Оценка эффективности использования оборотных средств предприятия и обоснование путей её повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – на основе современных научных подходов к оценке эффективности оборотных средств провести анализ эффективности использования оборотных средств и выявить пути их улучшения.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: теоретически исследовать понятие «оборотные средства предприятия», изучить их роль в производственно-хозяйственной деятельности предприятия; определить состав и структуру оборотных средств; проанализировать состав собственных оборотных средств ОАО «МАЗ» и сформулировать пути повышения эффективности их использования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.Оборотные средства предприятия……………………………………….....5
1.Сущность, структура и роль оборотных средств предприятия ……..5
2.Нормирование оборотных средств…………………………………….9
3.Эффективность использования оборотных средств………………….12
2.Оценка эффективности использования оборотных средств…………......17
1.Организационно - экономическая характеристика хозяйственной деятельности ОАО «МАЗ»…………………………………………….17
2.Состояние собственных оборотных средств предприятия и их оценка……………………………………………………………………20
3.Пути улучшения использования оборотных средств……………….…..26
3.1.Основные направления эффективности использования оборотных средств на предприятии…………………………………………………….26

3.2. Снижение себестоимости выпускаемой продукции…………………30

Заключение……………………………………………………………………...33

Список использованных источников………………………………………….35

Приложение

Работа содержит 1 файл

курсач Оборотные средства предприятия.docx

— 86.70 Кб (Скачать)

2.1 Организационно – экономическая характеристика ОАО «МАЗ» 

     Открытое  акционерное общество «Минский автомобильный  завод» широко известно в странах  СНГ и во всем мире как производитель  тяжелых грузовиков. За прошедшие  годы на заводе было освоено производство 6 семейств тяжелых грузовиков. В  их разработке и производстве использовались передовые отечественные и зарубежные технологии. Автомобили хорошо зарекомендовали  себя в работе в районах Крайнего Севера, пустынь Каракумов и Сахары, в тропиках Африки и Юго-Восточной  Азии, Дальнего Востока, пампасах Латинской  Америки, в Андах и на Памире. Автомобили МАЗ поставляются в более чем 50 стран мира, сборочные предприятия  работают в Литве, Египте, Иране, Вьетнаме.

     Год от года эти автомобили становятся мощнее, надежнее, эргономичнее.  В  настоящее время на Минском автомобильном  заводе освоено производство грузовиков, отвечающих требованиям ЕВРО-2, ЕВРО-3 и ЕВРО-4. В этих автомобилях воплотились  наиболее современные конструкторские  решения, позволившие получить большую  грузоподъемность, высокую среднетехническую  скорость, топливную экономичность, проходимость, надежность, комфортабельность  в сочетании с низкими эксплуатационными  расходами.

     Минский автомобильный завод до настоящего времени остается единственным в  мире производителем не только техники, но и прицепного состава, что позволяет  ему предлагать рынку тягачи, прицепы  и полуприцепы, полностью унифицированные  друг с другом.

     В последние годы, помимо традиционных для себя большегрузных автомобилей, на ОАО «МАЗ» освоено производство среднетоннажных низкорамных грузовиков, а также большая гамма городских, пригородных, междугородних и международных  автобусов. Успешно прошли испытания  и закуплены городом Минском  первые троллейбусы МАЗ.

     В соответствии с приказом Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 30.12.2008г. № 387 «О создании открытого  акционерного общества в процессе приватизации государственной собственности  Производственного республиканского унитарного предприятия «Минский автомобильный  завод» Производственное республиканское  унитарное предприятие «Минский автомобильный завод» преобразовано  в Открытое акционерное общество «Минский автомобильный завод», которое зарегистрировано Главным управлением юстиции Минского горисполкома 19 февраля 2009 года.

     Объем производства товарной продукции за 20010 год в сопоставимых ценах по сравнению с 2009 годом увеличился на 14,6%, и соответствует уровню, установленному Министерством промышленности Республики Беларусь.

     Номенклатура  покупных изделий за 2010 год по ОАО  «МАЗ» с учетом автобусного производства насчитывает порядка 12 000 шт. наименований.

В Приложении 2  указаны основные поставщики покупных изделий. В основном это поставщики из России и отечественные предприятия.

