Международная экономическая интеграция: сущность, причины, виды, развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования данной работы является определение международной экономической интеграции, как процесса хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Сущность международной экономической интеграции…………………….....6
1.1 Причины и формы развития международной экономической интеграции………………………………………………………………………..…..7
1.2 Признаки интеграции……………………………………………………...…...13
2. Объективные основы и этапы экономической интеграции………………….16
2.1 Этапы экономической интеграции…………………………………………...18
2.2 Преференциальные торговые соглашения……………………………….......19
2.3 Зона свободной торговли…………………………………………………….. 20
2.4 Таможенный союз……………………………………………………………...21
2.5 Общий рынок……………………………………………………………….…..23
2.6 Экономический союз…………………………………………………………...24
2.7 Политико-экономический союз……………………………………………….25
3. Последствия международной экономической интеграции……………….…..31
4. Модели современных интеграционных процессов……………………………32
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованной литературы……………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

     Основные  зоны свободной торговли:

     Соглашение  о свободе торговли стран Юго-Восточной  Азии (АСЕАН — Association of South East Asion Nations) — одна из крупнейших региональных организаций, объединяющая все страны Юго-Восточной Азии (1967 г.). Провозгласила своей целью содействие экономическому, социальному и культурному развитию стран-участниц, обеспечение безопасности от вмешательства извне. Высший орган – собирающаяся один раз в три года Конференция глав государств и правительств. Центральный руководящий орган – ежегодная встреча министров иностранных дел. Имеется постоянный секретариат, территориально расположенный в Джакарте (Индонезия);

       Североамериканская зона свободной торговли — НАФТА (North American Free Trade Agreement — NAFTA) – соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу с 1994 г. Соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли слугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами;

     Европейская ассоциация свободной торговли –  в 1960 г. подписано соглашение между  Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией;

     Балтийская  зона свободной торговли – соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией, подписанное в 1993 г.;

     Центрально-европейское  соглашение о свободной торговле - соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и Чехией, подписанное в 1992 г.;

     Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей, подписанное этими двумя странами в 1983 г.;

     Зона  свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой, - соглашение было подписано перечисленными странами в 1992 г.;

     Бангкокское соглашение – соглашение между Бангладешем, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланка, подписанное в 1993 г.

     2.4 Таможенный союз

     Таможенный  союз (Custom union) – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли .

     В соглашении о создании таможенного  союза оговариваются следующие  моменты:

     1) Снятие внутренних таможенных  границ между странами-членами  союза;

     2) Перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;

     3) Устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства;

     4) Унификацию форм и методов  сбора внешнеторговой статистики;

     5) Согласование форм и методов  предоставления льгот участникам  внешнеэкономической деятельности;

     6) Введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами;

     7) Создание общей системы преференций.

     Страны  договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Обычно они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

     Примеры таможенных союзов:

     Ассоциация ЕС с Турцией – таможенный союз между Европейским экономическим сообществом (сейчас - Европейским союзом) и Турцией, созданный в 1963 г.

     Арабский  общий рынок – таможенный союз, объединяющий Египет, Ирак, Иорданию, Йемен, Ливию, Мавританию, Сирию. Соглашение о  его создании было подписано в 1964 г.

     Центральноамериканский  общий рынок – участницами  таможенного союза с 1961 г. являются Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор;

     Организация восточно-карибских государств –  таможенный союз, созданный в 1991 г. Странами-членами  этой организации являются Антигуа  и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины.

     2.5 Общий рынок

     Общий рынок (Common market) – тип международной интеграции, когда страны-участницы договариваются о свободном движении через национальные границы не только товаров и услуг, но и факторов производства – капитала и рабочей силы. Таким образом, формируется общее рыночное пространство. Это более глубокий вид интеграции, чем таможенный союз.

     Свобода межгосударственного перемещения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства (общий рынок) требует организационно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Соответствующая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат.

     Примеры группировок стран, создавших общий рынок:

     Совет сотрудничества арабских стран Персидского  залива – странами-участницами соглашения о создании общего рынка, подписанного в 1981 г., являются Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия;

     Андский общий рынок – существует с 1990 г., объединяет Боливию, Колумбию, Эквадор, Перу, Венесуэлу;

     Латиноамериканская  ассоциация интеграции – создана  в 1980 г. на базе Латиноамериканской ассоциации свободной торговли, объединяет Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Колумбию, Мексику, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.

