Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:40, курсовая работа
Объектом исследования является научно-технический прогресс и инновационная политика.
Предметом курсовой работы является инновационная политика в системе экономических отношений.
Цель работы: изучение видов научно-технического прогресса, рассмотрение особенностей инновационной политики Республики Беларусь.
Введение.......................................................................................................................4
1 Сущность научно-технического прогресса и его виды.....................................6
1.1 Научно-технический прогресс и его стадии......................................................6
1.2 Приоритетные направления научно-технического прогресса.........................7
1.3 Показатели научно-технического потенциала и научно-технического прогресса......................................................................................................................8
2 Инновационная политика в системе экономики.............................................12
2.1 Классификация инноваций................................................................................12
2.2 Принципы инновационной политики и основные направления в системе экономической политики..........................................................................................13
3 Особенности инновационной политики Республики Беларусь.....................18
3.1 Анализ инновационного потенциала Республики Беларусь..........................18
3.2 Задачи совершенствования инновационной политики..................................22
Заключение.................................................................................................................29
Список используемых источников..........................................................................32
ПРИЛОЖЕНИЕ.........................................................................................................
В конце XX в. начался переходный период от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу, которое характеризуется приоритетом развития микроэлектроники, информатики, биотехнологии, распространением ресурсосберегающих технологий.
Комплекс технических знаний в форме документации, производственного опыта, навыков, технологической и коммерческой информации получил название ноу-хау.
Основные
направления научно-
1. Комплексная механизация и автоматизация производства - это широкое внедрение взаимосвязанных систем машин, аппаратов, приборов, оборудования на всех участках производства. Она способствует интенсификации производства, росту производительности труда, сокращению доли ручного труда в производстве, улучшению условий труда, снижению трудоемкости продукции.
2. Химизация производства предусматривает совершенствование производства за счет внедрения химических технологий, сырья, материалов, изделий в целях интенсификации, получения новых видов продукции и повышения их качества.
3. Электрификация промышленности представляет собой процесс широкого внедрения электроэнергии как источника питания производственного силового оборудования в технологических процессах, а также средств управления и контроля хода производства. На основе электрификации производства осуществляется его комплексная механизация и автоматизация.
4. Информатизация хозяйственной жизни включает компьютеризацию производственных процессов, организацию и управление производством, внедрение информационных технологий.
Таким образом, внедрение достижений
научно-технического прогресса приводит
к повышению эффективности
1.3 Показатели научно-
Вклад значительных
средств в развитие науки требует
оценки результативности деятельности
научных организаций и
Научно-технологический
потенциал характеризуют
Кадровые, к которым относят количество и квалификацию научно-технических специалистов (с распределением по типам организаций, отраслям науки и техники, ученым степеням и званиям и т. п.); количество и качество подготовки лиц с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве и ежегодно оканчивающих соответствующие учебные заведения (с распределением по отраслям и видам подготовки).
Материально-технические: ежегодные расходы государства на научно-технические и опытно-конструкторские работы и подготовку научно-технических специалистов; уровень оснащенности науки и инженерной деятельности опытно-экспериментальным оборудованием, материалами, приборами, оргтехникой, ЭВМ и т. п.
Показатели уровня развития и возможностей системы научно-технической информации. Они отражают количество и качество накопленных информационных фондов (библиотек, пакетов прикладных программ, алгоритмов и математических моделей, информационно-поисковых и экспертных систем, банков данных и баз знаний и т. п.); возможности и качество работы органов распространения научно-технической информации; степень обеспечения научно-технических специалистов необходимой для работы информацией и т.п.
Организационно-управленческие, отражающие состояние планирования и управления в науке и технике; степень оптимальности взаимодействия НИИ, ОКБ, вузов и производства в интересах ускорения научно-технического прогресса; степень соответствия организационной и штатной структуры научно-технической сферы решаемым ею задачам, объективным потребностям научно-технического прогресса; учитываемые в государстве экономические и социальные факторы стимулирования научно-технического прогресса.
Обобщающие, характеризующие функционирование и развитие научно-технологического потенциала. Это повышение производительности труда, рост эффективности общественного производства, национального дохода в результате внедрения достижений науки и техники; количество новых машин, приборов, оборудования, освоенных за год; экономия от снижения себестоимости продукции вследствие проведения научно-технических мероприятий; параметры потока открытий, изобретений, рационализаторских предложений, лицензий, патентов, ноу-хау и т. п.
Количественные - могут иметь как абсолютное, так и удельное (на душу населения страны, тысячу научно-технических работников и т. п.) выражение.
Основным фактором повышения эффективности является интенсификация производства, на которую в решающей степени влияет наука. Поэтому важно оценивать экономический эффект, получаемый обществом вследствие реализации научных достижений. Для его определения необходимо прежде всего оценить общий экономический эффект развития общественного производства.
Прирост физического объема национального дохода благодаря интенсивному росту производства представляет собой часть совокупного народнохозяйственного эффекта научно-технического развития; кроме того, общество получает эффект, связанный с качественными изменениями производства. Эту часть совокупного экономического эффекта научно-технического развития производства можно оценить лишь путем сравнения уровней общей эффективности производства, поскольку она выступает как качественная мера его состояния.
Показателем качественного развития производства является величина экономии или перерасхода затрат труда, полученная при интенсивном росте производства. Значит, наряду с величиной прироста физического объема внутреннего валового продукта эта величина будет выступать как часть совокупного экономического эффекта научно-технического развития производства.
