Методы ценообразования применяемые на фирме

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение методов, стратегий ценообразования применяемых на предприятиях, факторов влияющих на него.
В соответствие с поставленной целью, необходимо раскрыть ряд следующих задач:
- изучить понятие и виды цен, а также факторы, влияющие на формирование цены;
- дать характеристику методов ценообразования;
- исследовать способы формирования цен на товары и услуги современных фирм.

Работа содержит 1 файл

методы ценообразования применяемые на фирме. сергеева.doc

— 889.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

 

Институт  экономики  и финансов

 

 

Кафедра антикризисного управления и оценочного дела

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Экономика  фирмы

на тему: Методы ценообразования, применяемые на фирме

 

 

 

 

Автор работы                   Сергеева С.И

Группа                                          229

Научный руководитель                           Яковлев В.Ю

 

 

 

 

 

Казань 2011

 

Содержание

 

Введение

3

   1. Понятие и виды цен. Факторы влияющие на формирование цен

5

   2. Методы ценообразования и их характеристика

13

   3. Способы формирования цен на товары и услуги современных фирм

30

Заключение

39

Список использованных источников

42


Приложения

 
 Введение

 

Важнейшим фактором признания  и восприятия товара потребителем является цена, которая должна не только отражать и компенсировать затраты на производство, распределение и потребление товара, но и оказывать влияние на формирование перспективного спроса, основанного на полезности товара и удовлетворенности им потребителем. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.  

Цена является одним из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли, а также на ряд других количественных и качественных показателей работы предприятия: рентабельность, оборот, конкурентоспособность, долю рынка и т.д. Более того, устанавливая тот или иной уровень цены, предприятие может достичь различных целей в зависимости от сложившейся ситуации на рынке: выживаемость фирмы, максимизация темпов роста, увеличение объемов продаж, стабилизация или рост рыночной доли и т.д.

Решения, принимаемые руководством фирмы в области ценообразования, относятся к наиболее сложным и ответственным, поскольку они способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности, но и привести предприятие к банкротству. Кроме этого ценовые решения могут иметь долговременные последствия для потребителей, дилеров, конкурентов, многие из которых сложно предвидеть и, соответственно, оперативно предотвратить нежелательные тенденции после их проявления.

Это особенно актуально в нынешних российских условиях, когда вследствие снижения покупательской способности и увеличивающейся конкуренции на рынке для успешной деятельности предприятия наибольшее значение приобретает выбор эффективного метода ценообразования.

Сейчас уже сложно найти компанию, недооценивающую преимущества грамотного ценообразования; большинство компаний уже давно отошло от практики использования исключительно затратных методов и пользуется всем арсеналом стратегических методов ценообразования. Соответствующие стратегии создаются еще на стадии разработки товара и отлаживаются для всех стадий его жизненного цикла.

Ценообразование имеет свои особенности, которые необходимо учитывать для  эффективной работы фирмы.

Целью курсовой работы является рассмотрение методов, стратегий ценообразования применяемых на предприятиях, факторов влияющих на него.

В соответствие с поставленной целью, необходимо раскрыть ряд следующих задач:

- изучить понятие и виды цен, а также факторы, влияющие на формирование цены;

- дать характеристику методов  ценообразования;

- исследовать способы формирования цен на товары и услуги современных фирм.

Структура курсовой работы, в соответствие с поставленными задачами, будет следующей. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

1. Понятие и виды цен

 

Конкретные возможности ценообразования в значительной степени предопределяют финансовую политику фирмы. Цена является объектом энергичной конкуренции, результаты которой во многом предопределяют и финансовые итоги рыночной деятельности. Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.

Другими словами, цена – экономическая категория, позволяющая косвенно измерить затраченное  на производство товара общественно необходимое рабочее время. При товарных отношениях цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, то есть является механизмом, обеспечивающим равновесие между спросом и предложением, а, следовательно, между ценой и стоимостью [6, c. 52].

Цена – сложная  экономическая категория. В ней  пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь, это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода [15, c. 47].

Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников  одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности.

Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.

Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является К. Маркс с его учением об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Сущность этой концепции заключается в следующем: товар имеет стоимость и цену.

Стоимость – это воплощенные  в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, а следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным [1, c.303].

Таким образом, отношение  стоимостей различных товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда. Эти величины и определяют объективные пропорции обмена товарами (или купли-продажи).

Что же касается цены товара, то она есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов.

Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объективную основу цены, тем самым различая стоимость и цену [4, c. 349].

Другая концепция объясняет  цену товара суммой денежных затрат в наилучшем варианте использования производственных ресурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя.

Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование – формирование цен государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены закладываются издержки производства и обращения, которые включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты, расходы, связанные с продвижением товара на рынок и его продажей. [12, c. 39].

Система цен характеризует  взаимосвязь и взаимоотношение  различных видов цен, состоит из блоков, в качестве которых рассматриваются как конкретные цены, так и определенные группы цен. Классификация цен представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Классификация цен

 

 

Критерий классификации

 

Виды цен

обслуживание сферы товарного обращения

оптовые цены

цены на строительную продукцию

закупочные цены на сель/хоз. продукцию

тарифы грузового и пассажирского  транспорта

розничные цены

тарифы на коммунальные и бытовые  услуги

цены, обслуживающие внешнеторговый оборот

регулирование

свободные

договорно-контрактные

цены в условиях частичной или  полной монополизации рынка

регулируемые цены

биржевые

трансфертные

территориальный признак

единые по стране или поясные

региональные (зональные, местные)

способ получения информации об уровне цены

прейскурантные

расчетные

справочные

время действия

твердые

текущие

сезонные

скользящие

ступенчатая


 

Первым и важнейшим  признаком классификации цен  является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного  обращения.

В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные  виды [3, c. 54]:

- оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на 2 подвида: оптовая цена предприятия - цена, по которой предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям; оптовая цена промышленности – цена, по которой предприятие оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым организациям;

- цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен: сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого объекта; прейскурантная – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта; договорная цена – цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками;

- закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию – цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция фермерами;

- тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения;

- розничные цены – цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению;

- тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;

- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

Государственная розничная цена является конечной ценой, по которой товары народного потребления и некоторые орудия и предметы труда реализуются через торговую сеть. Она представляет оптовую цену промышленности плюс величина издержек торговых организаций и размер плановой прибыли.

В зависимости от сферы  регулирования различают [17, c. 248]:

- свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения;

- договорно-контрактные цены, устанавливаемые по соглашению сторон;

- цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;

- регулируемые цены - цены, устанавливаемые под контролем государств или отдельных субъектов Федерации. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок.

В зависимости от территории действия различают:

- цены, единые по стране или поясные;

- цены региональные (зональные, местные).

Единые, или поясные, цены могут устанавливаться только на базовые виды продукции, на которые цены регулируются (фиксируются) государственными органами (энергоносители, квартплата, драгоценные металлы и сплавы и др.).

Региональные цены могут  быть оптовыми, закупочными, розничными. Они устанавливаются предприятиями, органами ценообразования региональных органов власти и управления (цены и тарифы на подавляющее большинство жилищно-коммунальных и бытовых услуг).

Информация о работе Методы ценообразования применяемые на фирме