     Основным  поставщиком сырья и материалов для Минского автозавода выступает  Россия. В стоимостном выражении  поставки сырья и материалов на ОАО  «МАЗ» представлены в таблице 2. 

Таблица 2 – Основные поставщики сырья и материалов

Страна Объем в стоимостном  выражении, млн.руб. Удельный вес  в общем объеме, %
Россия 250 384 66,6
Беларусь 54 236 14,4
Украина 71 087 18,9
Страны  дальнего зарубежья 14 276 3,7
Всего 375 707 100

Примечание  – Источник: собственная разработка. 

     В целом на заводе наблюдается стабильное положение по обеспечению комплектующими плана производства по сборке автотехники  и выполнения плана сдачи запасных частей. [11]

          ОАО «МАЗ» имеет достаточно  много конкурентов как на внутреннем, так и на внешнем рынке, причем  наибольшее количество конкурентов  ОАО «МАЗ» находится на территории  Российской Федерации, хотя именно  РФ является основным рынком  сбыта выпускаемой продукции.  Это говорит о том, что, несмотря  на большое число предприятий  автомобильного машиностроения  на территории РФ, продукция «МАЗ»  по своим свойствам не уступает  российским аналогам, а по некоторым  позициям даже превосходит их.

          Основными потребителями пассажирской  техники МАЗ  в Республике  Беларусь являются облавтотрансы  и ТКУП «Минсктранс». Данные по  закупкам пассажирской техники МАЗ потребителями РБ приведены в таблице 3.

   Таблица 3 - Основные  потребители в  Республике Беларусь

Потребитель Количество  приобретенной за 2010 год 
ТКУП "Минсктранс" 93
РУП"Минскоблавтотранс" 15
РАТУП "Витебскоблавтотранс" 77
РАУП"Гомельоблавтотранс" 66
РУМАП"Облавтотранс" 37
РАТУП"Гроднооблавтотранс" 26
РУТП"Брестгрузавтосервис" 39
ИТОГО 353

Примечание. Источник: статистические данные ОАО  «МАЗ». 

     Из  таблицы видно, что основным потребителем продукции ОАО «МАЗ» на территории РБ является «Минсктранс», что связано, в первую очередь, с тем, что Минск  является столицей республики, и, следовательно, масштабы потребности в технике  намного выше, чем в других областных  городах.

     По  итогам 2010 года объем производства по ОАО «МАЗ» составил 50,5% к 2009 или 2 124 022 млн. руб. Падение темпов производства сопровождалась увеличением запасов готовой продукции. Остатки готовой продукции на складах – коэффициент отношения запасов к среднемесячному объему производства составил 2,989. Выручка от реализации продукции (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку) по ОАО «МАЗ» составила 1 833 419 млн. руб., что на 50,4% меньше, чем в 2009 году. [3]

     Основным  направлением инвестиционной политики завода является реализация инвестиционного  проекта технического перевооружения производства ОАО «МАЗ», который  направлен на разработку и создание мощностей по производству базовых  моделей принципиально нового поколения  автомобилей и автопоездов МАЗ-6430 и модернизацию действующих с  доведением их характеристик до требований Евро-4, а в дальнейшем до Евро-5 по основным технико-эксплуатационным параметрам.

В рамках реализации проекта технического перевооружения в 2010 году выполнен ряд мероприятий, давших возможность повысить надежность автомобильной техники в целом, отдельных узлов и деталей, а  также нарастить мощности по отдельным  деталям.

          Однако предприятие находится  в сложном финансово-экономическом  состоянии (значительное снижение  объемов выпуска продукции, увеличение  складских остатков готовой продукции,  падение объема экспорта, рост  дебиторской задолженности, дефицит  денежных средств в виде получаемой  выручки, увеличение доли заемных  источников). Перераспределение собственных  средств в сферу потребления  (на пополнение оборотного капитала  для поддержания объёмов производства) привело к замедлению инвестиционной  активности. В связи с острым  дефицитом денежных средств завод  вынужден привлекать кредитные  ресурсы, направляемые, в первую  очередь, для пополнения оборотных  средств, выплаты заработной платы.

