Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 15:23, реферат
Цель реферата: раскрыть сущность мерчандайзинга, показать его роль в торговле. Для достижения данной цели в работе будут решены следующие задачи:
1) раскрыта сущность понятия «мерчандайзинг»;
2) рассмотрены способы его организации в компании;
3) дана характеристика инструментам мерчандайзинга.
Введение 3
1 Мерчандайзинг, как средство маркетинговой коммуникации и его
организация в компании 4
2 Характеристика инструментов мерчандайзинга 9
Заключение 19
Список использованных источников 20
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный
технический
университет»
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра маркетинга
и коммерции
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Организация розничной торговли»
Мерчандайзинг
в розничной торговле
Студент группы
5КОм
Преподаватель
2009
Содержание
Введение 3
1 Мерчандайзинг, как средство маркетинговой коммуникации и его
организация в компании 4
2 Характеристика инструментов мерчандайзинга 9
Заключение 19
Список использованных
источников 20
В современных условиях жёсткой конкуренции, когда предложение превышает спрос, розничные торговцы вынуждены использовать всевозможные методы воздействия на покупателей. Одним из инструментов стимулирования покупательского интереса к предлагаемым товарам является мерчандайзинг.
Мерчандайзинг
- это новое направление в
Объектом данной работы являются торговые предприятия, использующие в своей деятельности мерчандайзинг. Предметом выступает мерчандайзинг, как один из инструментов стимулирования продаж.
Цель реферата: раскрыть сущность мерчандайзинга, показать его роль в торговле. Для достижения данной цели в работе будут решены следующие задачи:
1)
раскрыта сущность понятия «
2)
рассмотрены способы его
3)
дана характеристика
Мерчандайзинг – это комплекс действий, направленный на продвижение товара непосредственно в точках конечного потребления [1]. В переводе с английского языка данный термин означает "искусство торговать". В его основе лежит наблюдение за поведением покупателей в момент совершения покупки.
В
системе маркетинговых
Цель мерчандайзинга - стимулировать розничные продажи путем привлечения внимания покупателей к определенным маркам товара и повышения их имиджа. Важно отметить, что при этом не требуется активного участия специального персонала, но повышается качество обслуживания, а товар делается более доступным для потребителя и продавца.
Существует несколько способов организации функции мерчандайзинга в компании. Рассмотрим их достоинства и недостатки [5].
Исходная ситуация. Все торговые точки на территории разделены на части по географическому признаку либо по торговым каналам. Каждая часть закреплена за старшим менеджером. У него в подчинении находятся торговые представители, которые посещают клиентов и берут заказы.
Рисунок
1 - Организационная структура отдела продаж
Старший менеджер приобретает новые функции: планирование, организация и контроль работы мерчандайзеров. Данный вариант наиболее подходит компаниям, у которых не всегда стабильна доставка или продажа товара.
Преимущества:
- гибкость - старший менеджер обладает полной информацией о продажах и клиентах и может правильно расставить приоритеты, своевременно вносить изменения в маршруты мерчандайзеров;
- отчетность мерчандайзера может являться дополнительным источником информации о работе торгового представителя.
Недостатки:
- у старшего менеджера появляется новая функция, а времени на работу остается столько же;
- при постоянном увеличении количества клиентов необходимо нанимать новых мерчандайзеров. Это может привести к большому количеству подчиненных у старшего менеджера.
При
выборе данного варианта не рекомендуется
подчинять каждого
Большинство клиентов – это магазины без самообслуживания, павильоны или киоски. Либо прайс-лист компании содержит 3-15 позиций. То есть время на мерчандайзинг в торговой точке исчисляется минутами. В этом случае нет необходимости нанимать новый персонал, достаточно разработать концепцию мерчандайзинга и обучить действующих торговых представителей ее внедрению.
Преимущества:
- значительная экономия денежных ресурсов. Торговому представителю достаточно назначить бонус за работу по мерчандайзингу. При этом издержки на покрытие транспортных расходов, мобильной связи, заработная плата и т.д. остаются на прежнем уровне.
Недостатки:
- торговый представитель посещает торговую точку в день заказа, а не в день доставки. Следовательно, велика вероятность того, что ваш сотрудник будет каждый раз оказываться в торговой точке, когда нечего будет выставлять на полки. В этом случае торговому представителю придется увеличить частоту посещений либо поддерживать постоянно высокий запас продукции на складе;
- первоначально мерчендайзинг все-таки будет занимать достаточно много времени в точке. Есть вероятность того, что за месяц в отделе продаж полностью сменится команда – торговые представители чаще всего не хотят терять бонус за объемы продаж.
Исходная
ситуация - служба продаж и доставки работает
без перебоев. Количество обслуживаемых
клиентов велико. Компания ставит цель
тотального мерчандайзинга всех торговых
точек на рынке или всех торговых точек
в определенном торговом канале (например,
все супермаркеты или все магазины небольшой
площади, павильоны и киоски).
Рисунок
2 - Организационная структура
Отдел мерчандайзинга образуется независимо от отдела продаж. Он может находиться под юрисдикцией как директора по продажам, так и под началом отдела торгового маркетинга. В отделе мерчандайзинга существует собственная структура – на каждые 7-10 мерчандайзеров имеется супервайзер (старший мерчендайзер).
Преимущества:
- покрытие большого количества торговых точек. Отдел мерчендайзинг может работать как с точками, которые обслуживает компания, так и с дистрибьюторскими торговыми точками;
- высокая скорость работы с точками и большая частота посещений;
- такой подход позволяет быстро размещать на рынке новое оборудование, рекламные материалы. В особенности он оправдывает себя при частой организации различных рекламных акций в торговых точках.
Недостатки:
- связь со службой продаж слабая или отсутствует вовсе. При перебоях с доставкой мерчандайзеры посещают торговые точки "вхолостую". Во избежание таких ситуаций, рекомендуется руководителям отделов и менеджерам среднего звена поддерживать связь;
- достаточно высоки затраты.
Часто этот вариант используется компаниями, продающими в торговые точки не напрямую, а через дистрибьюторов.
Преимущества:
- не отвлекаются человеческие ресурсы на организацию работы мерчандайзеров и ее поддержание на качественном уровне;
- есть возможность использовать услуги сторонних мерчендайзеров временно. После достижения задачи не придется никого увольнять.
Недостатки:
- нет никакой связи с отделом продаж компании. Во избежание "холостых" посещений рекомендуется требовать эксклюзивных мерчандайзеров и установить контакт между ними и торговыми представителями;
- нет прямого влияния на мерчандайзеров. Чтобы избежать некачественного исполнения концепции мерчандайзинга в поле, рекомендуется проводить регулярные полевые аудиты;
- не в каждом городе есть агентства, которые предоставят подобный качественный сервис, к тому же услуги таких агентств достаточно высоки.
Каждая
компания строит свою собственную организационную
структуру, и часто применяются смешанные
решения.
В.Снегирева [1] в работе «Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям» выделяет несколько основных аспектов, на которые необходимо уделять внимание при внедрении и дальнейшем управлении мерчандайзингом. Одним из них является управление поведением покупателя, т.к. по статистическим данным, примерно 70% решений о покупке человек принимает под влиянием причин, имеющих достаточно косвенное отношение к логике [4]. Именно поэтому на предприятиях розничной торговли разрабатываются и реализуются инструменты мерчандайзинга:
- дизайн магазина;
- ассортимент товаров;
- величина торгового запаса;
- расположение товаров на полках;
- освещение;