1. Международные
экономические организации
в системе регулирования
мирохозяйственных
связей
Международные
экономические организации оказывают
решающее воздействие на все стороны
межгосударственных экономических
отношений. Особую роль в развитии международно-правового
регулирования играют межправительственные
организации системы ООН. В ходе своей
практической деятельности они вырабатывают
такие нормы и механизмы, которые оказывают
существенное воздействие на государственное
законодательство и национальные правовые
системы.
Целями
и функциями международных экономических
организаций, как на глобальном, так
и на региональном уровнях, являются:
- изучение
и принятие мер по наиболее важным проблемам
международных экономических отношений;
- обеспечение
стабилизации валют;
- содействие
устранению торговых барьеров и обеспечению
широкого товарообмена между государствами;
- выделение
средств в дополнение к частному капиталу
для широкого товарообмена между государствами;
- стимулирование
улучшения условий труда и трудовых отношений;
- принятие
резолюций и рекомендаций в области регулирования
мирохозяйственных связей.
Как
организационные формы многостороннего
сотрудничества Международные межправительственные
организации создаются государствами
исходя из объективной необходимости
и обусловлены потребностями развития
международных экономических отношений.
Международное
регулирование осуществляется по следующим
основным направлениям:
- экономическое
и промышленное сотрудничество;
- сотрудничество
в области транспорта;
- сотрудничество
в валютно-финансовой сфере;
- сотрудничество
в области мировой торговли;
- сотрудничество
в области интеллектуальной собственности;
- сотрудничество
в области стандартизации и сертификации
продукции;
- сотрудничество
в области инвестиций;
- научно-техническое
сотрудничество;
- сотрудничество
в области международной коммерческой
практики.
Реализацией
перечисленных видов сотрудничества
занимаются международные экономические
организации соответствующего профиля
и компетенции.
Международные
экономические организации, осуществляющие
регулирование в системе мирового хозяйства,
можно классифицировать по двум основным
принципам: по организационному принципу
и по сфере многостороннего регулирования.
Классификация
международных экономических организаций
по организационному принципу в качестве
основы предполагает участие или неучастие
организации в системе ООН, а также принимает
во внимание профиль организаций и цели
их деятельности. При таком подходе международные
экономические организации можно разделить
на следующие группы (приложение 1).
- Международные
экономические организации системы ООН.
- Международные
экономические организации, не входящие
в систему ООН.
- Региональные
экономические организации.
Классификация
международных экономических организаций
по сфере многостороннего регулирования
предполагает их деление на следующие
группы (приложение 2).
- Международные
экономические организации, регулирующие
экономическое и промышленное сотрудничество
и отрасли мирового хозяйства.
- Международные
экономические организации в системе
регулирования мировой торговли.
- Региональные
экономические организации в системе
регулирования мирового хозяйства.
- Международные
и региональные экономические организации,
осуществляющие регулирование предпринимательской
деятельности.
- Международные
неправительственные организации и объединения,
содействующие развитию международных
хозяйственных связей.
Все
международные и региональные экономические
организации, входящие в перечисленные
выше первые четыре категории, являются
межправительственными организациями
(приложение 3), которые именуются также
межгосударственными или многосторонними.
Помимо межправительственных организаций
в классификацию включены международные
неправительственные экономические организации
и объединения, содействующие развитию
мирохозяйственных связей.
2.
Международный валютный
фонд
Международный валютный
фонд – межправительственная организация,
предназначенная для регулирования
валютно-кредитных отношений между
государствами-членами и оказания
им финансовой помощи при валютных
затруднениях, вызываемых дефицитом платежного
баланса, путем предоставления кратко-
и среднесрочных кредитов в иностранной
валюте. Фонд специализированное учреждение
ООН – служит институциональной основой
мировой системы; учреждение ООН (1-22
июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США). Практическую
деятельность Фонд начал с мая 1946 г.
Устав
МВФ не предусматривает каких-либо
особых условий для вступления в
эту организацию. Членство в ней
открыто для любой страны, способной
и готовой выполнять связанные
с ним обязательства. Членами Фонда
являются 182 страны.
Цели
Фонда:
- содействие
международному сотрудничеству в валютной
сфере;
- содействие
расширению и сбалансированному росту
международной торговли и соответственно
росту занятости и улучшению экономических
условий стран-членов;
- обеспечение
функционирования международной валютной
системы путем согласования и координации
валютной политики и поддержания валютных
курсов и обратимости валют стран-членов;
обеспечивать упорядоченные отношения
в валютной области между странами-членами;
- определение
паритетов и курсов валют; не допускать
конкурентного обесценения валют;
- оказание
содействия в создании многосторонней
системы платежей по текущим операциям
между странами-членами и в устранении
валютных ограничений;
- оказание
помощи странам-членам путем предоставления
займов и кредитов в иностранной валюте
для урегулирования платежных балансов
и стабилизации валютных курсов;
- сокращение
длительности и уменьшение степени неуравновешенности
международных платежных балансов стран-членов;
- предоставление
консультационной помощи по финансовым
и валютным вопросам странам-членам;
- осуществление
контроля за соблюдением странами-членами
кодекса поведения в международных валютных
отношениях.
Практически
МВФ служит институциональной основой
международной валютной системы. Он
призван осуществлять регулирование валютно-расчетных
отношений между государствами-членами
и оказывать им финансовую помощь при
возникновении валютных затруднений путем
предоставления краткосрочных займов
в иностранной валюте.
Основными
направлениями деятельности Фонда являются:
- обеспечение
международного сотрудничества в валютной
сфере, которое осуществляется путем поддержания
общей системы расчетов и системы расчетов
по специальным правам заимствования.
- обеспечение
финансовой и технической помощи странам-членам
опирается на разработанный в рамках МВФ
механизм и соответствующую финансовую
политику;
- оказание
консультационной и технической помощи
предполагает предоставление консультаций
по вопросам валютных операций, совершенствования
финансовых систем стран-членов; координацию
технической помощи как в рамках МВФ, так
и при сотрудничестве с другими международными
организациями.
Руководящий
орган МВФ – Совет управляющих,
в котором каждая страна-член предоставлена
управляющим и его заместителем.
Обычно это министры финансов или руководители
центральных банков.
Исполнительный
совет МВФ выбирает на 5-летний срок
директора-распределителя, который
возглавляет штат сотрудников Фонда.
В составе МВФ 5 департаментов:
- по вопросам
налогов;
- юридический;
- казначейства;
- расчетно-вычислительных
услуг;
- валютных
и обменных операций, а также Секретариат
технической помощи.
Финансовые
ресурсы МВФ образуются из членских
взносов стран-членов, которые предоставляют
собой квоты по подписке, выраженные
в единицах СПЗ.
3.
Всемирная торговая
организация
Всемирная
торговая организация начала действовать
с 1 января 1995 г. в качестве организационного
механизма по обеспечению реализации
правовых документов, принятых в результате
переговоров, проводившихся в рамках
ГАТТ с 1986 по 1993 гг. и получивших название
«Уругвайского раунда».
Особенность
«Уругвайского раунда» многосторонних
торговых переговоров состоит в
том, что впервые в истории
ГАТТ в повестку дня были включены
вопросы, не имеющие прямого отношения
к деятельности данной организации.
Это относится в первую очередь к торговле
услугами (включая банковские, страховые,
транспортные, строительные, компьютерные),
а также к вопросам защиты интеллектуальной
собственности, инвестиций, связанных
с торговлей. Кроме того, в повестку дня
раунда были включены вопросы совершенствования
и адаптации механизма ГАТТ к совершенному
этапу развития мировой торговли. Расширяя
сферу деятельности, ГАТТ по существу
превратилась во всемирную экономическую
организацию по гармонизации существующей
международной торговой системы. 15 декабря
1993 г. был принят Заключительный акт переговоров
и Соглашение о создании Всемирной торговой
организации (ВТО). Данные соглашения и
договоренности, достигнутые в ходе «Уругвайского
раунда», признаны гарантировать стабильность
договорно-правовой основы международной
торговли. Они создают новый механизм
международной торговой системы.
ВТО
создает правовую основу для дальнейших
переговоров в сфере международной
торговли товарами и услугами. ВТО
не имеет устава, содержащего правовые
нормы и положения. Правовой основой ВТО
являются: ГАТТ в редакции 1994 г., включающее
ряд новых соглашений, договоренностей
и решений, а также Генеральное соглашение
по торговле услугами (ГАТС). Соглашение
по торговым аспектам прав интеллектуальной
собственности (ТРИПС).
ВТО
– постоянно действующая международная
организация; в отличие от ГАТТ она
является специализированным учреждением
системы ООН. ВТО представляет собой
организацию и одновременно комплекс
правовых документов, своего рода многосторонний
торговый договор, определяющий права
и обязанности правительств в сфере международной
торговли товарами и услугами. Членами
ВТО являются 132 государства и еще 31 страна.
Целью
ВТО является либерализация международной
торговли и придание ей устойчивой
основы, обеспечивая таким образом экономический
рост и развитие и повышение благосостояния
людей.
Основными
направлениями деятельности ВТО
являются:
- контроль
за принятием и применение многосторонних
торговых соглашений, составляющих правовую
основу ВТО;
- выполнение
роли форума для проведения многосторонних
торговых переговоров;
- урегулирование
торговых споров между странами-членами;
- наблюдение
за торговой политикой стран-членов;
- сбор, изучение
и предоставление информации по вопросам
развития и использования механизмов
международной торговли и торговой политики.
ВТО
охватывает соглашениями практически
всю сферу международной торговой
политики и значительную часть международной
коммерческой практики, а именно:
- таможенно-тарифное
регулирование;
- антидемпинговое
регулирование и применение компенсационных
пошлин;
- использование
субсидий и компенсационных мер;
- нетарифные
ограничения;
- количественное
регулирование и лицензирование экспорта
и импорта, запреты экспорта и импорта;
- внутренние
налоги, сборы, требования к внешнеторговой
документации;
- защитные
меры в торговле;
- санитарные
и фитосанитарные меры;
- правила происхождения
товара;
- торговля
услугами и другие.