Оценка рентабельности предприятия банковской сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:05, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – разработка в рамках банковского финансового менеджмента системы оценки эффективности деятельности коммерческого банка и принятия управленческих решений по ее повышению.
Задачи дипломной работы следующие:
рассмотреть теоретические основы оценки эффективности деятельности коммерческого банка, в частности обосновать содержание понятия «эффективность деятельности коммерческого банка» на современном этапе развития экономики и определить возможные подходы к построению системы оценки и управления эффективностью деятельности банка;
изучить методические подходы к оценке эффективности деятельности коммерческого банка в рамках банковского финансового менеджмента, а именно подходы на основе балансовых обобщений;
провести оценку эффективности деятельности коммерческого банка и разработать рекомендации по повышению эффективности его деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 6
1.1. ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 6
1.2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В РОССИИ 13
1.3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 17
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В СИСТЕМЕ БАНКОВСКОГО ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 26
2.1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОЦЕНКЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 26
2.2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО
БАНКА НА ОСНОВЕ БАЛАНСОВЫХ ОБОБЩЕНИЙ 30
3. ОЦЕНКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «КУРСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ БАНК» 45
3.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ 45
3.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 50
ОАО «КУРСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ БАНК»
НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ 50
3.3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО «КУРСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ БАНК»
И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ПОВЫШЕНИЮ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 463.50 Кб (Скачать)

    ОАО «Курскпромбанк» предоставляет  клиентам широчайший спектр современных банковских услуг и высокотехнологичных операций [37, с. 4-18]:

  • кредитование  юридических лиц в рублях и  валюте в форме: простой ссудный счет, кредитная линия «под лимит задолженности», оборотный кредит, кредит в форме кредитования расчетного счета (овердрафт), инвестиционный кредит, вексельный кредит;
  • кредитование частным лицам в рублях и валюте в форме: под залог имущества, под поручительство, с использованием кредитной банковской карты;
  • расчетно-кассовые обслуживание, осуществление безналичных операций с использованием расчетных чеков ОАО «Курскпромбанк» и системы электронных платежей Банк-Клиент;
  • операции с расчетными банковскими картами;
  • международные расчеты, документарные операции, инкассо;
  • валютно-обменные операции с наличной валютой;
  • валютные операции с безналичной валютой;
  • неторговые переводы средств по системам Western-UNION, Contact.
  • прием коммунальных и прочих платежей (услуг компаний «Реком» и Интернет-провайдера ООО «Совтест-Интернет», туристических фирм);
  • прием  депозитов от юридических лиц и вкладов населения в рублях и валюте  с различными сроками хранения;
  • покупка-продажа ценных бумаг (брокерская, дилерская, депозитарная деятельность), продажа векселей банка;
  • банковские гарантии;
  • консультационно-справочные услуги, в том числе с использованием справочно-информационной системы Телефон-Банк;
  • предоставление сейфовых ячеек для хранения ценностей;
  • телексные, почтово-телеграфные услуги, связанные с расчетами.

    Банк  осуществляет международные операции с 1991 г. и за это время установил корреспондентские отношения с 10 крупнейшими банками мира, в их числе Commerzbank AG (Германия, Фнанкфурт-на-Майне), Bank of Tokyo-Mitsubishi Ltd. (New York Branch) (США, Нью-Йорк), Union Bank of Califirnia International (США, Нью-Йорк), Raiffeisen Zentralbank Oesterreich (Австния, Вена), Bank Brussels Lambert (Бельгия, Брюссель). Переводы в иностранной валюте осуществляются по системе SWIFT в десятки стран мира день в день.

    ОАО «Курскпромбанк» является агентом  валютного контроля, предоставляет квалифицированные консультации по вопросам оформления экспортно-импортных операций с целью недопущения нарушений клиентами банка валютного законодательства.  

    Рассмотрим  особенности ОАО «Курскпромбанк»  на региональном рынке банковских услуг. Как было отмечено выше, банк является единственным самостоятельным банковским учреждением на территории Курской области.

    В начале 2004 г. в ОАО «Курскпромбанк»  был проведен опрос клиентов по опросному листу. Обработка данных показала, что 52% опрошенных – лица 35-50 лет (моложе 23 лет – 1,7%) , все виды услуг банка пользуются равным спросом, клиентам нравится внимательное и деловое отношение к ним (98%). По мнению клиентов, ОАО «Курскпромбанк» отличается от других банков надежностью и хорошей репутацией, оперативностью обслуживания, достаточностью набора услуг и наличием услуг, которые отсутствуют в других банках.

    На  региональном рынке ОАО «Курскпромбанк»  упрочивает свои позиции как развивающееся  кредитно-финансовое учреждение, что  подтверждается ежегодным ростом абсолютных значений валюты и статей баланса  банка и отчета о прибылях и убытка (табл. 1-2 Приложения Ж и табл. 1-2 Приложения З).

