Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:40, курсовая работа
Объектом исследования является научно-технический прогресс и инновационная политика.
Предметом курсовой работы является инновационная политика в системе экономических отношений.
Цель работы: изучение видов научно-технического прогресса, рассмотрение особенностей инновационной политики Республики Беларусь.
Введение.......................................................................................................................4
1 Сущность научно-технического прогресса и его виды.....................................6
1.1 Научно-технический прогресс и его стадии......................................................6
1.2 Приоритетные направления научно-технического прогресса.........................7
1.3 Показатели научно-технического потенциала и научно-технического прогресса......................................................................................................................8
2 Инновационная политика в системе экономики.............................................12
2.1 Классификация инноваций................................................................................12
2.2 Принципы инновационной политики и основные направления в системе экономической политики..........................................................................................13
3 Особенности инновационной политики Республики Беларусь.....................18
3.1 Анализ инновационного потенциала Республики Беларусь..........................18
3.2 Задачи совершенствования инновационной политики..................................22
Заключение.................................................................................................................29
Список используемых источников..........................................................................32
ПРИЛОЖЕНИЕ.........................................................................................................
В последние годы в Республике Беларусь проводилась целенаправленная работа по сохранению и развитию научно-технического и инновационного потенциалов, таблица П1.1. Совершенствовалась система управления наукой, расширялась и укреплялась законодательная и нормативная правовая база научно-инновационной деятельности, принимались меры по повышению уровня инновационности производства, развитию инфраструктуры, малых инновационных предприятий.
По ряду
направлений Республика Беларусь удерживает
позиции среди лидеров в
Однако негативные тенденции в научной и инновационной сферах сохраняются.
Инновационно-активными в промышленности в 2004 году были только 13 процентов предприятий, в 2007 – 17,8 процента, в 2008 – 17,6 процента, в 2009 году – 12 процентов. Это существенно ниже, чем в странах с высоким (Ирландия – 75 процентов, Канада, Германия, Австрия – 60 процентов и выше) и средним (Мексика – 46 процентов, Эстония – 38 процентов, Латвия – 35 процентов, Словения, Венгрия – 28 процентов) уровнями экономического развития.
Основными видами технологических инноваций промышленных предприятий являются приобретение машин и оборудования (в 2008 году – 71,7 процента предприятий, 2009 году – 62 процента), исследования и разработки (в 2008 году – 42,3 процента предприятий, 2009 году – 63,6 процента). Новые технологии приобрели в 2009 году только 6 процентов инновационно-активных предприятий (в 2002 году – 11,7 процента), в том числе с правами на объекты интеллектуальной собственности – 1,7 процента. Количество патентов, полученных отечественными заявителями на изобретения и полезные модели, при этом увеличилось с 1265 в 2004 году до 1951 в 2008 году.
Инновационная
активность промышленности Беларуси в
основном обеспечивается за счет устойчивой
группы предприятий, где инновационная
деятельность носит постоянный характер
и связана с приобретением
машин и оборудования за счет собственных
средств. Построение же экономики инновационного
типа предполагает вовлечение в инновационную
деятельность широкого круга субъектов
предпринимательской
В 2008 году создано 375 передовых производственных технологий, из них новыми для Беларуси являются 84,8 процента (в 2007 году – 78,1 процента), новыми за рубежом – 13,9 процента (в 2007 году – 20,3 процента), принципиально новыми – 1,3 процента (в 2007 году – 1,6 процента).
Число использовавшихся в отраслях экономики передовых производственных технологий возросло в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 11 процентов. Наибольшая их часть (91,6 процента) была применена в промышленности (в 2007 году – 92,5 процента). При этом доля производственных технологий, используемых 10 и более лет, остается достаточно высокой, в частности, в 2008 году она составляла 32,9 процента. В ведущих зарубежных странах этот показатель не превышает 7 процентов.
В государственном
реестре за 10-летний период функционирования
национальной патентной системы
зарегистрировано 5500 изобретений, 960 патентов
на полезные модели, 615 — на промышленные
образцы, 75 — на сорта растений. Анализ
изобретательной активности отечественных
заявителей показывает, что наибольшее
количество заявок поступает от государственных
предприятий и организаций (36%), физических
лиц (30%), вузов (20%), предпринимательских
структур (10%). Изобретатели республики
создают решения мировой
В результате
технологических инноваций
В настоящее
время в стране действует система
государственной поддержки
Из функционирующих технопарков («Технопарк «Могилев», «Технопарк БГУ», ассоциация «Академтехнопарк», «Технопарк БНТУ») только «Технопарк «Могилев» комплексно решает вопросы трансфера технологий и коммерциализации научных разработок. Ассоциация «Академтехнопарк» была создана по инициативе НАН Беларуси.
