Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:12, реферат
Качество - это категория философская. Однако, наряду с философскими определениями понятия "качество", существует множество определений, появившихся в процессе человеческой практики, вызванных разнообразными явлениями и объектами окружающей действительности. Так, например, согласно китайской версии, качество тождественно понятию "высококлассный", "дорогой".
ВВЕДЕНИЕ
Качество - это категория
философская. Однако, наряду с философскими
определениями понятия "качество",
существует множество определений,
появившихся в процессе человеческой
практики, вызванных разнообразными
явлениями и объектами
Необходимость стандартизации
терминологии, уже в наши дни, повлекла
появление унифицированной
Для определения высшей степени и количественных характеристик при проведении оценок используются термины "относительное качество", "уровень качества" и " мера качества ".
Относительное качество - когда объекты классифицируются в зависимости от их превосходства или ущербности, т.е. в сравнительном смысле.
Уровень качества - применяется при статистическом контроле (в количественной оценке) во время приемки. Мера качества - при проведении точных технических оценок.
"Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (административного управления качеством )".
Обеспечение качества - комплекс видов деятельности (в том числе и планирование), осуществляемых в рамках системы качества, для обеспечения выполнения требований к качеству продукции.1
Улучшение качества - комплекс мероприятий, направленных на более эффективную и результативную деятельность организации для увеличения прибыли и повышение потребительских свойств продукции, качества услуг.
1. Анализ затрат на качество.
Важным экономическим
аспектом управления качеством продукции
в организации выступает
Анализ и оценка затрат на качество представляет собой неотъемлемую часть финансовой стратегии предприятия в области качества.
Анализ затрат на качество — деятельность по исследованию затрат на качество, осуществляемая для обоснования с научных позиций решения и действия организации в области качества и содействующая выбору наилучших, вариантов действий.
Оценкой затрат на качество занимались многое известные ученые США и Японии: А. Фейгенбаум, Э. Деминг, Д. Джуран, К. Исикава, Г. Тагути. Можно выделить три различных подхода к оценке затрат на качество:
1) модель «всеобщего блага общества»;
2) стоимостная модель процесса;
3) модель PAF (расходы, связанные с предупреждением, оценкой и отказами).
Оценивание затрат на качество — деятельность, связанная с определением взаимосвязи и влияния затрат на качество на экономические показатели деятельности организации.
Основные цели проведения анализа и оценивания затрат на качество:2
Организация учета, анализа и оценки затрат на качество требуется для управления в следующих областях:
Современные условия
требуют внедрения в практику
международных правил ведения учета,
анализа хозяйственной
Внутренний анализ или управленческий анализ субъективен, конфиденциален, и именно он несет нагрузку обеспечения принятия решений в области качества на предприятии. Все затраты, связанные с качеством, калькулируются внутри организации согласно ее собственным критериям. Как правило, к ним относятся затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в том числе при совершенствовании качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество. Необходимо учитывать, что некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они могут нанести значительный ущерб, например, потеря престижа фирмы.
В таких условиях, эффективная система качества может оказывать чрезвычайно важное влияние на рентабельность организации, особенно за счет совершенствования хозяйственной деятельности, что приводит не только к снижению брака и затрат на изготовление продукции, но и к сокращению затрат, связанных с использованием и эксплуатацией продукции.
Рыночные отношения требуют внедрения в практику международных правил ведение учета, анализа хозяйственной деятельности и отчетности. В принципе, эту информацию можно разделить на внешнюю (финансовую) и внутреннюю (управленческую) как по характеру ее сбора, так и по использованию.3
Внутренний учет и анализ называют управленческим; различие между ним и внешней отчетностью постоянно углубляется. Во всяком случае управленческий анализ субъективен, конфиденциален, но именно он несет нагрузку обеспечения принятия решений и им занимаются профессионалы высокого уровня; однако при этом страдают сопоставимость и возможность обобщения данных различных фирм.
В Международных стандартах на системы качества отмечается: что, затраты, связанные с качеством, калькулируются (классифицируются) внутри организации согласно ее собственным критериям.
При этом к затратам, связанным
с качеством, относят затраты, возникающие
при обеспечении и
В Международных стандартах на системы качества отмечается важное значение оценки эффективности системы качества с финансовой точки зрения. Эффективная система качества может оказывать чрезвычайно важное влияние на рентабельность организации, особенно за счет совершенствования хозяйственной деятельности, что приводит не только к снижению брака и затрат на изготовление продукции, но и к сокращению затрат, связанных с использованием и эксплуатацией продукции.
Международные стандарты
дают для целей однообразия, сопоставимости
и обобщения хозяйственной
Этот метод касается определения затрат на качество, которые в целом подразделяются на затраты, являющиеся результатом внутренней хозяйственной деятельности и внешних работ.
Составляющие затрат, связанных с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД (профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д)).
Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капиталовложениями, тогда как на введенные дефектами затраты считаются убытками.
К составляющим затрат относятся следующие:
А) Профилактика: деятельность по предотвращению дефектов (например, обучение персонала, метрологическое обеспечение производства и др.)
Б) Оценивание: испытание, контроль и обследование для оценки выполнения требований к качеству;
В) Внутренние затраты, являющиеся следствием дефектов, возникающих до поставки продукции вследствие того, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, повторное предоставление услуги, вторичная обработка, переделка, повторные испытания, брак)
Г) Внешние затраты, являющиеся следствием дефектов. Затраты, возникающие после поставки продукции, когда выясняется, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, техническое обслуживание и ремонт продукции; гарантии и возвраты; прямые затраты и скидки; затраты, связанные с изъятием продукции; издержки, связанные с несением юридической ответственности за качество продукции).
3.1. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами.
В этом методе используются понятия стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса, причем обе могут быть источником экономии средств. При этом:
А) Стоимость соответствия: затраты, понесенные с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса.
Б) Стоимость несоответствия: затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса.
При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности потребителей. Типичные внутренние нематериальные потери являются результатом снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей. Материальные потери представляют собой внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов.4
Таблица рекомендуемых методов калькуляции затрат на качество.
Методы калькуляции затрат на качество |
Метод калькуляции затрат на качество - ПОД |
Метод калькуляции затрат, связанных с процессами |
Метод определения потерь вследствие низкого качества |
Примечание |
|
Элементы затрат |
|||||
На профилактику |
+ |
Предотвращение дефектов |
|||
На оценивание |
+ |
Испытание, контроль, обследования |
|||
Связан.С дефектами |
+ (+) |
До и после поставки продукции |
|||
Стоимость соответствия |
+ |
Полное удовлетворение
потребителя без изменения |
|||
Стоимость несоответствия |
+ (+) |
Полное удовлетворение потребителя за счет переделки имеющегося процесса |
|||
Материальные потери |
+ (+) |
Затраты внутренние и внешние вследствие дефектов |
|||
Нематериальные потери |
+ (+) |
Снижение производительности труда, сокращение объема сбыта и. т.п. |
|||
(+) - затраты в результате
внешних работ (внешние
+ - затраты внутренние.
ПРИМЕР:
Организация представила в Статоуправление финансовый отчет, в котором затраты на качество изготовления и эксплуатации телевизоров калькулируются методом ПОД и равны:
Затраты на метрологическое обеспечение производства
- ПЗК =200 млн. руб.;
Затраты на испытания и сертификацию
- ОЗК=20 млн. руб.
Затраты на брак в производстве
- ДЗК =5 млн. руб.; и
Затраты от возврата продукции потребителями
- ЗКВш=10 млн. руб.
Решение:
ЗКВу = ПЗК + ОЗК + ДЗК = 225 млн. руб. и