С целью  минимизации последствий перепроизводства предприятие было вынуждено сократить  объем выпускаемой продукции. На протяжении 2010 года «Минский автомобильный  завод» усиленно осуществлял маркетинговые  мероприятия по продвижению автотехники, также проводилась работа по диверсификации рынков сбыта, осуществлялись мероприятия  по экономии материальных, трудовых и  финансовых ресурсов. [3] 

2.2 Состояние собственных  оборотных средств  на предприятии    

                        и их оценка 

          Собственные оборотные средства (капитал) – это наиболее мобильная  часть капитала предприятия. Они  занимают большой удельный вес  в общей сумме средств, которыми  располагает предприятие. От их  размещения и эффективности использования  в общей мере зависит успешный  результат работы.

           Собственные оборотные средства по ОАО «МАЗ» на 01.01.2011 года составили 2 077 716 млн. руб. Рост по сравнению с началом отчетного периода составил 211 761 млн. руб или 11,4%. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 4   - Показатели развития ОАО «МАЗ» на 2009-2010гг.

Показатель Значение  показателя Изменение Темп  роста, %
2009 год 2010 год
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн. руб. 2 414 403,00 2 972 786,00 558 383,00 123,13
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг, млн. руб. 1 938 082,00 2 533 004,00 594 922,00 130,70
Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн. руб. 266 889,00 179 903,00 -86 986,00 67,41
Прибыль (убыток) от операционных доходов и  расходов, млн. руб. 3 364,00 -3 169,00 -6 533,00 -94,20
Численность промышленно-производственного персонала, чел. 26 966,00 27 238,00 272,00 101,01
Фонд  оплаты труда, млн. руб. 239 318,00 306 870,00 67 552,00 128,23
Стоимость использованных в производстве материальных ресурсов, млн. руб. 1 582 935,00 2 111 273,00 528 338,00 133,38
Амортизация основных фондов, млн. руб. 41 287,00 51 658,00 10 371,00 125,12
Капитальные вложения, млн. руб. 100 038,00 109 474,00 9 436,00 109,43
Рентабельность  товарной продукции, % 7,78 11,94 4,16 153,47
Объем реализованной продукции, млн. руб. 3 358 720 3 532 115 567 770 117,9
Чистая  прибыль предприятия, млн. руб. 210 659,00 137 967,00 -72 692,00 65,49

      Примечание  – Источник: Отчет администрации  ОАО «МАЗ» о целевых параметрах развития и выполнении задания по снижению затрат на производство и  реализацию продукции на 2010 год 
 
 
 
 

     Обобщающим  показателем эффективности использования  оборотных средств является показатель его рентабельности (Рос): 

Рос = Прп / Сос                                                                                            (7)                                   

Прп –  прибыль от реализации продукции, ру

Сос –  сумма оборотных средств, руб. 

Рос 2009 = (266 889,00/ 1 865 955) * 100% = 14,3%

Рос 2010 = (179 903,00/ 2 077 716) * 100% = 8,6%

     Этот  показатель характеризует величину прибыли, получаемой на каждый рубль  оборотных средств, и отражает финансовую эффективность работы предприятия, так как именно оборотные средства обеспечивают оборот всех ресурсов на предприятии. В 2010 году рентабельность оборотных средств снизилась по сравнению с 2009 на 5,7% в основном за счет уменьшения прибыли от реализации продукции.

     Длительность  одного оборота оборотных  средства в днях (оборачиваемость оборотных средств) (До) исчисляется по формуле: 

До = Т / Коб или Д = Т * Сос / Vр                                                                       (8) 

Сос –  сумма оборотных средств, руб.

Vр - объем реализованной продукции  за отчётный период;

Т- число дней в отчётном периоде. 

До 2009 = 254/ 1,8 = 141,1 (дней)

До 2010 = 256/ 1,7 = 150,5 (дней) 

     Увеличение длительности одного оборота свидетельствует об ухудшении использования оборотных средств.

     Оборачиваемость производственных запасов на конец 2010 года составила 95 дней (2009г. – 93 дня).

     Оборачиваемость незавершенного производства по ОАО «МАЗ» на конец 2010 года составила 28 дней (2009г. – 26дней). 

     Количество  оборотов за определенный период, или коэффициент  оборачиваемости  оборотных средств (Коб), исчисляется по формуле: 

Информация о работе Оценка эффективности использования оборотных средств предприятия и обоснование путей её повышения