Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 16:30, курсовая работа
Целью работы является изучение сущности управленческих решений и их место в процессе управления предприятием. Для достижения цели потребовалось решить следующие задачи:
Раскрыть понятие и сущность управленческих решений;
Рассмотреть факторы, влияющие на принятие решений;
Проанализировать процесс принятия решения и его структуру;
Определить место управленческих решений в процессе управления предприятием.
Введение 3
Глава 1 Сущность и типология управленческих решений 5
Сущность управленческих решений 5
Факторы, влияющие на процесс принятия решений 7
Типология управленческих решений 10
Глава 2 Место решения в процессе управления предприятием. 19
2.1 Решение – основная функция в работе менеджера 19
2.2 Процесс принятия решения на предприятии и его структура 21
2.3 Распределение полномочий при принятии решений 25
Заключение 28
Список используемой литературы 30
По масштабу изменений, вносимых в организацию, управленческие решения могут быть разделены на ситуационные и реорганизационные. Ситуационные решения не предусматривают каких-либо глобальных изменений и связаны с решением текущих проблем организации. В отличие от них реорганизационные решения подразумевают значительные изменения, например перестройку организационной структуры или выбор новой стратегии организации.
По времени действия выделяют стратегические, тактические и оперативные решения. Стратегические решения направлены на достижение долгосрочных целей организации. Тактические решения обеспечивают выполнение стратегических и преследуют достижение среднесрочных целей организации. Оперативные решения принимаются руководителями ежедневно для достижения краткосрочных целей и выполнения текущих работ в организации.
Перечисленные
типы далеко не исчерпывают всего
многообразия управленческих решений.
На самом деле практически невозможно
отнести то или иное решение к
одному из указанных «чистых» типов.
В действительности все решения,
принимаемые в организациях, являются
комбинированными, т.е. находятся внутри
некоторого диапазона или континуума,
расположенного между «крайними» типами
решений. Например, лишь немногие управленческие
решения оказываются
Глава 2 Место решения в процессе управления предприятием.
2.1 Решение – основная функция в работе менеджера
Искусство принятия наилучших решений, основанное на опыте и интуиции, является сущностью любой сферы человеческой деятельности.
Основы теории принятия решений разработаны Джоном фон Нейманом и Отто Моргенштерном. По мере усложнения задач появилось много различных направлений этой науки, которые имеют дело с одной и той же проблемой анализа возможных способов действия с целью нахождения оптимального в данных условиях решения проблемы.
Как самостоятельная дисциплина общая теория принятия решений сформировалась в начале 60-х годов, тогда же была сформулирована основная цель этой теории - рационализировать процесс принятия решений. В последующие годы была создана и прикладная теория статистических решений, позволяющая анализировать и решать широкий класс управленческих задач, связанных с ограниченным риском - проблемы выбора, размещения, распределения и т.п.
Таким образом, решение - основная функция в работе менеджера и центральный момент всего процесса управления.
В широком смысле это понятие включает подготовку решения (планирование), в узком смысле это выбор альтернативы из различных вариантов. При этом разработка вариантов, а затем выбор наиболее эффективного представляет собой непростую задачу, весьма глубокую по содержанию и значительного объема.
Для отражения
сути управленческого решения
В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов - решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной.
На практике
проблема решения специфична давлением
сроков, недостатком квалификации или
информации для решения, ненадежностью
методов, склонностью менеджеров к
рутине, разногласиями между лицами,
принимающими решение (ЛПР).
2.2 Процесс принятия решения на предприятии и его структура
Функционирование
любого объекта управления обеспечивается
выполнением функций
Другая
ситуация, вызывающая необходимость
в принятии решений возникает, когда
целесообразно дополнить или
изменить желаемое состояние объекта
управления. В этом случае ставиться
задача, которая может быть определена
как расхождение между
Процесс принятия решения состоит из последовательности определенных действий, составляющих его структуру. При этом от четкости структуры решения зависит его обоснованность.
Как было
отмечено, ход принятия решения можно
рассматривать как выполнение взаимосвязанного
набора этапов и подэтапов процесса
решения. Основные этапы (фазы) принятия
решений представлены в таблице 1.
