Организационная структура предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- уточнено содержание понятия организационной структуры управления предприятием;
- представлена классификация организационных структур управления предприятием;
- проведен анализ механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

Содержание

Введение________________________________________________________5
1. Теоретические основы изучения организационной структуры предприятия
Понятие, сущность и значение организационной структуры предприятия___________________________________________________7
Типы организационных структур, их преимущества и недостатки______9
Понятие и виды управленческих связей в структурах управления______17
Организационная структура предприятия на примере ЗАО «Оптика»___19
2. Расчетная часть_________________________________________________20
Заключение______________________________________________________26
Список литературы___________

Работа содержит 1 файл

Курсовая Организациооная структура предприятия.docx

— 516.13 Кб (Скачать)

    Планирование – это процесс определения цели деятельности, прогнозирование будущего развития и выдача индивидуальных заданий структурным подразделениям предприятия, выполнение которых необходимо для достижения общего результата.

    Организация – это процесс формирования структуры системы, распределение заданий, полномочий и ответственности между членами организации для достижения общей цели ее деятельности.

    Мотивация – это процесс, который стимулирует членов организации к совместным согласованным действиям, обеспечивающим достижение общей цели.

    Контроль означает процесс измерения достигнутых за определенный период времени результатов, сравнение их с плановыми значениями и корректировка деятельности.

    Координация – это функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев предприятия путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.

    Типы организационных структур, их преимущества и недостатки

         В зависимости от характера связей между подразделениями организации различают следующие типы организационных структур: линейную, функциональную, линейно-функциональную, матричную, дивизиональную, линейно-штабную.

    Линейная  организационная  структура управления. Это одна из простейших организационных структур управления. При линейной структуре во главе производственного звена любого уровня стоит руководитель — единоначальник, который осуществляет все функции управления и подчиняется по всем вопросам вышестоящему начальнику. Так складывается подчиненность руководителей различных уровней по вертикали (линия), которые осуществляют административное и функциональное управление одновременно.

    Линейная  организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки (таблица 1).

    Таблица 1. Преимущества и недостатки линейной структуры.

    
    Преимущества     Недостатки
  1. Единство и четкость распорядительства;
  2. согласованность действий исполнителей;
  3. простота управления;
  4. оперативность в принятии решения;
  5. четко выраженная ответственность;
  6. личная ответственность руководителя.
    1. Высокие требования к руководителю;
    2. отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;
    3. затруднительные связи между инстанциями;
    4. концентрация власти в управляющей верхушке.
 
    

    

Рисунок 1. Схема линейной структуры управления

    Эта структура характерна для малых предприятий, где круг решаемых вопросов незначителен и производственных связей немного. Когда же масштабы производства больше, а круг решаемых проблем все возрастает, повышается технический и организационный уровень, линейная структура оказывается неэффективной, так как руководитель не может знать все и поэтому не может управлять хорошо.

    Серьезные недостатки линейной структуры в  определенной мере могут быть устранены  функциональной структурой.

    Функциональная  организационная  структура управления организацией.

    Идея  состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т. е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.

    Исполнители находятся в двойном подчинении. Так, рабочий обязан выполнять одновременно указания своего линейного начальника и функционального специалиста. При функциональной структуре управления линейный руководитель имеет возможность больше заниматься вопросами оперативного управления, так как функциональные специалисты высвобождают его от решения специальных вопросов. Но команды управления поступают от многих функциональных служб в одно производственное подразделение или к одному исполнителю, и поэтому возникает проблема взаимного согласования этих команд, что создает определенные трудности. Кроме того, снижается ответственность исполнителей за выполнение своих обязанностей.

    Как и линейная, функциональная структура  имеет свои преимущества и недостатки (таблица 2).

    

Рисунок 2. Схема функциональной структуры управления. 

    Таблица 2.  Преимущества и недостатки функциональной структуры.

    
    Преимущества     Недостатки
  1. Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
  2. освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов;
  3. стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов;
  4. исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций;
  5. уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.
  1. Чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений;
  2. трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
  3. появление тенденций чрезмерной централизации;
  4. длительная процедура принятия решения ;
  5. относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.

    Недостатки  как линейной, так и функциональной структур управления в значительной мере устраняются линейно-функциональными  структурами.

    Линейно-функциональная структура управления

    Линейно-функциональная структура сочетает в себе преимущества линейных и функциональных структур. Для ее формирования используют шахтный принцип построения и специализации в процессе управления. 
Подразделения образуются по видам деятельности организации. Функциональные подразделения делят на более мелкие производственные, каждое из которых выполняет ограниченный перечень функций. 
Руководство функциями осуществляет вице-президент. 
      Системообразующими являются вертикальные связи, которые делятся на: 
1. Основные (линейные) – по средствам которых руководство осуществляет прямое управление подчиненными. Линейный руководитель определяет главные задачи в конкретный момент времени и конкретных исполнителей. Данные связи направлены сверху вниз и регулируются с помощью распоряжений, указов, приказов. 
2. Дополнительные (функциональные) – носят совещательный характер. По средствам этих связей организационные подразделения могут давать распоряжения работникам нижестоящего уровня по вопросам своей компетенции. 
Линейно-функциональная структура наиболее распространена, но ее следует использовать в небольших и средних организациях, которые производят ограниченный ассортимент продукции и работают в стабильных внешних условиях.

    Таблица 4. Преимущества и недостатки линейно-функциональной структуры

    
    Преимущества      Недостатки
1. Структура повышает ответственность  руководителя организации за  конечный результат деятельности; 
2. Способствует повышению эффективности использования рабочей силы всех видов; 
3. Упрощает профессиональную подготовку; 
4. Создает возможности для карьерного роста сотрудников; 
5. Позволяет легче контролировать деятельность каждого подразделения и исполнителя.
1. Ответственность  за получение прибыли ложится  на руководителя предприятия; 
2. Усложняется согласованность действий функциональных подразделений; 
3. Замедляется процесс принятия и реализации решения; 
4. Структура не обладает гибкостью, так как функционирует на основе множества принципов и правил.
 

Рисунок 3. Схема линейно-функциональной структуры управления

    Линейно - штабная структура управления.

    В этой структуре отдельные функциональные подразделения не создаются, а их функции выполняют штабы (аналитические  группы), которые создаются при  линейных руководителях. В состав штабов могут входить специалисты одно профиля или разных. 
          По сравнению с линейной, при линейно-штабной организационной структуре возрастают накладные расходы, но экономическая эффективность предприятия повышается за счет повышения качества принимаемых решений и сокращения времени на их принятие. Однако при увеличении размера предприятия руководитель уже не в состоянии справляться с возрастающим потоком возникающих вопросов, которые он должен предварительно рассмотреть и направить в штаб. Экономическая эффективность предприятия начинает уменьшаться, и потребуется переход предприятия к линейно-функциональной организационной структуре управления. 
      Основная область применения линейно-штабных организационных структур – небольшие и средние широкопрофильные предприятия. компании, которые образуют комитеты при совете директоров (президентов).

Рисунок 4. Схема линейно-штабной структуры управления.

Таблица 4. Преимущества и недостатки линейно-штабной  структуры.

    
    Преимущества     Недостатки
  1. более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;
  2. некоторая разгрузка высших руководителей;
  3. возможность привлечения внешних консультантов и экспертов;
  4. при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура - хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления.
  1. недостаточно четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;
  2. тенденции к чрезмерной централизации управления;
  3. аналогичные линейной структуре, частично - в ослабленном виде.
 

    Матричная организационная  структура управления.

    В матричной структуре совмещается  два вида структур: линейная и программно-целевая. По вертикали (линейная структура) строится правление по отдельным сферам деятельности (производство, снабжение, сбыт). По горизонтали (программно-целевая структура) осуществляется управление программами, проектами, темами. При определении горизонтальных связей назначается руководитель программы или проекта и его заместители по отдельным темам, ответственный исполнитель в каждом специализированном подразделении и организуется специальная служба управления программой.

    Работа  обеспечивается путем создания целевых  подразделений, где объединяются ведущие  специалисты для совместной разработки программы. Руководитель программы определяет, что и когда должно быть сделано, а кто и как будет выполнять ту или иную работу решает линейный руководитель.

             Таким образом, матричная структура управления дополнила линейно-    функциональную организационную структуру новыми элементами. Это создало качественно новое направление в развитии программно-целевых и проблемно-целевых форм управления. Эти формы способствуют подъему творческой инициативы менеджеров в деле повышения эффективности производства. Матричные структуры управления способствуют перестройке производства на основе новейших технологических процессов и более производительного оборудования.

                                                  Рисунок 5. Схема матричной структуры управления.  
 

    Матричная структура имеет свои преимущества и недостатки (табл. 5).

    Таблица 5. Преимущества и недостатки матричной  структуры.

    
    Преимущества     Недостатки
  1. Возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям
организации;
  1. рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности;
  2. усиление контроля за отдельными задачами проекта;
  3. сокращение нагрузки на руководителей высокого уровня за счет делегирования определенной части полномочий;
  4. повышение личной ответственности за выполнение программы в целом и ее составных элементов.
    1. Сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связанные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их
выполнение;
    1. необходимость постоянного контроля за «соотношением» сил между задачами управления по целям;
    2. трудность приобретения навыков необходимых для работы по новой программе.
 
 
 
 

Информация о работе Организационная структура предприятия