    В 2003 г. активы банка выросли на 22,4% и составили 1891,2 млн. рублей, собственный  капитал за год увеличился на 7 % и  достиг 296,9 млн. рублей, общий объем полученных банком доходов составил 284,7 млн. рублей. Объем привлеченных средств клиентов, включая вклады физических лиц, увеличился до 1435,5 млн. рублей, или на 25,4%. Совокупный объем кредитного портфеля банка составляет 1369 млн. рублей, рост его на 38,5%. Прибыль банка за год увеличилась на 39,4% и составила 51,97 млн. рублей [41, с. 4].

    Уставный  капитал банка при акционировании составлял 120164 рубля. В период 1992-2004 г.г. банком было проведено 9 эмиссий  акций, в результате чего уставный капитал увеличился в 283 раза и составил 34 млн. рублей [41, с. 4].

    Клиентами банка являются крупные предприятия  энергетической и машиностроительной промышленности, строительные организации, предприятия АПК Курской области. В политике по работе с клиентами банк следует принципам установления долгосрочных партнерских отношений с клиентами, развития и обеспечения качественных банковских услуг, внедрения современных банковских технологий.

    Традиционными видами услуг, предоставляемых ОАО  «Курскпромбанк» клиентам, являются открытие вкладов и предоставление кредитов.

    В 2002 г. ОАО «Курскпромбанк» аккумулировал 12 % всей суммы банковских вкладов города Курска и области. Общая сумма средств физических лиц, размещенных в банке, составляла 575 млн. рублей, причем срок размещения средств существенно удлинился, намечалась тенденция к укрупнению вкладов в рублях. Удельный вес депозитов, сумма которых более 50 тыс. рублей, составлял 69% от общей суммы средств, привлеченных в национальной валюте. Высокий процент привлечения был обусловлен более высокими процентными ставками и разнообразием видов вкладов по сравнению с другими банками.

    За 2003 г. объем привлеченных средств  населения увеличился на 59,6% и составил 914,5 млн. рублей, то есть банк аккумулирует 13,8% суммы средств на счетах физических лиц в банках города Курска и области. Число действующих вкладов за год увеличилось на 20% и достигло 57 тысяч (возросло число рублевых вкладов), что говорит о росте доверия со стороны населения [41, с. 9].  

    В 2002 г. на ОАО «Курскпромбанк» приходилось 20% всех кредитов, выданных банками области. Объем кредитных вложений банка в экономику региона составлял 964,8 млн. рублей, причем доля просроченных кредитов составляла всего 0,3% кредитных вложений [40, с. 4].

    В течение 2003 г. на рынке банковских услуг  Курской области на кредиты ОАО «Курскпромбанк» приходилось 17-20% всех кредитов, выданных банками области, в том числе 18-20% кредитов юридическим лицам и 9% кредитов физическим лицам (без учета индивидуальных предпринимателей) [41, с. 6]. 

    За 2003 г. объем кредитных вложений в экономику региона вырос в 1,4 раза и составил 1369 млн. рублей. При выдаче кредитов предпочтение отдавалось предприятиям, имеющим устойчивое финансовое положение и положительную кредитную историю. Кредиты на срок до 1 года составляют 76,3% кредитного портфеля банка. Основное внимание уделялось обеспечению своевременного возврата кредитов – основная масса кредитов выдавалась под залог недвижимости, производственного оборудования, автотранспорта [41, с. 6].

    В банке эффективно функционирует  система мониторинга состояния ссудной задолженности и финансового положения заемщика, что позволяет своевременно обнаруживать «проблемные» кредиты. Как следствие осторожной и взвешенной кредитной политики в 2003 г. улучшено качество кредитного портфеля: доля «стандартной» и «нестандартной» задолженности возросла на 0,7% до 94,3%, доля «сомнительной» и «безнадежной» ссудной задолженности снизилась до 5,7%, доля просроченных кредитов была незначительна и составляла 1% всех кредитных вложений. Для снижения кредитного риска постоянно наращивался объем резервов на возможные потери по ссудам, и к началу 2004 г. резервы выросли в 1,6 раза и составили 105 млн. рублей [Там же, с. 6]. 

    В 2002 г. в структуре кредитных вложений ОАО «Курскпромбанк» преобладали кредиты предприятиям реального сектора экономики – 676 млн. рублей, из них 220,4 млн. рублей – промышленным предприятиям, 106,2 млн. рублей – сельхозпроизводителям и предприятиям, перерабатывающим сельхозпродукцию [45, с. 9]. В 2003 г. структуре кредитных вложений существенных изменений не произошло: инвестиции банка в реальный сектор экономики составили 896 млн. рублей, или 65,5% кредитов банка [Там же, с. 7].

    В 2002 г. в рамках программы развития ритейлового бизнеса был увеличен объем кредитования физических лиц, включая предпринимателей без образования юридического лица, до 121 млн. рублей, что составило 12,2% кредитного портфеля ОАО «Курскпромбанк» [40, с. 12].

    В 2003 г., развивая это направление, банк активизировал деятельность по обслуживанию физических лиц. В структуре банка было создано специализированное подразделение – отдел розничного бизнеса, который в течение года отрабатывал различные направления обслуживания частных лиц с учетом сложившегося спроса на банковские услуги со стороны населения.  

    Общее количество действующих кредитных договоров с физическими лицами на 01.01.04 превысило 5,6 тысяч, в том числе 4,4 тысячи договоров было заключено в 2003 г. Количество выданных кредитов на 86,9% больше соответствующего показателя 2002 г., увеличение темпов прироста числа выданных кредитов составило 71,9%. Сумма потребительских кредитов, выданных в 2003 г., превысила 120,7 млн. рублей [41, с. 9].

    С декабря 2003 г. была активизирована программа  кредитования населения на покупку  товаров длительного пользования. В партнерстве с крупными предприятиями торговли, осуществляющими продажу бытовой техники, лишь за один месяц работы было выдано 193 кредита. С августа 2003 г. активно реализуется программа инвестиционного кредитования населения. По итогам года банком было выдано 110 кредитов на общую сумму 15,9 млн. рублей. [41, с. 9].

    Особое  место занимает программа кредитования на приобретение автомобиля. Ее реализация позволила существенно расширить круг потенциальных заемщиков путем пересмотра подхода к оценке платежеспособности заемщика. На 01.01.04 отделениями банка в рамках программы было выдано 76 кредитов на общую сумму 14 млн. рублей. В настоящее время банк занимает лидирующее положение в регионе в сфере автокредитования, что обусловлено разумными условиями предоставления кредита в сочетании с достаточно простой процедурой оформления и выдачи ссуды [Там же, с. 9].

    Внедрение в 2002-2003 г.г. современных технологий и технических средств позволило  ОАО «Курскпромбанк»:

  • осуществлять безналичные расчеты в режиме online внутри банка в среде ИБС БИСКВИТ на базе промышленной СУБД Progress (450 современных компьютеров), на межбанковском уровне (объем дневной передачи информации по системе обмена с РКЦ - 17000 документов), в системе Банк-Клиент (объем платежей за 2003 г. увеличился до 23% от объема клиентских платежей, 60 юридических лиц для работы со счетами использовали сеть Интернет) [Там же, с. 14]; 
  • круглосуточно обслуживать владельцев более 45000 (30% рынка пластиковых карт г. Курска и области) пластиковых карт российской платежной системы UNION CARD (выдавать денежную наличность из банкоматов и в ПВН не только в Курске, но и в Курчатове, Железногорске, Рыльске и Обояни), а с 25.11.2003 и международной платежной системы Visa International [41, с. 3];
  • реализовать совместно с Курским ЦУМом проект по установке электронных терминалов для приема банковских карт в продуктовой секции магазина, причем Курский ЦУМ предоставляет 3%-ую скидку при оплате банковской картой.
  • активно работать в системах мгновенного перевода средств Western-UNION, Contact, автоматизировать прием оплаты услуг связи компаний «Реком», «Рекур», коммунальных платежей.

    ОАО «Курскпромбанк» занимает лидирующие позиции среди финансовых институтов Центрально-Ченоземной зоны, является членом Ассоциации российских банков, Ассоциации региональных банков «Россия», Московской межбанковской валютной биржи, Санкт-Петербургской валютной биржи, а также входит в число 300 крупнейших банков России.

    Исходя  из изложенных выше положений, а также  на основе анализа информации годовых финансовых отчетов ОАО «Курскпромбанк» и внутренних банковских документов, можно сделать вывод о том, что в основе финансового менеджмента банка лежит четкая стратегия деятельности банка. В структуре стратегии банка можно выделить основную цель деятельности банка (миссию) и стратегические цели, а также стратегические задачи основных направлений деятельности и стратегические задачи изменения параметров эффективности деятельности.

    Следует отметить, что на протяжении рассматриваемого периода можно было наблюдать корректировку основной цели (миссии) банка и стратегических целей и изменение стратегических задач основных направлений деятельности банка. Это было обусловлено изменением экономической ситуации как в стране (рост макроэкономических показателей т.п.), так и в Курской области (значительное усиление конкуренции).

    Модели  стратегий банка на периоды 2000-2001 г.г. и 2002-2003 г.г. представлены на рис. 1 и 2 Приложения И.

    Следует отметить, что уровень взаимодействия и взаимообусловленности стратегических целей и задач деятельности ОАО  «Курскпромбанк» определяет круг основных оценочных критериев эффективности деятельности банка.

    В качестве критериев эффективности  деятельности ОАО «Курскпромбанк»  для обеих стратегий деятельности банка можно рассматривать уровень  финансовой устойчивости, качество активов и пассивов, достаточность собственного капитала, ликвидность и соблюдение нормативов ликвидности, установленных Банком России, прибыльность деятельность и уровень сбалансированности между прибыльностью и ликвидностью, рентабельность активов и собственного капитала, уровень доходообразующих активов, уровень процентной маржи, а также расширение масштабов деятельности банка, рост клиентской базы банка.

    Таким образом, для оценки эффективности  деятельности ОАО «Курскпромбанк» можно использовать все предложенные во втором разделе дипломной работы модели анализа. 

Информация о работе Оценка рентабельности предприятия банковской сферы