Организация деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:29, реферат

Описание работы

Процесс взаимодействия производственных факторов на предприятии, направленный на превращение исходного сырья (материалов) в готовую продукцию, пригодную к потреблению или к дальнейшей обработке, образует производственный процесс или производство.

Содержание

1. Производственный процесс и его организация
1.1. Структура и принципы организации производственного процесса
1.2. Организационные типы производства
1.3. Производственный цикл
1.4. Методы организации производства
2. Инфраструктура предприятия
2.1. Понятие инфраструктуры предприятия, ее виды и значение
2.2. Система технического обслуживания (вспомогательное производство)
2.3. Капитальное строительство
3. Инновационные процессы на предприятии
3.1. Общая характеристика инновационных процессов (нововведений)
3.2. Техническое развитие предприятия
3.3. Организационный прогресс на предприятии
3.4. Оценка эффективности инноваций
4. Коммерческая деятельность предприятия
4.1. Материально-техническое обеспечение предприятия
4.2. Организация маркетинга на предприятии

Работа содержит 1 файл

Организация деятельности предприятия.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Управление техническим развитием предприятия должно включать: установление целей и выявление их приоритетов; выбор направлений технического развития; оценку эффективности возможных вариантов решений; составление программы технического развития; корректировка плана и контроль за выполнением предусмотренных программой мер.

3.3. Организационный  прогресс на предприятии 

Организационный прогресс выражается в совершенствовании  действующих и применении новых  методов и форм организации производства и труда, элементов хозяйственного механизма.  

Для осуществления  производственного процесса необходимо его материально-техническое обеспечение  и соответствующая организация - правильное и эффективное соединение живого труда (работников) с вещественными  элементами производства (орудиями и предметами труда).  

Организация труда  представляет собой систему мероприятий, направленных на наиболее рациональное использование рабочей силы в  производстве. 

Соединение участников трудового процесса обеспечивается разными формами разделения и  кооперации труда, организацией обслуживания рабочих мест, установлением рациональных режимов труда и отдыха.  

Основными направлениями  организационного прогресса являются:  

1) совершенствование  организации производства (усиление  непрерывности и гибкости производства, согласованности в продолжительности  и производительности всех взаимосвязанных  подразделений производства, рационализация  организации потока и использования  средств производства и т.п.);  

2) улучшение  организации труда (внедрение  комплекса мероприятий, основанных  на достижениях науки и передового  опыта, которые дают возможность  наилучшим образом соединить  технику и людей в производственном  процессе, эффективнее использовать материальные и трудовые ресурсы, позволяют повысить производительность труда, улучшить условия труда, сделать его более содержательным и привлекательным);  

3) рационализация  элементов хозяйственного механизма  (системы управления, планирования и прогнозирования, финансирования, материального стимулирования, материально-технического обеспечения, научно-технического обслуживания производства), переход предприятия на рыночные экономические отношения с государством и другими контрагентами.  

Основными современными тенденциями организационного прогресса также являются: ускорение темпов развития отдельных общественных форм организации производства (деконцентрации, кооперирования, конверсии, диверсификации), углубление мотивации труда, развитие коллективной формы организации и оплаты труда.

3.4. Оценка эффективности  инноваций 

Основным обобщающим показателем экономической эффективности  технико-технологических нововведений является показатель экономического эффекта. В нем находят отражение частные  показатели эффективности: производительность труда, фондоотдача, материало- и энергоемкость, показатели технического уровня производства, качество продукции и др.  

Показатель экономического эффекта от реализации нововведений определяется как превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов за весь период осуществления мероприятий.  

При расчетах экономического эффекта в первую очередь должен соблюдаться народнохозяйственный подход, т.е. должны учитываться результаты не только по месту применения технико-технологических нововведений, но и в смежных отраслях с позицией их влияния на конечные показатели развития экономики страны.  

Затем рассчитывается внутрихозяйственный (коммерческий) экономический  эффект на отдельных стадиях воспроизводственного цикла: научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), освоения, производства и использования результатов нововведений. Он позволяет оценить эффективность определенных инноваций в отдельных научно-исследовательских организациях, предприятиях-производителях и предприятиях-потребителях.  

Экономический эффект (Э) определяется как разница  между результатами (продукцией, работой, услугами в стоимостной оценке - Р) и затратами на их достижение (З) за определенный расчетный период:  

Э = Р - З. 

Под затратами  понимается вся совокупность израсходованных  для достижения эффекта ресурсов (или отдельных их видов). В масштабе национальной экономики затратами  является совокупность капитальных  вложений, оборотных фондов и живого труда (заработная плата). Для отрасли, объединения, предприятия затраты выступают в виде себестоимости или производственных фондов.  

При расчетах экономического эффекта необходимо учитывать фактор времени путем приведения разновременных затрат и результатов к одному (единому) моменту времени, т.е. расчетному году tp.  

Коэффициент приведения разновременных затрат и результатов  к расчетному году рассчитывается по формуле:  
 
 

где t - год, затраты  и результаты которого приводятся к  расчетному году;  

E - норматив приведения, равный процентной ставке.  

При оценке эффективности  организационных инноваций их подразделяют на две группы:  

1) нововведения, требующие определенных дополнительных  одновременных затрат (капитальных  вложений);  

2) нововведения, не требующие дополнительных инвестиций.  

Эффективность первой группы организационных нововведений рассчитывается так же, как и технико-технологических. Оценка эффективности беззатратных нововведений осуществляется на основе исчисления экономии текущих затрат, вызванной осуществлением таких организационных инноваций.  

При определении  эффективности нововведений необходимо также учитывать социальные и  экологические результаты (безопасность объектов инноваций).

4. Коммерческая  деятельность предприятия 

Под коммерческой деятельностью предприятия понимаются все торговые операции по приобретению материально-технических ресурсов и реализации производимой продукции. 

Основу этой деятельности составляют материально-техническое  обеспечение и маркетинг.

4.1. Материально-техническое обеспечение предприятия 

Материально-техническое  обеспечение на предприятиях представляет собой рационально организуемое обеспечение производства орудиями и предметами труда. 

Оно включает организационно-экономические  мероприятия по выявлению потребностей в материально-технических ресурсах, их поиску, приобретению, своевременному завозу, хранению и экономному использованию, регулированию материальных запасов, подготовке материалов к производственному потреблению, доставке их в цехи, на участки и рабочие места. Эту работу выполняет отдел материально-технического обеспечения (снабжения).  

Источники поступления  материально-технических ресурсов: производство, добыча и заготовки, импорт, запасы и резервы.  

Материально-технические  ресурсы приобретаются на рынке непосредственно у предприятий-производителей по прямым хозяйственным связям или через организации-посредники. Периодическая закупка материальных ресурсов может осуществляется на товарных биржах.  

Как первичные  звенья сферы обращения средств  производства отделы снабжения предприятий тесно связаны с соответствующими органами управления отраслевых министерств и с общегосударственной системой материально-технического обеспечения, так как отдельные виды ресурсов (электроэнергия, газ) распределяются централизованно. С региональными органами снабжения (компаниями по распределению материальных ресурсов) предприятия заключают хозяйственные договоры на организацию оптовой торговли, комплексного снабжения, оказания услуг производственного, коммерческого информационного характера. Эти органы также осуществляют предварительную подготовку материалов к производственному потреблению, выдают напрокат приборы, аппаратуру, оборудование, механизмы, оказывают услуги в реализации неиспользуемых материально-технических ресурсов через коммерческие центры и т.д.  

При выборе поставщиков  следует учитывать ряд факторов: территориальную отдаленность и  оперативность поставок, соответствие производственной мощности поставщиков  потребностям предприятия в материальных ресурсах, их качество, цену, условия расчетов, возможность предоставления кредита и др. Предпочтение отдается тому партнеру, которых обеспечивает лучшие условия с минимальными затратами.  

Между поставщиками и потребителями материально-технических  ресурсов заключается договор, регламентирующий условия поставки: объем, качество, цену товара, форму расчетов, сроки доставки, ответственность за нарушение условий договора.  

Своевременное и бесперебойное материально-техническое  обеспечение производства зависит  от точного определения потребности в материальных ресурсах по направлениям их использования: основное производство; капитальное строительство; научно-исследовательские работы; ремонтно-эксплуатационные нужды; изготовление технологической оснастки и инструмента; прирост незавершенного производства; создание производственных запасов.  

Существует несколько  методов расчета потребности  в основных материалах, применяемых  в разных отраслях промышленности:  

- метод прямого  счета (нормативный), который основан  на использовании двух показателей: нормы расхода материальных ресурсов на единицу продукции (работ, услуг) и объема производства продукции (выполненных работ, услуг);  

- метод аналогии. Изделие, на которое еще нет  норм расхода, приравнивается  к аналогичному изделию, на которое нормы расхода уже утверждены, но вводятся поправочные коэффициенты;  

- метод типовых  представителей предполагает использование  средневзвешенной нормы расхода  материала на типовой представитель  целой группы изделий;  

- метод динамических  коэффициентов. Потребность в материальных ресурсах устанавливается исходя из фактического расхода данного материала в прошедшем периоде, индекса программы производства и индекса норм расхода материалов;  

- метод рецептурного  состава, учитывающий процентное  содержание каждого компонента в готовой продукции;  

- с помощью  формул химических реакций (в  химической промышленности) с учетом  молекулярного веса готового  продукта и исходного сырья,  процентного содержания чистого  вещества в сырье и готовом  продукте, величины потерь и др.  

Материальные  ресурсы поступают на предприятие  с интервалами, а используются ежедневно, поэтому необходимо создавать их запасы. По назначению запасы делятся  на:  

1) текущие запасы, которые обеспечивают работу  предприятия в период между  двумя очередными поставками;  

2) подготовительные  запасы - создаются в тех случаях,  когда перед использованием материальных  ресурсов требуется их специальная  подготовка (сушка, раскрой, правка  и т.д.);  

3) страховые  запасы - необходимы на случай  неожиданной задержки очередной партии материалов.  

Регулирование запасов осуществляется по системам "максимум-минимум", "стандартных  партий", "стандартных материалов" и др.  

Наиболее распространена система "максимум-минимум", при  которой по каждому материалу  устанавливаются максимальные и минимальные нормы запасов.

4.2. Организация  маркетинга на предприятии 

Маркетинг - это  система организации всей деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту товара или предоставлению услуг с целью получения предприятием высокой прибыли на основе глубокого и всестороннего знания рынка и реальных запросов и потребностей покупателя. 

Система маркетинга - это инструмент в борьбе за рынок, а изучение потребностей рынка и  запросов покупателей производится с целью одержать верх над конкурентами. Поэтому успех любого предприятия зависит не столько от его производственных мощностей и возможностей, сколько от опыта в вопросах маркетинга.  

Информация о работе Организация деятельности предприятия