Научно-технический прогресс и инновационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является научно-технический прогресс и инновационная политика.
Предметом курсовой работы является инновационная политика в системе экономических отношений.
Цель работы: изучение видов научно-технического прогресса, рассмотрение особенностей инновационной политики Республики Беларусь.

Содержание

Введение.......................................................................................................................4
1 Сущность научно-технического прогресса и его виды.....................................6
1.1 Научно-технический прогресс и его стадии......................................................6
1.2 Приоритетные направления научно-технического прогресса.........................7
1.3 Показатели научно-технического потенциала и научно-технического прогресса......................................................................................................................8
2 Инновационная политика в системе экономики.............................................12
2.1 Классификация инноваций................................................................................12
2.2 Принципы инновационной политики и основные направления в системе экономической политики..........................................................................................13
3 Особенности инновационной политики Республики Беларусь.....................18
3.1 Анализ инновационного потенциала Республики Беларусь..........................18
3.2 Задачи совершенствования инновационной политики..................................22
Заключение.................................................................................................................29
Список используемых источников..........................................................................32
ПРИЛОЖЕНИЕ.........................................................................................................

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 679.19 Кб (Скачать)

По своему содержанию и характеру получаемых результатов научные исследования могут быть фундаментальными, поисковыми и прикладными.

Фундаментальные исследования делятся на теоретические  и экспериментальные. Основой фундаментальных  исследований является открытие новых  явлений, закономерностей и принципов, которые могут быть использованы при создании новой техники, технологии производства, организации производства и потребления и др. Результаты фундаментальных исследований, как  правило, служат основой для проведения поисковых и прикладных исследований, прямо касающихся вопросов создания новых видов материалов, средств  и способов производства.

Поисковые научные исследования направлены на изучение более конкретных проблем, например, возможностей создания новых  материалов, техники, технологии, повышения  производительности труда и качества выпускаемой продукции и т. п. Результатами поисковых исследований является научно-техническая информация, которая во многих случаях имеет  материально-техническое воплощение.

При положительных  результатах выводы поисковых работ  имеют вполне конкретный характер и  выдаются в виде отчетов, технической  документации, макетов, экспериментальных  образцов.

Прикладные  научные исследования непосредственно  направлены на создание новых конкретных изделий либо на совершенствование  существующих, а также на разработку способов их производства; на разработку средств механизации и автоматизации  производства, систем и методов контроля за качеством продукции и т. д. Результаты прикладных исследований в  форме отчетов, технической документации, макетов, опытных образцов и т. п. являются основой дальнейших разработок с целью внедрения в практику научных идей. Прикладные исследования, относящиеся к материальному  производству, в результате которых  осуществляется техническое и рабочее  проектирование, изготавливаются и  испытываются опытные образцы, называются опытно-конструкторскими работами. В  процессе этих работ решаются технические  задачи на основе возможностей, изысканных в результате прикладных исследований.

 

 

        2.2  Принципы инновационной политики и основные направления в системе экономической политики

С понятием НТП тесно связано понятие  научно-технического потенциала.

Научно-технический  потенциал представляет собой совокупность научно-технических кадров, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов, необходимых для создания и реализации достижений НТП в народное хозяйство. Он является одним из объектов государственного регулирования, а следовательно, прогнозирования и планирования.

            Структурная перестройка экономики, ориентированная на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных производств в противовес материало- и энергоемким производствам, предполагает создание условий для непрерывного обновления технологий и продукции, роста образовательного уровня населения и совершенствования управления путем нововведений (инноваций), основанных на новейших научных знаниях. Конечным результатом является рост конкурентоспособности продукции, предприятия, экономики в целом.

В широком  смысле под инновациями понимают новые технологии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового и иного характера.

Инновационная деятельность — это деятельность по разработке и освоению результатов исследований, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоение производства новой продукции и технологий.

