Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 15:21, курсовая работа
Предметом исследования данной работы является определение международной экономической интеграции, как процесса хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Сущность международной экономической интеграции…………………….....6
1.1 Причины и формы развития международной экономической интеграции………………………………………………………………………..…..7
1.2 Признаки интеграции……………………………………………………...…...13
2. Объективные основы и этапы экономической интеграции………………….16
2.1 Этапы экономической интеграции…………………………………………...18
2.2 Преференциальные торговые соглашения……………………………….......19
2.3 Зона свободной торговли…………………………………………………….. 20
2.4 Таможенный союз……………………………………………………………...21
2.5 Общий рынок……………………………………………………………….…..23
2.6 Экономический союз…………………………………………………………...24
2.7 Политико-экономический союз……………………………………………….25
3. Последствия международной экономической интеграции……………….…..31
4. Модели современных интеграционных процессов……………………………32
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованной литературы……………………………………………..36
В
начале 2007, по данным Секретариата Всемирной
торговой организации (ВТО), в мире зарегистрировано
327 региональных торговых соглашений интеграционного
характера. Международные экономические
интеграционные объединения есть во всех
регионах земного шара, в них входят страны
с самым разным уровнем развития и социально-экономическим
строем. Самые крупные и активные действующие
интеграционные блоки – это Европейский союз (ЕС), Североамериканская
зона свободной торговли (НАФТА) и организация
«Азиатско-Тихоокеанское экономическое
сотрудничество» (АТЭС) в бассейне Тихого
океана.
1.2 Признаки интеграции
Признаками интеграции являются: взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов; на этой основе происходят глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц;
необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов; возникновение межгосударственных (наднациональных или надгосударственных) структур (институциональные структуры).
Условия интеграции:
1) развитая инфраструктура;
2)
наличие политических решений
правительства (создание
Уровни интеграции:
1) макроэкономический (государственный уровень);
2) микроэкономический (межфирменный - ТНК).
Развивающиеся
страны создают интеграционные группировки
для преодоления проблем
Примером может служить МЕРКОСУР (1991 год - Асунсьонское соглашение) в состав которого входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Целями группировки являются - снижение бюджетного дефицита, преодоление кризиса.
Цели и значения международной экономической интеграции:
1.Использование преимуществ экономии от масштаба за счет расширения размеров рынка, сокращения транзакционных издержек.
2.Создание
более стабильной и
3.Создание
блока стран для участия в
многосторонних торговых и
4.Содействие
структурной перестройке
5.Поддержание молодых отраслей национальной промышленности, для которых в этом случае возникает более широкий региональный рынок.
6.Достижение
наиболее высокой
8.Насыщение рынка товарами.
9.Обеспечение экономической и политической консолидации и международной военной безопасности.
Преимущества экономической интеграции:
1.Увеличение
размеров рынка - действие сквозь
масштабы производства (для стран
с малой емкостью
2.Растет борьба между странами.
3.Обеспечение лучших условий торговли.
4.Расширение
торговли параллельно с
5.Распространение новых технологий.
Недостатки экономической интеграции:
1. Для более отсталых стран интеграция приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идёт перераспределение в пользу более сильных партнёров.
2. Олигопольный сговор между ТНК стран- участниц , что приводит к повышению цен.
3. Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.
2. Объективные основы и этапы экономической интеграции
Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX века стала ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства. Одна из основных тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйства как результата развития международного разделения труда и международной кооперации производства проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны и группы государств становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства, образуя своеобразные материки в океане мирохозяйственных связей.
Экономическая интеграция, в свою очередь, создает условия для ускорения интернационализации производства стран - участниц этого процесса, выравнивания их основных социально-экономических параметров. Схематично процессы, ведущие к экономической интеграции, можно выразить следующей взаимосвязанной (с обратной связью) цепочкой: развитие производительных сил международное разделение труда интернационализация производства и капитала экономическая интеграция. На экономическую интеграцию существенным образом влияют два фактора: научно-технический прогресс и транснациональные корпорации.
Накопленный
опыт развития интеграционных процессов
в мировом хозяйстве
2. Образование таможенного союза с установлением единых тарифов в торговле и в движении рабочей силы и капитала.
На этом уровне интеграции государства не только устраняют взаимные торговые барьеры, но и учреждают единую систему внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. Возникает единое таможенное пространство, ограниченное пределами входящих в него государств.
Примером такого образования является Европейское экономическое сообщество, переросшее в Европейский Союз.
3.
Возникновение экономического
4. Полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. Достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза) предполагает, что вступающие в него государства с учетом достигнутых результатов прежних этапов интеграции, договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации систем регулирования экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней политики стран-участниц, что дает еще более широкие возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах хозяйственного развития всего союза в целом и каждой из стран-участниц.
Последние два этапа могут включать в себя определенные подэтапы, связанные со спецификой той или иной интеграционной группировки. Большинство из существующих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, т. е. проходит первый и второй этап интеграционного развития.
Международная экономическая интеграция рассматривается (особенно в ее западноевропейском варианте) как трехуровневая модель. На микроуровне, т.е. на корпоративном уровне, когда отдельные компании вступают в прямые хозяйственные связи, развертывают интеграционные процессы.
На межгосударственном уровне, когда целенаправленная деятельность государства (коллективная или односторонняя) способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов.
Национальный
уровень, на котором страны-участницы
добровольно передают ряд политико-экономических
функций.
2.1 Этапы экономической интеграции
Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетельствует о степени ее зрелости:
преференциальные торговые соглашения (preferential trade agreement), в соответствии с которыми, страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам.
Зона свободной торговли (free trade area), предусматривающая полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами.
Таможенный союз (custom union), предполагающий согласованную отмену странами национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран.
Общий рынок (common market), при котором интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капитала и рабочей силы.
Экономический
союз (economic
union), который предусматривает наряду с
общим таможенным тарифом и свободой движения
товаров и факторов производства также
и координацию макроэкономической политики,
и унификацию законодательств в ключевых
областях — валютной, бюджетной, денежной.
2.2 Преференциальные торговые соглашения
На
первом уровне, когда страны еще
только делают первые шаги к взаимному
сближению, между ними заключаются
преференциальные торговые соглашения.
Такие соглашения могут подписываться
либо на двусторонней основе между отдельными
государствами, либо между уже существующей
интеграционной группировкой и отдельной
страной или группой стран. В соответствии
с ними страны предоставляют более благоприятный
режим друг другу, чем они предоставляют
третьим странам. В известном смысле это
отход от принципа наибольшего благоприятствования,
который санкционирован ГАТТ/ВТО в рамках
так называемых временных соглашений,
ведущих к образованию таможенного союза.
Преференциальные соглашения, предусматривающие
сохранение национальных таможенных тарифов
каждой из подписавших их стран, должны
рассматриваться даже не как начальный,
а как подготовительный этап интеграционного
процесса, который становится таковым,
только когда приобретает более развитые
формы. Никаких межгосударственных органов
для управления преференциальными соглашениями
не создается.
2.3 Зона свободной торговли
Зона свободной торговли (Free trade area) – тип международной интеграции, при котором страны-участники отменяют таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.
Информация о работе Международная экономическая интеграция: сущность, причины, виды, развитие