Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 06:42, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
Изучить и описать отличительные черты малых предприятий.
Выяснить степень и характер воздействия малых предприятий на развитие экономики страны.
Выполнить сравнительный анализ доли участия малых предприятий в экономике России и зарубежных стран.
Изучить и описать влияние малых предприятий на социально-экономическое положение в стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие малого бизнеса 5
1.2. Виды малых предприятий 9
1.3. Значение и задачи малого предприятия 10
II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. 13
2.1. Малый бизнес: экономические преимущества и недостатки 13
2.2. Проблемы и перспективы малого предпринимательства в России 15
III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 22
3.1. Необходимость государственного регулирования малых предприятий 22
3.2. Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства 26
3.3. Фонды поддержки малого предпринимательства 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................33

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО РФ ПО РЫБОЛОВСТВУ

Дальневосточный государственный

технический рыбохозяйственный университет 
 

Кафедра экономической теории, политологии  и права. 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Место и роль малых предприятий  в экономическом  развитии общества 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель__________________студент группы ЭУ-11

                                       Макаренко В.С.

                Руководитель_________________Олишевская Т.Т.

                                             
 
 
 
 
 
 
 
 

Владивосток,

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Экономика любой страны не  может нормально развиваться  без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ, касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.

      Актуальность выбранной темы  объясняется важностью малого  бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном экономики,  ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Малые предприятия  могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

      Тема разрабатывается и исследуется  многими авторами, которые занимаются  этой проблемой, например, такие, как профессор Горфинкель В.Я., профессор Швандер В.А., Баженов Ю.К. и Баженов С.А. Написано много учебных и рекомендательных пособий начинающим предпринимателям и действующим предприятиям.

      Но существуют многие недоработки, и пока они есть, проблема развития малого бизнеса остается нерешенной.

      При написании работы я ставлю  перед собой следующую цель - выяснить экономическую сущность малых предприятий, оценить их влияние на экономику страны, а также выявить проблемы и перспективные формы развития.

      Задачи исследования:

  1. Изучить и описать отличительные черты малых предприятий.
  2. Выяснить степень и характер воздействия малых предприятий на развитие экономики страны.
  3. Выполнить сравнительный анализ доли участия малых предприятий в экономике России и зарубежных стран.
  4. Изучить и описать влияние малых предприятий на социально-экономическое положение в стране.

      Объектом исследования является сфера малого бизнеса в экономике государства.

      Предметом исследования служат  отношения между малым сектором  и государством, а также населением  и малым сектором.

 

I. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1. Понятие малого  бизнеса

      Как явствует из самого определения, малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях [1, 513].

      При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные [1, 513].

      В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.

      Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.

      В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.

      В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств [2, 32].

      В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

  • наименьшие -1-24 занятых;
  • малые - 25 - 99 занятых;
  • промежуточные - 100 - 499 занятых;
  • крупные - 500 - 999 занятых;
  • крупнейшие - 1000 и более занятых [3, 18].

      Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

      В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках [3, 23].

      В странах Евразийского экономического сообщества, куда входят республика Беларусь, Российская Федерация, республика Казахстан, Кыргызская республика и республика Таджикистан, развитие малого предпринимательства ещё не достигло уровня развитых в рыночном отношении стран. Доля населения, занятого в малом бизнесе, ещё весьма незначительна и составляет всего от 5% (Таджикистан) и до 10,2% (Россия).

      В России под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

  • в промышленности - 100 человек;
  • в строительстве - 100 человек;
  • на транспорте - 100 человек;
  • в сельском хозяйстве - 60 человек;
  • в научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

      Субъектами малого предпринимательства в России признаются попадающие под вышеназванные параметры предприятия — юридические лица, индивидуальные предприниматели (или предприниматели без образования юридического лица, законодательно имеющие право нанимать любое количество наемных работников), фермерские хозяйства. Все эти количественные параметры отнесения субъектов малого бизнеса к категории малых за последние десять лет уже изменялись и наверняка будут еще изменяться неоднократно в зависимости от социально-экономических условий и возможностей российской государственности. Отмечу, что пока бюджетно-финансовые возможности Российского государства не позволяют распространять льготный режим малых субъектов хозяйствования на средние предприятия.

      В октябре 2003 года правительство определило критерии отнесения бизнеса к малому и среднему. Распространения эта инициатива в настоящее время не получила, тем не менее, как потенциальная тенденция. Предполагалось, что предприятие с численностью работающих до 10 человек и годовым доходом до 15 млн. рублей относится к микробизнесу, с численностью до 100 человек и доходом до 100 млн. рублей - к собственно малому, а если на предприятии трудится от 100 до 200 человек, а доход не превышает 500 млн. рублей, то это, по градации правительства, уже средний бизнес. Однако такое деление - не более чем формальность. Единственный критерий, который играет реальную роль, - порог 15 млн. рублей. Если годовой доход предприятия не превышает этой величины, оно имеет право на переход к упрощенной системе налогообложения. Потолок в 15 млн. рублей, притом, что на предприятии может работать до 100 сотрудников, малый бизнес считает самой большой своей проблемой.

      "Если разделить 15 млн. рублей на 100 человек и 12 месяцев, то этой суммы хватит разве что на выплату зарплаты с уплатой с нее всех налогов и взносов в Пенсионный фонд, - говорят в организации малого бизнеса "ОПОРА России". - Это настолько низкая планка, что никаких оборотов не остается, и люди уже в середине года начинают понимать, что они "перехлестывают"                                  15-миллионный предел. Как следствие, предприятия начинают дробить бизнес и открывать новые фирмы, что связано с дополнительными расходами" [7].

1.2. Виды малых предприятий

      В зависимости от того, какой  вид деятельности, и какую стратегию  поведения выбирает предприятие  на рынке, в экономике западных стран выделяют следующие виды малых предприятий: коммунанты, патиенты, эксплеренты.

  • КОММУНАНТЫ.  Малые предприятия этой группы, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в сильной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.
  • ПАТИЕНТЫ. Предприятия этой группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, иногда могут составить и сырьевую конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качеству выпускаемого продукта.
  • ЭКСПЛЕРЕНТЫ. Предприятия этой группы – так называемые рисковые фирмы или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров.
 

1.3. Значение и задачи  малого предприятия

      Не так давно было замечено, что, начиная с определенного  момента, все больше и больше  размеры предприятия означают  повышение средних общих издержек. Экономисты определили это как  отрицательный эффект роста масштабов производства или «эффект масштаба». Положительный эффект масштаба довольно подробно изучен. Отрицательная стороны «эффекта масштаба» вызвана определенными управленческими трудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность компании, превратившейся в крупномасштабное производство. Еще Питерс и Уотермен отмечали, что, по их наблюдениям, организации с числом занятых более 500 человек становятся плохо управляемыми, неповоротливыми, невосприимчивыми к нововведениям и не реагируют на возникающие проблемы. В результате страдают эффективность и растут средние издержки производства [4, 57].

Информация о работе Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества