Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:05, дипломная работа
Цель дипломной работы – разработка в рамках банковского финансового менеджмента системы оценки эффективности деятельности коммерческого банка и принятия управленческих решений по ее повышению.
Задачи дипломной работы следующие:
рассмотреть теоретические основы оценки эффективности деятельности коммерческого банка, в частности обосновать содержание понятия «эффективность деятельности коммерческого банка» на современном этапе развития экономики и определить возможные подходы к построению системы оценки и управления эффективностью деятельности банка;
изучить методические подходы к оценке эффективности деятельности коммерческого банка в рамках банковского финансового менеджмента, а именно подходы на основе балансовых обобщений;
провести оценку эффективности деятельности коммерческого банка и разработать рекомендации по повышению эффективности его деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 6
1.1. ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 6
1.2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В РОССИИ 13
1.3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 17
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В СИСТЕМЕ БАНКОВСКОГО ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 26
2.1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОЦЕНКЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 26
2.2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО
БАНКА НА ОСНОВЕ БАЛАНСОВЫХ ОБОБЩЕНИЙ 30
3. ОЦЕНКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «КУРСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ БАНК» 45
3.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ 45
3.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 50
ОАО «КУРСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ БАНК»
НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ 50
3.3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО «КУРСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ БАНК»
И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ПОВЫШЕНИЮ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ОАО «Курскпромбанк» предоставляет клиентам широчайший спектр современных банковских услуг и высокотехнологичных операций [37, с. 4-18]:
Банк осуществляет международные операции с 1991 г. и за это время установил корреспондентские отношения с 10 крупнейшими банками мира, в их числе Commerzbank AG (Германия, Фнанкфурт-на-Майне), Bank of Tokyo-Mitsubishi Ltd. (New York Branch) (США, Нью-Йорк), Union Bank of Califirnia International (США, Нью-Йорк), Raiffeisen Zentralbank Oesterreich (Австния, Вена), Bank Brussels Lambert (Бельгия, Брюссель). Переводы в иностранной валюте осуществляются по системе SWIFT в десятки стран мира день в день.
ОАО «Курскпромбанк» является агентом валютного контроля, предоставляет квалифицированные консультации по вопросам оформления экспортно-импортных операций с целью недопущения нарушений клиентами банка валютного законодательства.
Рассмотрим
особенности ОАО «
В начале 2004 г. в ОАО «Курскпромбанк» был проведен опрос клиентов по опросному листу. Обработка данных показала, что 52% опрошенных – лица 35-50 лет (моложе 23 лет – 1,7%) , все виды услуг банка пользуются равным спросом, клиентам нравится внимательное и деловое отношение к ним (98%). По мнению клиентов, ОАО «Курскпромбанк» отличается от других банков надежностью и хорошей репутацией, оперативностью обслуживания, достаточностью набора услуг и наличием услуг, которые отсутствуют в других банках.
На региональном рынке ОАО «Курскпромбанк» упрочивает свои позиции как развивающееся кредитно-финансовое учреждение, что подтверждается ежегодным ростом абсолютных значений валюты и статей баланса банка и отчета о прибылях и убытка (табл. 1-2 Приложения Ж и табл. 1-2 Приложения З).
В 2003 г. активы банка выросли на 22,4% и составили 1891,2 млн. рублей, собственный капитал за год увеличился на 7 % и достиг 296,9 млн. рублей, общий объем полученных банком доходов составил 284,7 млн. рублей. Объем привлеченных средств клиентов, включая вклады физических лиц, увеличился до 1435,5 млн. рублей, или на 25,4%. Совокупный объем кредитного портфеля банка составляет 1369 млн. рублей, рост его на 38,5%. Прибыль банка за год увеличилась на 39,4% и составила 51,97 млн. рублей [41, с. 4].
Уставный
капитал банка при
Клиентами банка являются крупные предприятия энергетической и машиностроительной промышленности, строительные организации, предприятия АПК Курской области. В политике по работе с клиентами банк следует принципам установления долгосрочных партнерских отношений с клиентами, развития и обеспечения качественных банковских услуг, внедрения современных банковских технологий.
Традиционными видами услуг, предоставляемых ОАО «Курскпромбанк» клиентам, являются открытие вкладов и предоставление кредитов.
В
2002 г. ОАО «Курскпромбанк»
За 2003 г. объем привлеченных средств населения увеличился на 59,6% и составил 914,5 млн. рублей, то есть банк аккумулирует 13,8% суммы средств на счетах физических лиц в банках города Курска и области. Число действующих вкладов за год увеличилось на 20% и достигло 57 тысяч (возросло число рублевых вкладов), что говорит о росте доверия со стороны населения [41, с. 9].
В
2002 г. на ОАО «Курскпромбанк»
В течение 2003 г. на рынке банковских услуг Курской области на кредиты ОАО «Курскпромбанк» приходилось 17-20% всех кредитов, выданных банками области, в том числе 18-20% кредитов юридическим лицам и 9% кредитов физическим лицам (без учета индивидуальных предпринимателей) [41, с. 6].
За 2003 г. объем кредитных вложений в экономику региона вырос в 1,4 раза и составил 1369 млн. рублей. При выдаче кредитов предпочтение отдавалось предприятиям, имеющим устойчивое финансовое положение и положительную кредитную историю. Кредиты на срок до 1 года составляют 76,3% кредитного портфеля банка. Основное внимание уделялось обеспечению своевременного возврата кредитов – основная масса кредитов выдавалась под залог недвижимости, производственного оборудования, автотранспорта [41, с. 6].
В банке эффективно функционирует система мониторинга состояния ссудной задолженности и финансового положения заемщика, что позволяет своевременно обнаруживать «проблемные» кредиты. Как следствие осторожной и взвешенной кредитной политики в 2003 г. улучшено качество кредитного портфеля: доля «стандартной» и «нестандартной» задолженности возросла на 0,7% до 94,3%, доля «сомнительной» и «безнадежной» ссудной задолженности снизилась до 5,7%, доля просроченных кредитов была незначительна и составляла 1% всех кредитных вложений. Для снижения кредитного риска постоянно наращивался объем резервов на возможные потери по ссудам, и к началу 2004 г. резервы выросли в 1,6 раза и составили 105 млн. рублей [Там же, с. 6].
В
2002 г. в структуре кредитных вложений
ОАО «Курскпромбанк»
В
2002 г. в рамках программы развития
ритейлового бизнеса был
В 2003 г., развивая это направление, банк активизировал деятельность по обслуживанию физических лиц. В структуре банка было создано специализированное подразделение – отдел розничного бизнеса, который в течение года отрабатывал различные направления обслуживания частных лиц с учетом сложившегося спроса на банковские услуги со стороны населения.
Общее количество действующих кредитных договоров с физическими лицами на 01.01.04 превысило 5,6 тысяч, в том числе 4,4 тысячи договоров было заключено в 2003 г. Количество выданных кредитов на 86,9% больше соответствующего показателя 2002 г., увеличение темпов прироста числа выданных кредитов составило 71,9%. Сумма потребительских кредитов, выданных в 2003 г., превысила 120,7 млн. рублей [41, с. 9].
С
декабря 2003 г. была активизирована программа
кредитования населения на покупку
товаров длительного
Особое место занимает программа кредитования на приобретение автомобиля. Ее реализация позволила существенно расширить круг потенциальных заемщиков путем пересмотра подхода к оценке платежеспособности заемщика. На 01.01.04 отделениями банка в рамках программы было выдано 76 кредитов на общую сумму 14 млн. рублей. В настоящее время банк занимает лидирующее положение в регионе в сфере автокредитования, что обусловлено разумными условиями предоставления кредита в сочетании с достаточно простой процедурой оформления и выдачи ссуды [Там же, с. 9].
Внедрение
в 2002-2003 г.г. современных технологий
и технических средств
ОАО «Курскпромбанк» занимает лидирующие позиции среди финансовых институтов Центрально-Ченоземной зоны, является членом Ассоциации российских банков, Ассоциации региональных банков «Россия», Московской межбанковской валютной биржи, Санкт-Петербургской валютной биржи, а также входит в число 300 крупнейших банков России.
Исходя из изложенных выше положений, а также на основе анализа информации годовых финансовых отчетов ОАО «Курскпромбанк» и внутренних банковских документов, можно сделать вывод о том, что в основе финансового менеджмента банка лежит четкая стратегия деятельности банка. В структуре стратегии банка можно выделить основную цель деятельности банка (миссию) и стратегические цели, а также стратегические задачи основных направлений деятельности и стратегические задачи изменения параметров эффективности деятельности.
Следует отметить, что на протяжении рассматриваемого периода можно было наблюдать корректировку основной цели (миссии) банка и стратегических целей и изменение стратегических задач основных направлений деятельности банка. Это было обусловлено изменением экономической ситуации как в стране (рост макроэкономических показателей т.п.), так и в Курской области (значительное усиление конкуренции).
Модели стратегий банка на периоды 2000-2001 г.г. и 2002-2003 г.г. представлены на рис. 1 и 2 Приложения И.
Следует
отметить, что уровень взаимодействия
и взаимообусловленности
В
качестве критериев эффективности
деятельности ОАО «Курскпромбанк»
для обеих стратегий
Таким образом, для оценки эффективности деятельности ОАО «Курскпромбанк» можно использовать все предложенные во втором разделе дипломной работы модели анализа.
Информация о работе Оценка рентабельности предприятия банковской сферы