для обеспечения рациональной организации  управленческого учета большое  значение имеет разработка плана  его организации.

    План  организации управленческого учета  состоит из следующих элементов: план документации и документооборота, план счетов и их корреспонденции, план отчетности, план технического оформления учета, план организации труда работников бухгалтерии.

    В плане документации указывается  перечень документов для учета хозяйственных  операций и составления расчетов потребности в бланках. При этом организации могут использовать типовые формы первичных учетных документов или применять формы документов, разработанных самостоятельно.

    Основой организации первичного учета в  организациях является график документооборота. Под документооборотом понимают путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указываются порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.

    При разработке плана счетов для управленческого  учета необходимо иметь в виду, что действующий в настоящее  время план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.01г. № 94н, позволяет осуществлять учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции одновременно для целей финансового и управленческого учета. При этом допускается использование однокруговой (монистической) и двухкруговой (дуалистической) систем учета производственных затрат.

    Однокруговая  система учета затрат может осуществляться:

    • без использования специальных счетов управленческого учета;
    • с использованием системы счетов управленческого учета.

    Однокруговую  систему учета затрат целесообразно  использовать в малых и средних  организациях, поскольку она основана на использовании одинаковых оценок в финансовом и управленческом учете, и вследствие этого возможности контроля затрат ограничены.

    Двухкруговую  систему учета затрат целесообразно  использовать в крупных организациях. При данной системе финансовый и управленческий имеют самостоятельные планы счетов. Возможен также вариант выделения для управленческого учета обособленных счетов.

    Для согласования данных финансового и  управленческого учета используют переходные и зеркальные счета. Переходные счета обеспечивают перенос информации из финансового учета в управленческий и из управленческого – в финансовый. Зеркальные счета обеспечивают численное согласование данных финансового и управленческого учета и выявление возможных расхождений.

    В плане отчетности указываются: перечень отчетных форм, отчетный период, за который  составляется та или иная форма отчета, сроки представления отчетности, наименование служб и подразделений, а также фамилии должностных  лиц, получающих отчеты способ представления отчетов и фамилии работников, отвечающих за составление отчетности, с точным указанием выполняемых работ. План отчетности, как правило, состоит из двух частей. В первой части содержатся необходимые сведения по отчетности, представляемой вышестоящим пользователям, во второй – по отчетности, получаемой от нижестоящих подразделений организации.

    В плане технического оформления учета  указывается, какие вычислительные машины, приборы и устройства будут  использоваться в организации. Помимо использования вычислительных машин в соответствующих организационных формах необходимо предусмотреть применение различных вычислительных таблиц и разного рода средств механизации измерения и счета: мерной тары, весов, счетчиков (газовых, электрических и т.п.).

    В плане организации труда работников бухгалтерии определяется структура данной службы, ее штат, дается должностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению квалификации, составляются графики учетных работ. В средних организациях в состав службы управленческого учета можно включить следующие группы (отделы): планирования, материальную, учета затрат труда и его оплаты, производственно-калькуляционную, учета продажи продукции, аналитическую.

    Группа  планирования составляет главный бюджет, охватывающий основную деятельность организации; бюджеты структурных подразделений организации и другие частные бюджеты (бюджеты продаж, закупок, производственный и т.п.); операционный бюджет, который детализирует через частные бюджеты статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков; финансовый бюджет, прогнозирующий денежные потоки организации на планируемый период; специальные бюджеты для отдельных видов деятельности или программ.

    Материальная  группа:

  • осуществляется выбор поставщиков материальных ресурсов, контроль за поступлением, хранением и использованием этих ресурсов;
  • разрабатывает нормы расхода сырья и материалов на осуществление производственной деятельности, нормы запасов сырья и материалов на складах;
  • принимает участие в выборе типовых и разработке новых форм первичных документов и учетных регистров для учета поступления, наличия и отпуска всех видов сырья и материалов;
  • разрабатывает формы отчетов о расходе сырья и материалов;
  • осуществляет выбор цен для оприходования и расхода сырья и материалов.

    Группа  учета затрат труда и его оплаты осуществляет нормирование труда, определяет расценки оплаты труда, контролирует использование  фонда заработной платы, принимает  участие в разработке форм первичных  документов, учетных регистров и отчетов по труду и заработной плате.

    Производственно-калькуляционная  группа определяет перечень центров  затрат и центров ответственности, устанавливает статьи затрат по каждому  центру затрат, разрабатывает формы  учетных регистров и отчетов  по затратам и выпуску продукции, осуществляет калькулирование себестоимости продукции по центрам затрат и по организации в целом и контроль за эффективным использованием производственных ресурсов.

    Группа  учета продажи продукции определяет порядок учета выпуска и продажи продукции, состав покупателей, исчисляет фактические затраты по продаже продукции, себестоимость проданной продукции по ее видам, зонам продажи и т.п., разрабатывает формы отчетов по продаже продукции, выявляет прибыль и рентабельность по продаже отдельных видов продукции, структурным подразделениям, организации в целом.

    Аналитическая группа осуществляет анализ эффективности  деятельности по каждому центру затрат, структурному подразделению и организации  в целом, выявляет резервы повышения  эффективности использования всех видов ресурсов по всем подразделениям организации и организации в целом, принимает участие в разработке бюджетов организации (совместно с группой планирования).

    1. Системы управленческого учета
 

    Система управленческого учета характеризуется  объемом информации, поставленными перед ней целями, критериями и средствами их достижения, составом и взаимодействием элементов.

    Признаками  классификации систем управленческого  учета являются: широта охвата информацией, степень взаимосвязи финансового  и управленческого учета, оперативность обработки, оценка продукции и целевое назначение.

    По  широте охвата информацией видов  деятельности, организационной структуры  предприятия, продукции различают  полные системы, состоящие из совокупности систематического и проблемного учета, и системы с целевым набором из составных частей.

    Систематический учет предполагает наличие автономии, собственных объектов и методов  их отражения, понятий и последовательной структуры процедур, объединенных в  единое целое. Элементами систематического учета являются:

    измерение и оценка по приобретению и использованию  производственных ресурсов;

    контроль  процессов снабжения, производства, продажи в натуральных измерителях;

    группировка затрат по статьям расходов и элементам, местам возникновения, видам продукции, работ и услуг, сегментам рынка, а также порядок включения затрат в себестоимость;

    внутренняя  и внешняя отчетность, удовлетворяющая  своих пользователей по срокам, содержанию и частоте представления.

    Проблемный  учет формирует информацию: об экономической, технологической, конструкторской и организационной подготовке производства; о ценах и реализации продукции; об управлении производственными запасами и рационализации расхода производственных ресурсов.

    Задачи  проблемного учета решаются с  помощью методов программирования, нормирования, планирования, прогноза, систематического экономического анализа, контроля и регулирования на основе фактических данных производственного учета и статистики. Содержание понятия «проблемный учет» показывает, что эти данные применяются для решения экономических и производственных проблем предприятия. Информация, сформулированная в проблемном учете, используется для:

    планирования  и прогнозирования затрат и доходов, нормирования и составления смет;

    анализа расходов и отклонений от нормативов (стандартов) и анализа доходности производства продуктов;

    оценки  деятельности предприятия и его  структурных подразделений по критерию величины затрат и доходов, получаемых в процессе производства и сбыта;

    принятия  многовариантных управленческих решений на ближайшую и отдаленную перспективы в области производства и сбыта, кооперирования, импорта и экспорта, ассортимента продукции и др.;

    разработки  моделей управления запасами и затратами, которые обеспечивали бы их оптимизацию  в сопоставлении с полученными доходами.

    По  степени взаимосвязи между финансовым и управленческим учетом в практике зарубежных стран применяют две  системы: монистическую и дуалистическую.

    Монистическая – интегрированная система, объединяющая финансовый и управленческий учет на основе прямой и обратной связи на счетах бухгалтерского учета. При этом финансовый учет путем отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, имущества, обязательств и капитала дает возможность оценить деятельность предприятия, его финансовое положение. Дополняя финансовую информацию данными внутренней отчетности, администрация может оценить эффективность организации производства на любом его участке. Из оперативных сведений и отчетности материально ответственных лиц определяются положительные и отрицательные отклонения от действующих стандартов, что создает предпосылки для организации действующей системы контроля за затратами и доходами.

    Дуалистическая  система – обособленное создание управленческого учета. Связь между  двумя видами бухгалтерского учета осуществляется с помощью так называемых парных контрольных счетов одного и того же наименования.

    По  оперативности обработки информации различают систему учета фактических (прошлых) данных и систему учета  стандартных (нормативных) данных. Первая состоит в формировании информации для расчета себестоимости проданной продукции и прибыли для определения фактической себестоимости и дохода от реализации единицы готовой продукции конкретного наименования и других показателей. Вторая включает: разработку стандартов на затраты по приобретению и использования материалов, основных фондов, трудовых ресурсов, накладных расходов; составление калькуляций себестоимости по нормативным затратам и учет фактических затрат с выделением отклонений от нормативов и смет. Она ориентирована на оперативность контроля за ходом формирования себестоимости и при необходимости – на ее регулирование. В мировой практике такая система называется «стандарт-кост».

    Оценка  продукции – один из признаков  классификации систем учета применяемый в практике. Существует система учета полных затрат и система учета ограниченных затрат. Обе они в управленческом учете отвечают разным целям.

Информация о работе Организация хозяйственной деятельности предприятия