Инновационная сфера охватывает, во-первых, непосредственно сам объект инноваций; во-вторых, ее субъекты — предпринимателей, а также систему, обеспечивающую продвижение инноваций до стадии их реализации (управление, инфраструктура, финансовая и инвестиционная поддержка).

С целью  активизации инновационной деятельности разрабатывается инновационная политика, представляющая собой совокупность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного инновационного климата в стране. Инновационная политика является составной частью социально-экономической политики. Она должна объединять общими задачами науку, технику, производство, потребление, финансовую систему, образование и быть ориентирована на использование интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики.

Инновационная политика базируется на таких важнейших  принципах, как:

- признание  модели инновационного развития  экономики страны в качестве  приоритетной;

- создание  государством экономико-правовых  условий и экономических механизмов, обеспечивающих превращение инноваций  в существенный фактор экономического  роста;

- максимальное  использование рыночных механизмов  активизации инновационной деятельности  и предпринимательства, создание  равных стимулов для всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности;

- эффективное  развитие и использование собственного  научно-технического потенциала, и  его реформирование в соответствии  с целями экономической политики;

- оптимальное  сочетание интересов разработчиков,  производителей продукции и инвесторов, признание объектов интеллектуальной  собственности в качестве источника  доходов.

Реализация  этих принципов требует проведения экспертизы и формирования законодательства с точки зрения наиболее эффективного стимулирования инновационной деятельности и обеспечения развития инновационных  процессов в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального  комплекса.

Эффективное инновационное развитие предполагает широкий выбор инновационных  идей и проектов.

Источниками идей могут быть исследования и разработки, проводимые в стране, достижения мировых  науки и технологий, привлекаемых путем закупки лицензий, приобретения или лизинга технологического оборудования (долгосрочная аренда машин, оборудования, сооружений или выдача оборудования напрокат), ноу-хау (технические знания, опыт, документация), передача которых  оговаривается при заключении лицензионных договоров и других соглашений.

Преимущества  в реализации идей должны получать те из них, которые в конкретных условиях обеспечивают наилучший результат  с наименьшими затратами. Важным является формирование инфраструктуры нововведений, способствующей продвижению  инноваций на рынок.

Первостепенное  значение имеет развитие малого научно-инновационного предпринимательства по следующим  направлениям:

- создание  структур, объединяющих малые и  научно-инновационные предприятия,  — бизнес инновационных центров,  технопарков;

- формирование  сети институтов финансирования, кредитования, страхования (инвестиционные, инновационные и венчурные коммерческие  фонды, страховые компании);

- развитие  организаций материально-технического  обеспечения (лизинговые, снабженческие  фирмы, центры коллективного пользования  приборами и оборудованием для  проведения научных исследований  и опытно-конструкторских работ  (НИОКР));

- создание  центров передачи технологий, информационных  систем обмена проектами и  поиска партнеров для реализации  совместных проектов на основе  доступа к банкам данных по  проектам, инвесторам, рынкам сбыта;

- открытие  торговых домов, ярмарок, бирж  и иных структур, обеспечивающих  взаимодействие разработчиков, производителей  и потребителей новой продукции  и технологий;

- образование  структур, оказывающих различные  услуги (маркетинговые, рекламные,  аудиторские, сертификационные, консалтинговые, юридические) [1, с. 280].

Должен  быть обеспечен соответствующий  уровень стандартизации, метрологии и сертификации, эффективной патентной  системы, обеспечивающей защиту прав на результаты интеллектуального труда.

Успешность  инновационных процессов или  инновационной деятельности зависит  от уровня развития адаптационной способности  экономики, мощности ее инновационного потенциала. Состояние и уровень  развития инновационного потенциала характеризуются  следующими показателями (по стадиям  цикла):

- уровнем  научно-технических разработок (потенциальной  конкурентоспособностью в сравнении  с мировыми аналогами, количеством изобретений, патентов);

- состоянием  и мощностью опытно-экспериментальной  базы отраслей и предприятий;

- наличием  резервных производственных площадей  для освоения опытных образцов;

- уровнем  технологической базы производства  и технологического оборудования;