Таблица 1
Содержание основных фаз принятия и реализации решения
| ||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||
7. Корректировка и согласование решения | 7.1. Проработка
решения с исполнителями 7.2. Согласование решения с функциональновзаимодействующим 7.3. Утверждение решения | |||||||||||||||||||||||||||||
8. Реализация решения | 8.1. Подготовка
рабочего плана реализации
8.2. Его реализация 8.3. Внесение изменений в решение в ходе реализации 8.4. Оценка
эффективности принятого и | |||||||||||||||||||||||||||||
Состав
и последовательность фаз принятия
решения зависит от каждого конкретного
случая, в котором процесс принятия
решения будет уточнен и
Перечислим основные изменения, которые могут возникать в алгоритме принятия решения.
Основные коррективы могут быль связаны со следующими изменениями:
подэтапы могут проходить не в такой очередности, они могут срываться, перескакивать, подчиняться обратным связям, перекрытиям, параллельному движению;
процесс
принятия решения тем более
ограниченный объем информации ограничивает рациональность решения, растет роль интуиции;
предварительные установки по альтернативам влияют на выбор решения;
нет стремления к оптимальному решению, если есть удовлетворяющее;
участие нескольких лиц и организационные условия изменяют порядок прохождения подэтапов;
менеджеры различным образом вмешиваются в структуру и процесс принятия решений, влияя, таким образом, на их качество.
Поскольку на принятое решение оказывает воздействие и на ЛПР (ответственность, углубление интуиции, приобретение опыта), то перечислим наиболее часто встречающиеся случаи вмешательства менеджеров, приведенные, например, в работе:
априорное определение лица, принимающего решение к исполнению;
определение круга лиц, участвующих в решении;
участие ЛПР в его исполнении;
определение момента решения и его места;
определение методики и калькуляции решения;
задание целей и их относительной важности;
ограничение числа альтернатив;
привлечение лиц определенной компетентности;
контроль хода решения;
предоставление или ограничение информации;
ссылки на аналогичные решения;
моральное и материальное воздействие;
расширение свободы в решениях;
возложение
ответственности за решения.
2.3 Распределение полномочий при принятии решений
Распределение
полномочий при принятии решений
во многом обусловливают выбор
В целом возможны два направления распределения полномочий:
-делегирование полномочий;
-централизация решения.
Так как российские менеджеры в своей деятельности часто привлекают передовой зарубежный опыт, то приведем наиболее типичное распределение решений с точки зрения западных фирм, высказанное немецкими авторами.
Высокая централизация:
решения по инвестициям;
финансовые решения;
персональные назначения в высшем руководстве.
Ограниченная централизация:
- решения по НИОКР.
Ограниченное делегирование:
решения по инвестициям в пределах бюджета;
решение о персонале.
Высокое делегирование:
текущие производственные вопросы;
- решения о сбыте продукции.
Делегированию решений способствуют (положительная корреляция):
величина предприятий,
номенклатура продукции,
компьютеризация управления,
- динамика НТП,
изменчивость окружающей среды,
приемлемость цен спроса,
межпроизводственная кооперация.
В любом случае делегирование и централизация принятия решения может иметь разные последствия (таблица 2).
Таблица 2
Последствия делегирования и централизации полномочий
Результат | Преимущества делегирования Недостатки централизации | Недостатки
делегирования
Преимущества централизации |
|
Успех фирмы | Улучшение результатов
из-за повышения ответственности
исполнителей;
Снижение затрат; Возможность отсутствия менеджера |
Требуется высокая
квалификация низших уровней управления;
Добавочные затраты на контроль принимаемых решений |
|
Качество решений | Высшее руководство
может сосредоточиться на стратегических
решениях;
Реальность принимаемых решений; Далекие от реальности решения центра |
Недостаточная
однородность принимаемых решений;
Однородность централизованного решения; Проблема квалификации низших уровней управления; Длительный процесс осуществления решений |
|
Загрузка
менеджмента |
Разгрузка верхних
уровней;
Ненужность штабов; Разгрузка путей коммуникации |
Загрузка подчиненных
уровней;
Увеличение объема решений |
|
Координация | Самоопределение
подчиненных уровней Их собственная
ответственность; |
Возможность конфликта
с нижними уровнями управления;
Повышение необходимости их контроля |
|
Социально-психологические эффекты | Дополнительные
возможности развития низших уровней
управления;
Повышенные требования к производительности у подчиненных менеджеров; Переживание за успех, удовлетворенность у них |
Перепоручения
подчиненным уровням управления
(снятие ответственности);
Стресс из-за ответственности у низших уровней менеджмента; Меньше возможности для принятия решений у руководства |
|
Информация о работе Место решения в процессе управления предприятием