Оценка трудового потенциала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с целью возникли следующие задачи исследования: 1. Рассмотреть теоретические аспекты оценки трудового потенциала предприятия 2. Изучить развитие представлений по данному вопросу. 3. Сформировать свою точку зрения на оценку трудового потенциала 4. Выбрать инструменты для исследования трудового потенциала предприятия 5. Провести анализ трудового потенциала компании ООО «РКС сервис Сибирь». 6. Разработать рекомендации по совершенствованию и эффективному использованию трудового потенциала на основе проведенного анализа результатов исследования.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты оценки трудового потенциала предприятия ……...5
1.1 Сущность и компоненты трудового потенциала предприятия……….5
1.2 Развитие представлений об оценке трудового потенциала предприятия……………………………………………………………………...11
1.3 Моё понимание вопроса оценки трудового потенциала предприятия……………………………………………………………………...17
2. Характеристика объекта исследования ООО «РКС сервис Сибирь» и инструменты для анализа оценки трудового потенциала предприятия……...19
2.1 Характеристика компании ООО «РКС сервис Сибирь»……………..19
2.2 Анализ кадрового состава……………………………………………...23
2.3 Инструменты для оценки трудового потенциала предприятия……..27
3. Результаты исследования и рекомендации по совершенствованию использования трудового потенциала предприятия ООО «РКС сервис Сибирь»…………………………………………………………………………..31
3.1 Результаты исследования трудового потенциала предприятия……..31
3.2 Основные выводы по результатам оценки трудового потенциала предприятия……………………………………………………………………...33
3.3 Рекомендации по эффективному использованию трудового потенциала компании ООО «РКС сервис Сибирь»…………………………..34
3.4 Анализ затрат на реализацию предлагаемых мероприятий………...35
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников...................................................................39

Работа содержит 1 файл

Оценка трудового потенциала предприятия.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

Из этого определения следуют два важных вывода. Во-первых, до момента занятости человека трудом говорить о его рабочей силе можно лишь условно как о физической и духовной трудоспособности вообще, как о возможном потенциальном трудовом вкладе. Во-вторых, результат использования индивидуальной рабочей силы - это реальный трудовой вклад работника, он выражается в конкретном продукте, а также в определенном

уровне производительности и эффективности труда, достигнутом  данным работником.

Таким образом, рабочую  силу индивида по своему происхождению (свойство организма и живой социальной личности) и состоянию до использования в труде можно рассматривать как трудовой потенциал (ресурс) личности - источник рабочей силы. Превратиться в рабочую силу, быть использованным как рабочая сила - это назначение, объективная цель "трудового потенциала личности". С теоретической и практической точки зрения важность этого факта заключается в том, чтобы рассматривать рабочую силу не только как нечто заранее данное, но и как постоянный резерв повышения производительности и эффективности труда.

 

1.3 Моё понимание вопроса оценки трудового потенциала предприятия

Я считаю, что трудовой потенциал работника не является величиной постоянной, он непрерывно изменяется. Трудоспособность человека и накапливаемые в процессе трудовой деятельности созидательные способности работника повышаются по мере развития и совершенствования знаний и навыков, укрепления здоровья, улучшения условий труда и жизнедеятельности. Но они могут и снижаться, если, в частности, ухудшается состояние здоровья работника, ужесточается режим труда и т.п. Говоря об управлении персоналом, необходимо помнить, что потенциал характеризуется не степенью подготовленности работника в настоящий момент к занятию той или иной должности, а его возможностями в долгосрочной перспективе - с учетом возраста, образования, практического опыта, деловых качеств, уровня мотивации.

В отличие от трудовых ресурсов трудовой потенциал - это конкретные работники, степень возможного использования  которых в производстве известна.

Исходной структуроформирующей единицей анализа трудового потенциала является трудовой потенциал работника (личного потенциала), образующий основу формирования трудовых потенциалов  более высоких структурных уровней.

 В моем представлении  трудовой потенциал работника представляет собой совокупную способность физических и духовных свойств отдельного работника достигать в заданных условиях определенных результатов его производственной деятельности, с одной стороны, и способность совершенствоваться в процессе труда, решать новые задачи, возникающие в результате изменений в производстве, - с другой.

Трудовой потенциал  работника включает в себя:

-психофизиологический  потенциал - способности и склонности  человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т.п.;

-квалификационный потенциал  - объем, глубину и разносторонность  общих и специальных знаний, трудовых  навыков и умений, обусловливающий  способность работника к труду  определенного содержания и сложности;

-личностный потенциал - уровень гражданского сознания и социальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности и запросы в сфере труда, исходя из иерархии потребностей человека.

Формирование и использование трудового потенциала требует большой организаторской и воспитательной работы с кадрами, внедрения научной организации труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика  объекта исследования ООО  «РКС сервис Сибирь» и инструменты для анализа оценки трудового потенциала предприятия

 

2.1 Характеристика компании ООО «РКС сервис Сибирь»

Объектом обследования является ООО «РКС сервис Сибирь», созданное 20  марта 2001 г.

Предприятие было основано тремя людьми и изначально занималось лишь посредничеством  в продаже оборудования, но после переноса главного офиса из города Екатеринбурга в Новосибирск, перед предприятием открылись новые возможности, так как уровень автоматизации в Новосибирске был на порядок ниже, чем Екатеринбурге.

Первыми клиентами ООО «РКС сервис Сибирь» стали такие организации как ТС Квартал и ТС Крепость. Новые клиенты закупали большое количество оборудования, но им было нужно ставить его на обслуживание, таким образом у  ООО «РКС сервис Сибирь» возникла необходимость в создании собственного Центр технического обслуживания. ЦТО было организовано в октябре 2003 года, в него входили начальник ЦТО и два инженера. Они занимались сборкой, ремонтом, диагностикой оборудования, а также проводили плановое ежемесячное ТО.

С каждым годом количество клиентов увеличивалось, за период с конца 2003 и по начало 2007 года, сотрудничать с ООО «РКС сервис Сибирь» стали такие фирмы как ТС АЛПИ, NYP, Кузина, Обувь ХХI, Снежная королева, СМ Рамос, СМ Трёшка, Mango, СМ Авоська.

К концу 2006 года в состав фирмы входило уже около 40 человек, дела у фирмы шли превосходно, количество клиентов всё росло, но ООО «РКС сервис Сибирь» с лёгкостью решала все поставленные перед ней задачи. Но  сентябрь 2006 года, преподнёс для предприятия неприятный сюрприз, из-за конфликта между коммерческим директором и сотрудниками ЦТО, фирма лишилась двух ведущих специалистов, а также самого начальника ЦТО. Как в последствии выяснилось, после увольнения они перешли к конкурентам фирме “ДатаКрат-С”. В составе ЦТО остались лишь  два молодых инженера, которым пришлось работать на пределе своих возможностей, на них легло обслуживание около 1000 POS-терминалов (кассовый модуль). В таком режиме они проработали около 2 месяцев, после этого генеральным директором было принято решение пригласить ведущего специалиста из города Екатеринбурга, к которому уже долгое время присматривались, а также набрать новых людей, для прохождения обучения. Уже к февралю 2007 года, ЦТО было полностью укомплектовано, как людьми, так и оборудованием и в его состав входило 7 человек, которые чётко распределили между собой обязанности.

В последствии появились новые отделы: отдел продаж (до этого продажами занимался коммерческий директор), отдел внедрения, отдел программирования, на секретаря легла функция диспетчера, с которой он прекрасно справлялся.

Отдел продаж начал активный поиск клиентов, так как количество техники поставленной на обслуживание напрямую зависит от объема продаж.

Группа внедрения занималась внедрением новых программ, а так  же протяжкой сетей на магазинах.

Отдел программирования занялся написанием новых проектов для кассовых модулей (пример ООО “Расцвет” по адресу г. Новосибирск  пр. Дзержинского 24).

Организационная структура  ООО «РКС сервис Сибирь»

Во главе организации  стоит генеральный директор, который  по совместительству занимает ещё и  место технического директора, он выполняет  административные функции,  но его опыт и знания с лёгкостью позволяют  ему участвовать в производственном процессе. Под его непосредственным контролем находится отдел внедрения, отдел программирования и Центр технического обслуживания, а так же системный администратор, который отвечает за все средства коммуникации в фирме.

 Коммерческий директор, во время зарождения фирмы  исполнял роль менеджера по  продажам, но даже после появления  отдела продаж, который напрямую  ему подчиняется, он продолжает  поиск новых клиентов. Также под его контролем находится бухгалтерия. На коммерческого директора ложится ответственность о заключении новых договоров.

Начальник отдела продаж имеет в подчинении двух менеджеров, подчиняется коммерческому директору.

Начальник отдела внедрения, под своим началом имеет руководителя проектов и специалиста по протяжке и настройке сети.

Начальник ЦТО, самый  универсальный сотрудник, благодаря  личным качествам и богатому опыту  в разнообразных сферах деятельности, совмещает в себе создание рекламы, написание мелких программ, ремонт оборудования. В подчинении имеет несколько  инженеров и механиков.

Секретарь-диспетчер, находится  в подчинении, как у коммерческого  директора, так и у начальника ЦТО. Диспетчер принимает заявки от клиентов и распределяет их между сотрудниками ЦТО.

Водитель подчиняется, как и секретарь-диспетчер, коммерческому  директору и начальнику ЦТО. Совмещает  в себе обязанности по развозу  оборудования, а также  доставке коммерческого директора на переговоры с клиентами.

Компания ООО «РКС сервис Сибирь» специализируется в области комплексной автоматизации торговли и систем сбора данных на основе технологии штрихового кодирования.

Компания ООО «РКС сервис Сибирь» имеет устойчивые связи с лучшими зарубежными  производителями электронной техники  и активно продвигает на российский рынок такие известные торговые марки как Siemens, Nixdorf, Toshiba, PSC, Mertrologic, Datamax, Denso, Sensormatic, DIGI.

Основными видами поставляемого  оборудования являются:

Компьютерные кассовые аппараты (POS-терминалы)

Сканеры штриховых кодов

Принтеры этикеток

Портативные терминалы  для автономного сбора данных

Электронные весы

Системы защиты товара в  торговых залах

Компания ООО «РКС сервис Сибирь» является официальным  дилером крупнейшей московской компании «Сервис плюс автоматизация розничной торговли», которая является генеральным поставщиком POS-терминалов известных моделей: Siemens, Toshiba, IPS.

Благодаря наличию собственных  инженерных и производственных ресурсов, ввозимое оборудование при необходимости  адаптируется к нуждам отечественного потребителя и требованиям российского законодательства. Гарантийные обязательства компании обеспечиваются наличием сервисных центров, которые располагают всем необходимым оборудованием и элементной базой для проведения быстрого и качественного обслуживания и ремонта техники.

Решения, предлагаемые компанией OOO «РКС сервис Сибирь», используют такие  торговые фирмы как: Metro, ЦУМ, ИКЕА, МосЭкспо, Седьмой Континент, Контур-Лада, БИН, Патерсон, фирма Партия, Дом Домино, Садко Аркада, Рибок, ТС Монетка, ТС Квартал, ТС Крепость, ICN, М-ВИДЕО, ТС «Русский» (г.Томск), ТС «Четверка» (г.Екатеринбург), ТС «Курико» (г.Екатеринбург) и многие другие.

Отличительной особенностью компании ООО «РКС сервис Сибирь»  является то, что кроме оборудования и программных средств, предлагаются также технологические решения по организации учета товародвижения, как для одиночных магазинов, так и для розничных сетей.

Квалифицированное и  быстрое обслуживание кассовой машины является важным фактором стабильной и успешной работы торговой точки. Имея собственный Центр технического обслуживания, аккредитованный поставщиком POS-терминалов, компания ООО «РКС сервис Сибирь» в полном объеме обеспечивает весь комплекс необходимых работ по установке, настройке, обслуживанию и ремонту контрольно-кассовых модулей (как в гарантийном, так и в послегарантийном периоде).

Основными конкурентами ООО «РКС сервис Сибирь» являются такие фирмы как ООО ”Атол”, ООО ”ДатаКрат-С”, ООО “Сибирь Сервис” и ООО “Р-ЦТО” [9].

 

    1. Анализ кадрового состава

 

Эффективное управление персоналом невозможно без чёткой информации о самом персонале. Для этого необходимо провести детальный анализ кадрового состава, который предполагает целенаправленное изучение работников по характеристикам пола, возраста, образования, квалификации, стажу работы и другим признакам [1].

Проведем анализ кадрового состава ООО «РКС сервис Сибирь» по наиболее общим и распространенным показателям. За неимением некоторых данных, ограничимся следующими показателями:

1. Возрастная структура рабочей силы

Возрастная характеристика коллектива влияет на эффективность действий, предпринимаемых руководителем, его отношения с подчиненными. Каждая возрастная группа, входящая в состав коллектива, имеет определенные отличия (так, с возрастом изменяется мотивационная сфера человека, накапливается опыт, формируются навыки и умения, и в то же время – стереотипы, которые снижают скорость овладения новыми знаниями и навыками, определяют негативное отношение к нововведениям и т.п.). При этом необходимо иметь в виду, что правилами возрастной психологии следует пользоваться осторожно: тот или иной конкретный человек может быть абсолютно не подвластен возрастным психологическим особенностям, сохраняя остроту восприятия в немолодом возрасте, или, наоборот, молодому человеку могут быть присущи характерные черты зрелой обдуманной оценки, анализа отношения к работе, свойственные человеку во второй половине жизни [7, с. 483].

Традиционным показателям статистики человеческих ресурсов является средний  возраст, рассчитываемый как сумма возрастов всех сотрудников, разделенная на общее количество человек работающих на предприятии . Однако этот способ не является наиболее эффективным, более ясную картину мы можем получить, представив возрастную структуру путём группировки [табл. 2.1].

 

Таблица 2.1 – Возрастная структура  персонала ООО «РКС сервис Сибирь»  на второй квартал 2007 г. (в %  соотношении)

Группы по возрасту, лет

Доля работников, %

Моложе 20

30

20-30

42

31-40

20

Старше 40

8

Итого

100


 

Полученные данные говорят нам о достаточно однородной возрастной структуре персонала ООО «РКС сервис Сибирь», лишь незначительно преобладает группа возраста 20-30 лет. При этом следует отметить, что в организации на момент исследования отсутствуют лица старше 50 лет, а к работникам старше 40 лет относятся лишь 4 человека, это президент кампании, коммерческий директор, главный бухгалтер и водитель. Большинство работников фирмы (92%) имеют возраст до 40 лет, т.е. в организации преобладают люди молодого и среднего возраста, что благоприятно отражаться на потенциале организации и возможности экономического роста, тем более организация сама молодая и находится на стадии развития.

Информация о работе Оценка трудового потенциала предприятия