- наличием  эффективных систем подготовки  производства и ресурсов для  серийного выпуска новой продукции;

- степенью  инновационной активности предприятий,  инновационной ориентации систем  управления и сбыта (инновационным  менеджментом, маркетингом, другими  механизмами коммерциализации нововведений);

- системой  подготовки кадров-инноваторов;

- финансовым  обеспечением (объемами, источниками). Интенсивность и эффективность  использования потенциала и всех  его составляющих определяются  в процессе инновационной деятельности, которые в свою очередь оцениваются  в мировой практике:

- долей  новой продукции (освоенной в  течение последних трех лет)  в общем объеме производства  промышленной продукции;

- развитием  и обновлением технологий (процентным  соотношением традиционных и  прогрессивных технологий);

- внешнеторговым  обменом продукцией высокой и  средне-высокой наукоемкости (долей  в экспорте);

- участием  предприятий в технологическом  обмене и их долей на рынках  инновационной продукции;

- участием  предприятий в финансово-промышленных  группах (ФПГ).

Влияние интеллектуального капитала на производительность труда представлено на рис. 2.1.

Рисунок 2.1 – Влияние интеллектуального  капитала на производительность труда

 

В инновационной  деятельности слабо используются современные  управленческие технологии. Причина  заключается в высокой сложности  современных технологий управления.

Таким образом, инновации – это не только использование  высоких технологий, но и новшества  в сфере управленческих решений.

 

 

3         ОСОБЕННОСТИ ИНОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

     3.1   Анализ инновационного потенциала Республики Беларусь

Инновационная сфера в Беларуси существовала и  при плановой экономике, где отсутствовали  рыночные институты, механизм внедрения  новшеств носил административный, приказной  характер и реализовывался в планах новой техники. Существовал достаточно мощный отраслевой сектор науки: отраслевые НИИ и система опытно-конструкторских  и технологических бюро (ОКТБ) на предприятиях.

Резкое  ослабление отраслевых НИИ и сокращение числа ОКТБ в период распада СССР, демонтажа плановой экономики и  возникшего глубокого системного кризиса  усложнили многократно проблему инноваций. В государствах—участниках  СНГ, включая Беларусь, после 1991 г. удельный вес организаций, осуществляющих разработку и внедрение нововведений, упал в среднем до 5—6 % (ранее он составлял 60—70 %) общего количества организаций. Произошли падение спроса на национальную наукоемкую продукцию, вытеснение ее с внутреннего рынка.

Оставшийся  от советского периода научно-технический  потенциал с архаичной структурой плохо вписывался в новый рыночный контекст, поскольку унаследовал  и старые проблемы (самодостаточность  науки, ее отрыв от нужд производства, слабую восприимчивость экономики  к НТП, технологическое отставание многих отраслей и предприятий) и  приобрел новые, не менее сложные  для решения (отсутствие органичной для рынка связи научной, промышленной и финансовой сфер, трудности с  созданием недостающих звеньев  инновационного процесса, прежде всего  инфраструктуры освоения и коммерциализации новшеств).

Начало  решению указанных проблем положили Законы Республики Беларусь о научной  деятельности (1996 г.), государственной научно-технической политике (1993 г.), государственной поддержке малого предпринимательства (1996 г.), Указ Президента Республики Беларусь о стимулировании создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях (1996 г.) и др.

Принятая  в 1996 г. Программа развития научно-инновационной деятельности, постановления правительства страны о приоритетных направлениях создания и развития новых и высоких технологий и критериях их оценки (1997 г.), о научно-технологическом парке (1997 г.), о создании Белорусского инновационного фонда (1998 г.) позволили не только заложить основы законодательного регулирования в этой сфере, но и принять ряд практических мер по сохранению и эффективному использованию научного и научно-технического потенциалов и созданию новых, рыночно ориентированных звеньев инновационной сферы, и прежде всего инновационной инфраструктуры.

Информация о работе Научно-технический прогресс и инновационная политика