     Карибское сообщество – образовано в 1973 г. следующими странами: Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидат и Тобаго. Карибский общий рынок заменил существовавшую с 1968 г. Карибскую ассоциацию свободной торговли.

     Общий рынок Южного Конуса, (МЕРКОСУР) – объединяет Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай, существует с 1991 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.6 Экономический союз

     Экономический союз (Economic union) – тип международной интеграции, предусматривающий наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной. Это самый высокий уровень экономической интеграции. На этом этапе развития интеграции возникает как потребность в органах, наделенных не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-участниц, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно уступают часть государственного суверенитета в пользу межгосударственных органов с функцией наднационального регулирования. Такие межгосударственные органы наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов.

     Примеры экономических союзов:

     Экономический союз — Бенилюкс – существует с 1948 г., объединяет Бельгию, Нидерланды и Люксембург;

     Союз  арабского Магриба – образован  в 1989 г. Страны-участницы: Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис;

     Лагосский план действий – создан в 1973 г., объединяет все страны Африки к югу от Сахары;

     Союз  реки Ману – договор о создании союза подписан в 1973 г. Гвинеей, Либерией, Сьерра-Леоне

     Европейский союз, ЕС (с 1957 г., - Европейское экономическое  сообщество, ЕЭС) – наиболее развитый экономический блок мира. Странами-основательницами системы европейских экономических сообществ являются Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. С 1973 г. к ним присоединились Великобритания, Дания и Ирландия. В конце 70-х и в 80-е годы членами Европейского сообщества, как тогда начали именовать все объединение в целом, стали также Греция, Испания и Португалия, а в 90-е годы — Австрия, Финляндия и Швеция. Таким образом, в настоящий момент в Европейском союзе, преобразованном из Европейского сообщества на основании Маастрихтского договора 1992 г., состоят 25 государств. Таким образом, Евросоюз объединяет 25 стран.

 

      2.7 Политико-экономический  союз

     Полная  интеграция с единой экономической  политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. Достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза) предполагает, что вступающие в него государства с учетом достигнутых результатов прежних этапов интеграции, договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации систем регулирования экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней политики стран-участниц, что дает еще более широкие возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах хозяйственного развития всего союза в целом и каждой из стран-участниц.

     Однако  ни одна интеграционная группировка  не только не достигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой  подобных задач.

 

      3. Последствия международной экономической интеграции

     Современная экономическая наука пока не способна определить полный эффект от реализации интеграционных процессов на глобальном уровне. Это объясняется не сложностью исчисления результатов интеграции, а множественностью последствий  этого процесса во времени и в пространстве. Поэтому в исследованиях такого рода принято различать статические и динамические эффекты интеграции.

     Статические эффекты определяют экономические последствия международной интеграции, полученные непосредственно после осуществления мероприятий по консолидации экономик двух или нескольких стран.

     Динамические  эффекты оценивают экономические последствия международной интеграции на перспективу, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза. 
Как правило, расчеты статического эффекта сводятся к сопоставлению результатов переориентации потребителей в одной стране в связи с закупкой товара или фактора производства у более эффективного участника интеграционной связи в другой стране.

     При этом учитывается эффект от наличия или отсутствия таможенного союза или какой-либо другой интеграционной формы. В расчетах такого рода необходимо учитывать и отрицательные последствия международной интеграции. Негативные результаты особенно важно учитывать на перспективу. Именно в будущем импорт товара из другой страны может отрицательно сказаться, например, на проблеме занятости в данной стране.

 

      4. Модели современных интеграционных процессов

     Модели, несмотря на большую специфику, а  нередко и неповторимые черты  и характеристики, имеют в своей основе общие явления, которые, несмотря на интеграционные "границы", все же являются интернациональными по своей природе, что, кстати, позволяет конкурирующим системам находить компромисс, разрешать назревающие между ними противоречия и т.д. Вот почему модель всякой интеграционной системы было бы ошибочно абсолютизировать, не замечав общих тенденций в ее эволюции. Характеристика существующих основных моделей в мировых интеграционных процессах.

     1. Модели политико-экономической интеграции (с учетом социальных аспектов):

     1.1.Европейский  союз (ЕС).

     1.2. Андская группа (Латинская Америка).

     1.3. Карибский "общий рынок" (Латинская  Америка).

     1.4. Ассоциация государств Юго-Восточной  Азии (АСЕАН).

     2. Модели торгово-экономического сотрудничества:

     2.1. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).

     2.2. Североамериканская интеграция (США,  Канада.Мексика).

Информация о работе Международная экономическая интеграция: сущность, причины, виды, развитие