Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 06:42, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
Изучить и описать отличительные черты малых предприятий.
Выяснить степень и характер воздействия малых предприятий на развитие экономики страны.
Выполнить сравнительный анализ доли участия малых предприятий в экономике России и зарубежных стран.
Изучить и описать влияние малых предприятий на социально-экономическое положение в стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие малого бизнеса 5
1.2. Виды малых предприятий 9
1.3. Значение и задачи малого предприятия 10
II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. 13
2.1. Малый бизнес: экономические преимущества и недостатки 13
2.2. Проблемы и перспективы малого предпринимательства в России 15
III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 22
3.1. Необходимость государственного регулирования малых предприятий 22
3.2. Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства 26
3.3. Фонды поддержки малого предпринимательства 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................33

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

      В России за последние три  года отработаны все принятые  в мире механизмы поддержки  малого и среднего бизнеса.  В стране функционирует больше  сотни бизнес - инкубаторов, внутри  которых действуют льготные налоговые и прочие режимы, гарантийные фонды, лизинговые программы. В рамках действия закона о местном самоуправлении с 2009 года муниципальная власть становится базовой для малого и среднего предпринимательства, но на местах нет кадров, способных взаимодействовать с этим сектором. Сейчас только Москва и Санкт-Петербург имеют соответствующие комплексные программы.

      Новой экономике должны помогать  профильные региональные комиссии, препятствуя бюрократии, излишку  контроля и коррупции на местах, из-за которых многие не хотят пробовать силы в предпринимательстве. При этом есть мнение, что нужна государственная программа контроля за развитием малого и среднего бизнеса, чтобы мониторинг за этими процессами был таким же, как за исполнением национальных проектов.

      Вообще малый бизнес может  развиваться в любой сфере  и в любом регионе России, если  у человека есть желание работать, заниматься своим делом, особенно, в том случае, когда он использует  те природные ресурсы, которые  есть в наличии в том или ином регионе. А ресурсы в России есть. И только от нас зависит, будем ли мы просто сырьевым придатком развитых стран или сами станем развитым государством. Конечно, для развития малого предпринимательства одного энтузиазма мало, нужна поддержка со стороны государства. Как и в любом деле, должно быть понимание того, что мы делаем и для чего. Хотелось бы думать, что в предпринимательство приходят не случайные люди и не только для удовлетворения собственных амбиций. Но и для создания общественно-полезного продукта, используя те ресурсы, которыми богата российская земля, помня при этом, что ресурсы эти ограничены.                                                                                                    

      Наша страна не может развиваться  по закрытой схеме отдельно от остального мира. Игнорировать процесс глобализации просто невозможно. Поэтому необходимо уже сейчас приступить к разработке стратегии развития страны с учетом включения в этот процесс, чтобы иметь возможность влиять на «правила игры», например, во всемирной торговле. Потому что «правила игры» на мировом рынке пока вырабатываются без участия России.

 

III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

3.1. Необходимость государственного  регулирования малых  предприятий

      В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию производственно-хозяйственной деятельности и предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

      Целью государственного регулирования  производственно-хозяйственной и  предпринимательской деятельности  является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

      В обобщенном виде в задачи  государственного регулирования  входят:

  • разработка, принятие и контроль законодательства, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей; - повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;
  • ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля деятельности предприятий;
  • создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;
  • обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;
  • сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;
  • содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;
  • обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства и регулирования частного найма и порядка оплаты труда;
  • поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

      Характеризуя государственное регулирование  экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

  • осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации; - повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;
  • поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
  • укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
  • пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;
  • использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними. 

      Регулирование все более направлено  на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию. Большое значение с 90-х годов и до  наших дней приобрели целевые программы отраслевого регулирования производства.

      Они отличаются тем, что финансовые  ресурсы государства и ресурсы  частных компаний направляются  на развитие новых приоритетных  отраслей экономики, а также  на решение проблем энергетики, реорганизацию и модернизацию  традиционных отраслей. Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал, для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.  

      Государственная политика регулирования  экономики и отраслей хозяйствования  направлена на всестороннее обслуживание  потребностей предпринимателей  ведущих производственно-хозяйственную деятельность и, в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое дестимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей. Важным направлением государственного регулирования является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату. Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка.  

      Регулирование процентных ставок  по депозитам и ссудам на  рыночной основе предполагает, что  частному бизнесу обеспечивается  большая свобода выбора условий  и способов финансирования. Одна  из важнейших функций государственного  регулирования - разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны [9].

3.2. Система государственной  поддержки и регулирования  малого предпринимательства

      Для того чтобы бизнес развивался, необходимо, чтобы государство оказывала  ему содействие. Государственное регулирование крупного бизнеса как особого типа бизнеса направлено на снижение рисков, связанных с его функционированием. Так как наибольшие риски для общества создает способность крупных фирм к монополизации производств и отраслей, государственное регулирование крупного бизнеса в основном ограничено проблемами монополизации, направленное на ограничение слияния крупных фирм, манипулирование ценами, различными формами дискриминации небольших фирм, не использование патентов.

      Государственная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Ресурсная необеспеченность заставляет государство поддерживать малый бизнес по следующим основным направлениям:

  • Финансовая поддержка (формирование государственных программ обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот и т.д.)
  • Материально-техническая поддержка (различные формы предоставления технологии и оборудования в аренду малого бизнеса, создание технопарков и т.д.)
  • Консультативная и информационная поддержка (обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, особенно по проблемам создания, управления, налогообложения и т.д.)
  • Создание рыночной инфраструктуры (локальных ярмарок, рынков  оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и т.д.)

      Во многом благодаря государственной  поддержке малого бизнеса в  современных развитых рыночных  странах активно развивается  наиболее эффективный тип малого  бизнеса - быстрорастущее предприятие. Многочисленные малые предприятия превращаются дополнением к традиционным научно-исследовательским комплексам промышленных корпораций, университетов, бесприбыльным исследовательским организация, государственным лабораториям и целевым структурам

      Большую роль в реализации  государственных программ играют  формы самоподдержки малого бизнеса. Ощутимую помощь по совершенствованию менеджмента в малых организационных формах оказывают торгово-промышленные палаты. В интересах укрепления финансового положения предпринимателей правительства развитых рыночных стран поощряет объединение мелких и средних предприятий в кооперативы - производственные, кредитные, сбытовые.

      Создание кооперативов преследует  сразу несколько целей: предотвращение конкуренции, координацию стратегии в закупке товаров у оптовиков, взаимопомощь в периоды финансовых затруднений. К тому же, объединившись, мелкие и средние фирмы получают неплохую возможность выхода на внешние рынки, занимая там ниши, на которые не претендуют гиганты.

      В целях развития малого бизнеса  и обеспечения государственной  поддержки малого предпринимательства  Советом Министров - Правительством  Российской Федерации принят  ряд специальных постановлений  и законов. Они определили приоритетные направления развития малого бизнеса и предусматривают помощь в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовке кадров, а также установление налоговых льгот для субъектов малого бизнеса. Федеральный закон "О государственной поддержке малого бизнеса" направлен на координацию деятельности органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Но, к сожалению, программа поддержки носит во многом декларативный характер. Отсутствует реальное финансирование малого бизнеса из средств государственного бюджета. Провозглашение необходимости поддержки малого бизнеса часто диктуется не экономическими, а политическими соображениями (предвыборной компанией, необходимостью создания имиджа демократического политика в глазах иностранных партнеров и т.д.). В российской экономике отсутствуют, сколько-нибудь влиятельные структуры, которые были бы заинтересованы в защите экономических и политических интересов малого бизнеса.

Информация о работе Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества