Оценка затрат на качество

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:12, реферат

Описание работы

Качество - это категория философская. Однако, наряду с философскими определениями понятия "качество", существует множество определений, появившихся в процессе человеческой практики, вызванных разнообразными явлениями и объектами окружающей действительности. Так, например, согласно китайской версии, качество тождественно понятию "высококлассный", "дорогой".

Работа содержит 1 файл

Оценка затрат на качество.doc

— 243.00 Кб (Скачать)


 

ВВЕДЕНИЕ

Качество - это категория  философская. Однако, наряду с философскими определениями понятия "качество", существует множество определений, появившихся в процессе человеческой практики, вызванных разнообразными явлениями и объектами окружающей действительности. Так, например, согласно китайской версии, качество тождественно понятию "высококлассный", "дорогой".

Необходимость стандартизации терминологии, уже в наши дни, повлекла появление унифицированной системы  терминов для всех отраслей бизнеса  и промышленности, стандартизировало следующее определение качества. Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Для определения высшей степени и количественных характеристик при проведении оценок используются термины "относительное качество", "уровень качества" и " мера качества ".

Относительное качество - когда объекты классифицируются в зависимости от их превосходства  или ущербности, т.е. в сравнительном  смысле.

Уровень качества - применяется при статистическом контроле (в количественной оценке) во время приемки. Мера качества - при проведении точных технических оценок.

"Система качества - совокупность организационной  структуры, методик, процессов  и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (административного управления качеством )".

Обеспечение качества - комплекс видов деятельности (в том числе  и планирование), осуществляемых в  рамках системы качества, для обеспечения  выполнения требований к качеству продукции.1

Улучшение качества - комплекс мероприятий, направленных на более  эффективную и результативную деятельность организации для увеличения прибыли  и повышение потребительских  свойств продукции, качества услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анализ затрат на качество.

 

Важным экономическим  аспектом управления качеством продукции  в организации выступает планирование и калькуляция затрат на качество. В современных условиях жесткой  конкуренции любое решение в  области качества должно быть подкреплено экономическим обоснованием. Концепция экономической оценки затрат на качество, принятая в международном стандарте ИСО серии 9000, может рассматриваться как инструмент, который позволяет определить экономические последствия решений, принимаемых в области управления качеством, оценить убытки от возникновения дефектов и несоответствий, осуществить полный анализ затрат на качество.

Анализ и оценка затрат на качество представляет собой неотъемлемую часть финансовой стратегии предприятия  в области качества.

Анализ затрат на качество — деятельность по исследованию затрат на качество, осуществляемая для обоснования с научных позиций решения и действия организации в области качества и содействующая выбору наилучших, вариантов действий.

Оценкой затрат на качество занимались многое известные ученые США и Японии: А. Фейгенбаум, Э. Деминг, Д. Джуран, К. Исикава, Г. Тагути. Можно выделить три различных подхода к оценке затрат на качество:

1) модель «всеобщего  блага общества»;

2) стоимостная модель  процесса;

3) модель PAF (расходы, связанные с предупреждением, оценкой и отказами).

Оценивание затрат на качество — деятельность, связанная с определением взаимосвязи и влияния затрат на качество на экономические показатели деятельности организации.

Основные цели проведения анализа и оценивания затрат на качество:2

  • обнаружение взаимосвязей затрат на качество и результатов хозяйственной деятельности предприятия;
  • определение и оценка размеров необходимых инвестиций в улучшение качества;
  • обеспечение необходимого качества выпускаемой продукции при минимизации общих издержек на ее производство и эксплуатацию;
  • нахождение критических областей производственной деятельности, требующих принятия мер по совершенствованию организации производства.

Организация учета, анализа  и оценки затрат на качество требуется для управления в следующих областях:

  • создание и производство новых товаров;
  • инвестиции в улучшение качества;
  • развитие производственного процесса; 
  • совершенствование технологии производства;
  • обеспечение интересов поставщиков и потребителей.

Современные условия  требуют внедрения в практику международных правил ведения учета, анализа хозяйственной деятельности и отчетности. Такая информация может  быть внешней и внутренней.

Внутренний  анализ или управленческий анализ субъективен, конфиденциален, и именно он несет нагрузку обеспечения принятия решений в области качества на предприятии. Все затраты, связанные с качеством, калькулируются внутри организации согласно ее собственным критериям. Как правило, к ним относятся затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в том числе при совершенствовании качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество. Необходимо учитывать, что некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они могут нанести значительный ущерб, например, потеря престижа фирмы.

В таких условиях, эффективная  система качества может оказывать  чрезвычайно важное влияние на рентабельность организации, особенно за счет совершенствования  хозяйственной деятельности, что приводит не только к снижению брака и затрат на изготовление продукции, но и к сокращению затрат, связанных с использованием и эксплуатацией продукции.

 

    1. Классификация затрат на качество.