Таким образом,
экономический эффект науки состоит
из величины прироста физического объема
внутреннего валового продукта, полученного
в результате интенсивного роста
производства, и величины экономии
или перерасхода затрат труда. При
этом первая величина будет складываться
из той части общего прироста ВВП,
которая была получена в результате
повышения производительности труда,
и части дополнительного
ΔНДп=Δ(у+т)п±Δтп, (1.1)
где ΔНДn - общая величина прироста физического объема ВВП, полученная благодаря научно-техническому развитию производства в n-м году; Δ(y + т)n - прирост физического объема ВВП при интенсивном развитии производства в n-м году; Δтn — величина дополнительного прироста, получаемого вследствие изменения отраслевой структуры затрат живого труда в п-м году.
Величину экономии или перерасхода затрат труда 30б.тр можно рассчитать по формуле:
Зоб.тр=(Эn-Эn-1)(γn+МЗn + ОПФn), (1.2)
где Эn - общий эффект научно-технического развития производства в п-м году; М3n - материальные затраты в n-м году; ОПФn - основные производственные фонды в n-м году.
Совокупный экономический эффект научно-технического развития производства равен:
3n=[Δ(γ+m)n±Δmn]±3o6.Tp , (1.3)
Знак «+» перед Δтn указывает на то, что изменение отраслевой структуры затрат живого труда не всегда может быть прогрессивным, а знак «+» перед 30б.тр означает, что величина экономии общественных затрат может быть положительной или отрицательной, то есть прирост ВВП [Δ(γ + т)п] в n-м году может сопровождаться как относительной экономией, так и перерасходом затрат на его производство.
После определенного совокупного экономического эффекта научно-технического развития следует установить, в чем выражается экономический эффект науки, который представляет собой часть совокупного эффекта. Поскольку последний состоит из двух частей, можно предположить, что экономический эффект науки выступает либо в виде части прироста физического объема ВВП, либо в виде экономии затрат труда.
На современном
этапе развития экономики все
большее значение приобретает объективная
оценка состояния научно-технического
прогресса. Это связано с проблемой
повышения эффективности
Эффект НТП - это результат научно-технической деятельности, который в теории эффективности отождествляется с физическим объемом чистого продукта. Эффектом является и снижение затрат живого труда, себестоимости, материальных ресурсов, капитальных вложений и оборотных средств, приводящее к росту чистого продукта (накоплений, национального дохода, прибыли).
Под затратами на НТП понимается вся совокупность израсходованных для достижения эффекта ресурсов (или отдельных видов ресурсов). В масштабе национальной экономики затратами является совокупность капитальных вложений, оборотных фондов и живого труда (заработная плата). Для отрасли, объединения, предприятия затраты выступают в виде себестоимости или производственных фондов.
Таким образом, рассмотрены сущность НТП, основные направления научно-технического прогресса, показатели научно-технического потенциала и научно-технического прогресса.
НТП представляет собой процесс взаимосвязанного поступательного развития науки, техники и производства, образующий единый комплекс, состоящий из следующих этапов: фундаментальные разработки; прикладные научные исследования; техническое развитие производства на базе достижений науки и техники.
2 ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИКИ
2.1 Классификация инноваций
Сегодня
в условиях второго этапа НТР
решающее значение в обеспечении
конкурентоспособности фирмы
Инновация создается в результате исследований и открытий, материализует научные и практические решения. Ее основное свойство - новизна, которая оценивается как по техническим параметрам, применимости, так и с рыночных позиций по коммерческой результативност.
Можно дать
следующую классификацию
1. По масштабам распространения инновации могут быть мировыми, национальными, отраслевыми, локальными, связанными с предприятием или его отдельным подразделением.
2. По сфере применения различают инновации в производство, управление, рынок, потребление и пр.
3. По видам инновации бывают научными, техническими, технологическими, экологическими, экономическими. В последнем случае, например, речь может идти об освоении нового рынка сбыта, источника ресурсов, метода стимулирования.
4. По характеру генерирования и внедрения различают быстрые, замедленные, затухающие, равномерные, скачкообразные, нарастающие инновации.
5. По степени прогрессивности инновации можно разделить на делающие прорыв в теории и практике (например, микропроцессор); модифицирующие, улучшающие что-то внутри существующих систем, обеспечивающие адаптацию базовых нововведений к изменяющейся среде и их поддержку; комбинированные.
6. По характеру связи с предшествующими образцами инновации могут быть открывающими новые направления в человеческой деятельности (например, самолет); заменяющими (электровоз и тепловоз вместо паровоза); отменяющими (бумага вместо пергамента); возвратными (современные парусные суда, дирижабли); имитирующими, в том числе ретроспективными, возвращающими к исходным идеям, модулям, конструкциям (образцы моды).
7. По целям выделяются следующие виды инноваций: для восстановления и сохранения функций существующей системы и ее основных свойств; для временного приспособления системы к количественным изменениям среды; для коренной перестройки системы и создания ее нового варианта (с изменением всех или большинства первоначальных свойств) при сохранении прежнего функционального принципа, позволяющего приспособить ее к качественным изменениям среды; для создания системы нового вида, что предполагает ее качественные изменения, но при сохранении прежнего принципа функционирования; для создания системы нового рода путем коренного изменения принципа ее функционирования.
Развитие
науки тесно взаимосвязано с
техникой и производством. Результаты
научно-исследовательских и
Информация о работе Научно-технический прогресс и инновационная политика