В системе Министерства образования Республики Беларусь функционируют 8 центров трансфера технологий и 5 региональных инновационных и бизнес-центров. Первые созданы в основном при технических вузах, вторые — при университетах.
Технологический
и технический уровень
Из анализа
структуры технологической
Таблица 3.1 – Структура технологической оснащенности отраслей экономики
Отрасль |
Традиционные технологии |
Новые технологии |
Высокие технологии |
1 |
2 |
3 |
4 |
Промышленность |
87,3 |
10,4 |
2,3 |
Сельское и лесное хозяйство |
41,4 |
37,8 |
20,8 |
Строительство |
26,5 |
58,9 |
14,6 |
Транспорт |
59,0 |
34,0 |
7,0 |
Связь |
53,0 |
22,0 |
25,0 |
Сфера торговли и услуг |
75,8 |
24,2 |
- |
Социальная сфера |
34,2 |
49,0 |
16,8 |
В среднем по экономике |
79,0 |
15,8 |
5,2 |
Успешное
развитие инновационного предпринимательства
невозможно без хорошо организованной
системы финансирования, в том
числе такой его формы, как
венчурная. Однако в Беларуси она
практически не применяется. Финансированием
инновационного предпринимательства
в стране занимаются только Белорусский
фонд финансовой поддержки предпринимательства
(кредитует отдельные
Расходы республиканского бюджета на науку в целом и по видам работ представлена в таблице 3.2.
Таблица 3.2 – Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки по видам работ
|
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |||
млн. руб |
% |
млн. руб |
% |
млн. руб |
% | |
Внутренние текущие затраты на ИР, всего в т.ч. на: |
485 479,0 |
100,0 |
608 781,0 |
100,0 |
774 822,0 |
100,0 |
фундаментальные исследования |
85 930,0 |
17,7 |
95 781,0 |
15,8 |
114 171,0 |
14,7 |
прикладные исследования |
124 283,0 |
25,6 |
154 021,0 |
23,9 |
201 846,0 |
26,1 |
разработки |
275 266,0 |
56,7 |
365 889,0 |
60,3 |
458 805,0 |
59,2 |
На разработки в 2008 году затрачено 458,8 млрд руб. (59,2%), на прикладные исследования – 201,8 млрд. руб. (26,1%), на фундаментальные исследования – 114,2 млрд. руб. (14,7%).
3.2 Задачи совершенствования инновационной политики
Тактические задачи формирования НИС должны решаться на программно-целевой основе в рамках пятилетних программ и прогнозов социально-экономического развития (СЭР), государственных научно-технических программ (ГНТП), в которых стратегические установки переводятся на язык среднесрочных целей, задач и мер инновационного развития.
В рамках данных документов основными задачами являются следующие:
- создание
организационных и
- формирование
и развитие технологической
- постоянное
повышение научно-технического
- адаптация
научно-технического комплекса
- рациональное
сочетание государственного
- совершенствование
нормативно-правовой базы
- совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров;
- поддержка научных исследований, разработок в приоритетных направлениях развития науки и технологий;
- укрепление
научно-исследовательского
- расширение
инновационной инфраструктуры
В настоящее время разработана и утверждена Советом Министров Республики Беларусь 01.10.2010 № 1420 Стратегия технологического развития Республики Беларусь до 2015 года.
При разработке
стратегии учтены основные положения
концепции Государственной
В стратегии
рассмотрены мировые тенденции
технологического развития и его
состояние в Беларуси, определены
цели и задачи технологического развития
отраслей экономики, направления создания
высокотехнологичных
Основная
цель стратегии – создание конкурентоспособной
экономики, основанной на использовании
прогрессивных технологий и стимулов
повышения инновационной
Реализация стратегии направлена на решение следующих задач:
- модернизация традиционных отраслей экономики в целях увеличения производительности труда, снижения энерго– и материалоемкости, создания новых видов продукции, обеспечивающих снижение импортозависимости республики и наращивание экспортного потенциала;
- создание и развитие производств, обеспечивающих выпуск продукции нового поколения;
- разработка технологий, позволяющих наладить выпуск конкурентоспособной на мировых рынках продукции с высокой добавленной стоимостью;
- создание безопасных условий труда на рабочих местах.
Стратегия
ориентирована на разработку и внедрение
отечественных и привлечение
зарубежных прогрессивных технологий
для развития производств V и VI технологических
укладов (информационно-
Информация о работе Научно-технический прогресс и инновационная политика