 

Рыночные отношения  требуют внедрения в практику международных правил ведение учета, анализа хозяйственной деятельности и отчетности. В принципе, эту информацию можно разделить на внешнюю (финансовую) и внутреннюю (управленческую) как по характеру ее сбора, так и по использованию.3

Внутренний учет и  анализ называют управленческим; различие между ним и внешней отчетностью постоянно углубляется. Во всяком случае управленческий анализ субъективен, конфиденциален, но именно он несет нагрузку обеспечения принятия решений и им занимаются профессионалы высокого уровня; однако при этом страдают сопоставимость и возможность обобщения данных различных фирм.

В Международных стандартах на системы качества отмечается: что, затраты, связанные с качеством, калькулируются (классифицируются) внутри организации согласно ее собственным критериям.

При этом к затратам, связанным  с качеством, относят затраты, возникающие  при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в  том числе при совершенствовании  качества, а также связанные с  потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество; некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они могут быть очень существенными.

В Международных стандартах на системы качества отмечается важное значение оценки эффективности системы  качества с финансовой точки зрения. Эффективная система качества может оказывать чрезвычайно важное влияние на рентабельность организации, особенно за счет совершенствования хозяйственной деятельности, что приводит не только к снижению брака и затрат на изготовление продукции, но и к сокращению затрат, связанных с использованием и эксплуатацией продукции.

Международные стандарты  дают для целей однообразия, сопоставимости и обобщения хозяйственной информации рекомендации только по некоторым методам  калькуляции затрат на качество для  внешней (финансовой) отчетности о деятельности изготовителя в рамках системы качества.

 

  1. Метод калькуляции затрат на качество.

 

Этот метод касается определения затрат на качество, которые  в целом подразделяются на затраты, являющиеся результатом внутренней хозяйственной деятельности и внешних работ.

Составляющие затрат, связанных с внутренней хозяйственной  деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД (профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д)).

Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капиталовложениями, тогда как на введенные дефектами затраты считаются убытками.

К составляющим затрат относятся  следующие:

А) Профилактика: деятельность по предотвращению дефектов (например, обучение персонала, метрологическое  обеспечение производства и др.)

Б) Оценивание: испытание, контроль и обследование для оценки выполнения требований к качеству;

В) Внутренние затраты, являющиеся следствием дефектов, возникающих до поставки продукции вследствие того, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, повторное предоставление услуги, вторичная обработка, переделка, повторные испытания, брак)

Г) Внешние затраты, являющиеся следствием дефектов. Затраты, возникающие  после поставки продукции, когда  выясняется, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, техническое обслуживание и ремонт продукции; гарантии и возвраты; прямые затраты и скидки; затраты, связанные с изъятием продукции; издержки, связанные с несением юридической ответственности за качество продукции).

 

3.1. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами.

 

В этом методе используются понятия стоимостей соответствия и  несоответствия любого процесса, причем обе могут быть источником экономии средств. При этом:

А) Стоимость соответствия: затраты, понесенные с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса.

Б) Стоимость несоответствия: затраты, понесенные из-за нарушения  существующего процесса.

 

    1. Метод определения потерь вследствие низкого качества.

 

При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и  внешним потерям вследствие низкого  качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности потребителей. Типичные внутренние нематериальные потери являются результатом снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей. Материальные потери представляют собой внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов.4

Таблица рекомендуемых  методов калькуляции затрат на качество.

Методы калькуляции  затрат на качество

Метод калькуляции затрат на качество - ПОД

Метод калькуляции затрат, связанных с процессами

Метод определения потерь вследствие низкого качества

Примечание

 

Элементы затрат

         

На профилактику

+

   

Предотвращение дефектов

 

На оценивание

+

   

Испытание, контроль, обследования

 

Связан.С дефектами

+ (+)

   

До и после поставки продукции

 

Стоимость соответствия

 

+

 

Полное удовлетворение потребителя без изменения имеющегося процесса

 

Стоимость несоответствия

 

+ (+)

 

Полное удовлетворение потребителя за счет переделки имеющегося процесса

 

Материальные потери

   

+ (+)

Затраты внутренние и  внешние вследствие дефектов

 

Нематериальные потери

   

+ (+)

Снижение производительности труда, сокращение объема сбыта и. т.п.

 
           

(+) - затраты в результате  внешних работ (внешние затраты)

+ - затраты внутренние.

ПРИМЕР:

Организация представила  в Статоуправление финансовый отчет, в котором затраты на качество изготовления и эксплуатации телевизоров калькулируются методом ПОД и равны:

Затраты на метрологическое  обеспечение производства

- ПЗК =200 млн. руб.;

Затраты на испытания  и сертификацию

- ОЗК=20 млн. руб.

Затраты на брак в производстве

- ДЗК =5 млн. руб.; и

Затраты от возврата продукции  потребителями

- ЗКВш=10 млн. руб.

Решение:

ЗКВу = ПЗК + ОЗК + ДЗК = 225 млн. руб. и

Информация о работе Оценка затрат на качество