Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 06:42, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
Изучить и описать отличительные черты малых предприятий.
Выяснить степень и характер воздействия малых предприятий на развитие экономики страны.
Выполнить сравнительный анализ доли участия малых предприятий в экономике России и зарубежных стран.
Изучить и описать влияние малых предприятий на социально-экономическое положение в стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие малого бизнеса 5
1.2. Виды малых предприятий 9
1.3. Значение и задачи малого предприятия 10
II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. 13
2.1. Малый бизнес: экономические преимущества и недостатки 13
2.2. Проблемы и перспективы малого предпринимательства в России 15
III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 22
3.1. Необходимость государственного регулирования малых предприятий 22
3.2. Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства 26
3.3. Фонды поддержки малого предпринимательства 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................33

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

      Данные рассуждения логически  подводят к выводу о том,  что положительные и отрицательные  эффекты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими структуру экономики. Это нужно учитывать экономическими и государственными структурами при формировании концепции управления малым бизнесом. Однако это не говорит о предпочтения крупного или мелкого производства. Их преимущества реализуются лишь в том случае, если правильно выбрана сфера деятельности и созданы условия для успешного функционирования.

      Для современной экономики характерна  сложная комбинация различных  по масштабам производств –  крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, - складывающаяся под влиянием многих факторов.

      С одной стороны, устойчивой  тенденцией научно-технического  прогресса является концентрация  производства. Именно крупные фирмы  располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

      С другой стороны, в последнее  время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

      Возможность эффективного функционирования  малых форм производства определяется  рядом их преимуществ по сравнению  с крупным производством: близость  к местным рынкам и приспособление  к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т. д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

      В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

      Большое значение имеет способность  малых предприятий расширять  сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

      Многие экономисты отстаивают  идею об исключительной роли малого бизнеса в развертывании НТР. Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.

 

II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

2.1. Малый бизнес: экономические  преимущества и  недостатки

      Субъекты малого предпринимательства, как субъекты  рыночной  экономики, имеют как преимущества,  так и недостатки.  В чем же их главные преимущества и почему они получили такое широкое развитие в большинстве стран? Это объясняется следующими причинами:

  1. Мелкосерийное производство может быстро реагировать на изменения рыночного спроса. Для крупного предприятия переход на новую технологию или продукцию сопряжен со значительными затратами и потерями в объемах производства и доходах. Крупных предприятий в нашей стране большинство. Они являются монополистами. Уровень их продукции в последние годы стал резко отставать от мирового. Они всегда могли сбыть продукцию любого качества. Небольшие же предприятия без особых осложнений могут переналадить свое производство на новую продукцию. Они, собственно, этим и занимаются. В этом и заключается их путь. Иначе они обанкротятся (шариковые ручки, туфли, рубашки-водолазки, майки с аппликациями);
  2. Малое предпринимательство способствует развитию предприимчивости, практически дает возможность каждому человеку проявить себя, воплотить свои идеи в жизнь. Это, по мнению японских специалистов, и дало возможность быстрого развития экономики страны. В нашей стране ориентация на крупные предприятия с замкнутой системой производства, сосредоточившей в себе все от проектирования до изготовления, не способствовала развитию инициативы. В большинстве случаев инициативные люди с интересными идеями, попадая на такие предприятия, постепенно мирятся с тем, что они всего лишь «винтики» в этом огромном механизме. И должны они выполнять только то, что им определено разного уровня руководителями;
  3. Развитие сети малых предприятий позволяет широко использовать местные сырьевые ресурсы, а во многих случаях и отходы производства. Крупному предприятию заниматься такими мелочами нет времени. Прибыль от этих дел будет составлять незначительную величину от ее общей суммы. Создание же малых предприятий значительно повышает эффективность использования ресурсов;
  4. На малых предприятиях значительно меньше накладные расходы, чем на крупных, минимален аппарат управления. У нас же руководители даже небольших государственных предприятий окружают себя заместителями, помощниками, секретарями. Нужны не только серьезные изменения в системе организации и оплаты труда, но и в психологии, как руководителей, так и членов коллектива;
  5. Малые предприятия имеют меньшую капиталоемкость, чем крупные, и, соответственно, быстрее окупают вложенные в них средства. Стремление строить в основном крупные предприятия в нашей стране привело к тому, что незавершенное строительство у нас составило 100% всех годовых капиталовложений. Это стало одной из главных причин дефицита государственного бюджета. От этих средств нет никакой отдачи. Строительство же малых предприятий, особенно с использованием стандартных блочных конструкций, может составлять всего несколько месяцев. И максимум через год они могут начать выпуск продукции. Окупаемость таких предприятий вполне может укладываться в один, максимум два года с момента ввода в действие;
  6. Развитие малого предпринимательства создает благоприятный климат для интенсификации труда. В большом коллективе очень просто, работая в полсилы, получать заработную плату на одинаковом уровне со всеми. Отсюда возникает уравниловка в оплате труда, которая приводит к тому, что и хорошие работники начинают снижать интенсивность своего труда. На малом предприятии все на виду. Можно оценить вклад каждого в конечный результат. В зависимости от этого дифференцируется и оплата труда. Это становится одним из главных рычагов интенсификации труда;
  7. Развитие сети малых предприятий может максимально снизить уровень безработицы. Малый и средний бизнес создает новые рабочие места. Переход к рынку в нашей стране неизбежно приведет к свертыванию ряда производств, в ряде случаев к банкротству предприятий. Возрастет безработица. Число безработных может составить 20 млн. человек.

      Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

      1) более высок уровень риска,  поэтому высокая степень неустойчивости  положения на рынке; 

      2) зависимость от крупных компаний;

      3) недостатки в управлении делом; 

      4) слабая компетентность руководителей,  повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

      5) трудности в заимствовании дополнительных  финансовых средств и получении  кредитов;

      6) неуверенность и осторожность  хозяйствующих партнеров при  заключении договоров (контрактов)

      7) ограниченная сфера деятельности, малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений.

      Другими причинами банкротств  малых фирм являются: запущенность  бизнеса; плохое здоровье или  вредные привычки; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.

2.2. Проблемы и перспективы  малого предпринимательства  в России

      Шансы малого предприятия значительно  повышаются по мере взросления. На живучести малых фирм сказываются  и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малое предприятие, тем больше у этого предприятия возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.                                 

      По мнению зарубежных экономистов, стабильность рыночной системы обеспечивается уже тогда, когда 20-30% граждан страны имеют собственное дело. В развитых странах малый бизнес составляет основу среднего класса – влиятельной общественной страты, объединяющей 60-80% населения.

      Особенно важны малые предприятия для регионов, так как, работая в основном на местных рынках, они способствуют решению целого ряда социально-экономических проблем, прежде всего занятости и увеличения доходов населения. Кроме того, и это немаловажно, они создают более благоприятные условия для регулирования региональной экономики, так как в большей степени зависимы от региональных и местных администраций, чем крупные и средние предприятия. Например, дальневосточный регион, который отличается большим разнообразием экономических, природных и климатических условий, является особо привлекательным для частного сектора. Сферой малого и среднего бизнеса могут стать отрасли и производства, связанные с морем, морскими ресурсами и морским промыслом. В южных районах Приморья можно развивать фермерские хозяйства по выращиванию сои, разведению редких лекарственных растений (женьшеня, аралии маньчжурской и др.), имеющие спрос, как на внутреннем, так и на мировом рынке.          

Классификация 79 регионов РФ по уровню развития малых предприятий.

Группы  регионов по уровню развития МП  
Регионы
Число регионов
Регионы с положительной тенденцией развития МП Москва, Санкт-Петербург, Камчатская и Магаданская области  
       4
Регионы, отброшенные дефолтом 1998 г. (с тенденцией роста в секторе МП) Волгоградская, Иркутская, Нижегородская, Сахалинская  области, Республика Дагестан       5
Регионы со средним уровнем развития МП (с  тенденцией к снижению динамики развития в нем) Алтайский край, Астраханская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Калининградская, Калужская, Кемеровская области, Краснодарский  край, Красноярский край, Ленинградская, Московская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Пермская области, Приморский край, Республика Алтай, Республика Хакасия, Ростовская, Самарская, Свердловская области, Ставропольский край,  Тюменская область, Удмуртская республика, Хабаровский край, Челябинская область, Чукотский автономный округ, Ярославская область  
 
 
      31
 Регионы с изначально низким уровнем развития МП (регионы-аутсайдеры) Амурская, Архангельская, Белгородская, Брянская обл., Еврейская автономная область, Ивановская обл., КБР, Карачаево-Черкесская Республика, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Липецкая, Мурманская, Орловская, Псковская обл., Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий-Эл, Республика Мордовия, Республика Саха, Республика Северная Осетия, Республика Татарстан, Республика Тыва, Рязанская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Читинская обл., Чувашская республика  
 
 

      39 
 

        

                 

      Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

      В 2006 году количество малых предприятий в России впервые превысило миллион, и 60% из них относятся к сфере торговли и услуг, а инновационный, научно-технический, производственный секторы пока развиваются медленно [8].

         
 
 
 
 
 

       

     
 
 

      Еще 10 лет назад малый бизнес в России выполнял в основном социальную функцию, от него требовалось обеспечить людей работой и зарплатой. Теперь он имеет не только экономическое, но и политическое значение. Россия нуждается в серьезном обновлении экономики, и в этом нужно опираться на малый бизнес.                                                       

      Сегодня в России чуть больше 1,1 млн предприятий малого бизнеса, на которых трудятся 2,5 млн работников, – это всего 15% от общего количества по стране. При этом 60% из них занято в торговле и сфере услуг, поскольку это гарантирует быстрое получение прибыли. Чтобы количество людей, принадлежащих к среднему классу, приблизилось к 70% населения России, малых предприятий должно стать вдвое - втрое больше, чем теперь. Поэтому их нужно поддерживать, так же как и предпринимательскую инициативу граждан. Самое главное – изменить подходы к развитию экономики. Только так можно реализовать план национального развития экономики до 2020 года – опираясь на инициативных граждан и помогая им, а также призывая к самостоятельной деятельности. 

       

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Говоря о преференциях (предоставление  государством льгот и приоритетов  тем или иным  предприятиям  и организациям в целях создания  благоприятных условий их деятельности) для этого сектора, эксперты напоминают, что в базовом законе о поддержке малого предпринимательства обозначено около двух десятков мер прямой поддержки, таких как особый порядок оборота имущества, субсидирование ставок, льготы по налогам, но они должны действовать через посредство регионов. Но во многих субъектах России нет даже программ, которые содействовали бы малому бизнесу через финансирование с федеральным бюджетом. Как итог – в прошлом году из 3 млрд. рублей, которые заложены в федеральном бюджете на поддержку малого и среднего бизнеса, 500 млн рублей регионы не освоили.

Информация о работе Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества