Автор: o*********@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 22:51, курсовая работа
Необходимым условием организации производства продукции является обеспечение его материальными ресурсами: сырьем, материалами, топливом, энергией, полуфабрикатами и т.д. Стоимость материальных ресурсов входит в себестоимость продукции по элементу «Материальные затраты» и включает в себя цену их приобретения (без учета НДС и акцизов), наценки, комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг бирж, таможенных пошлин, плату за транспортировку, хранение и доставку, осуществленные сторонними организациями.
В бухгалтерском учете в качестве материальных ресурсов принимаются активы:
а) используемые при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), предназначенной для продажи (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и др.);
б) предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);
в) используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.).
Динамика
материалоотдачи положительна –
в 2009 году происходит увеличение материалоотдачи
производства на 13 единиц и в 2010 г. еще
на 15. Увеличение показателя материалоотдачи
указывает, что на каждый рубль материальных
затрат в 2010 году приходится на 28 рублей
стоимости продукции больше.
З.
ПУТИ ЛУЧШЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Улучшение
использования оборотного капитала
с развитием
Одним из эффективных способов минимизации средств в запасах материалов в условиях экономики переходного периода является внедрение на предприятии системы своевременного производства и методики оптимального вложения средств в запасы материалов и покупных изделий и так называемый метод АВС-контроля. Для организации бесперебойной работы производства предприятию необходимо постоянно иметь определенный запас материалов по количеству и номенклатуре. Одним из эффективных способов контроля наличия материалов в минимально необходимых количествах является АВС - метод контроля товарно-материальных запасов. Суть метода заключается в том, что все запасы материалов делятся на три категории по степени важности при поддержании ритмичного хода производственного процесса.
Категория А включает ограниченное количество наиболее ценных видов материалов, которые необходимо иметь постоянно для исключения простоев. Данная категория материалов по своим качествам позволяет заменить множество марок материалов с более низкими характеристиками. Эта категория запасов требует постоянного и скрупулезного учета и контроля. Для материалов категории А определение величины резервного (страхового) запаса является обязательным. Периодичность проверки фактического наличия материалов данной категории должна быть наиболее частой - не реже одного раза в неделю, а по некоторым видам материалов необходим ежедневный контроль. Номенклатуру материалов, отнесенную к категории А, и их минимальный запас определяют, как правило, наиболее квалифицированные специалисты предприятия.
Категория В включает менее дорогостоящие материалы и, соответственно, не столь универсальные в применении. Запасы материалов этой категории оцениваются и проверяются при ежемесячной инвентаризации. Таким образом, метод АВС контроля предполагает, что наиболее важные запасы материалов входят в первые две категории: А и В. Запасам, отнесенным к этим категориям, должно уделяться особое внимание.
Категория С включает большой ассортимент материалов, суммарная стоимость которых значительно ниже стоимости материалов категорий А и В. Контроль наличия материалов категории С может проводиться несколько реже. Однако необходимо постоянно помнить, что осуществление нормального производственного процесса возможно только при наличии всех необходимых видов материалов. В дополнение к изложенному, по данной системе важно подчеркнуть, что методика оптимального вложения средств в запасы материалов охватывает, строго говоря, только основные материалы и покупные изделия, расходуемые при изготовлении товарной продукции. Однако, как известно, в состав запасов оборотного капитала предприятия помимо средств в основных материалах входят средства, вложенные во вспомогательные материалы, тару, топливо, запасные части для ремонта.
И хотя объемы средств, вложенных в основные материалы и покупные изделия, несопоставимо выше, минимизация средств в другие составные части запасов - такая же важная задача. Иначе говоря, в процессе минимизации средств, вкладываемых в запасы материалов, ни в коем случае не следует ослаблять внимание к расходованию средств на вспомогательные материалы, тару, топливо и запасные части для ремонта. В числе других способов, влияющих на минимизацию затрат в запасах материалов, следует отметить: установление прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива; замена дорогостоящих видов материалов и топлива более дешевыми без снижения качества продукции; систематическая проверка состояния складских запасов. Что касается последнего, то здесь уместно подчеркнуть целесообразность применения АВС-метода для контроля товарно-материальных запасов. Важно отметить, что применение данного метода контроля за товарно-материальными запасами эффективно не только в условиях развитых рыночных отношений, но прежде всего в условиях экономики переходного периода. При этом компьютерный учет позволяет легко и в любое время получить данные о товарно-материальных запасах, обеспечивая тем самым более действенный контроль за их состоянием.
Необходимым условием совершенствования управления является коренная реконструкция его технической и информационной базы на базе автоматизированной системы учёта с использованием автоматизированных рабочих мест бухгалтера (АРМБ). Одной из важнейших задач является дальнейшее развитие и совершенствование информационных систем предприятий с использованием современных методов управления и технических средств.
Функциональное назначение АРМБ при автоматизации учёта производственных запасов (АУПЗ) – автоматизация участков учёта, контроля, анализа и аудита, а также принятие управленческих решений по производственным запасам.
При
функционировании АРМБ АУПЗ упор делается
на создании комплексной системы
организации первичной и
На АРМБ I категории возлагаются задачи по документированному оформлению операций и первичной обработке данных по учёту производственных запасов, ведению аналитического учёта на местах хранения материальных ценностей. На основании вводимой информации создаётся информационная база – складская картотека, в которой отражаются движение и остатки материальных ценностей: приход, расход, списание, остатки на определённую дату или за определённый период времени. Сформированная информация складской картотеки отображается на печатающем устройстве или дисплее в виде карточки складского учёта. В запросном режиме выходная информация выдаётся по требованию пользователя в виде вспомогательных машинограмм (видеограмм) для осуществления контрольных и справочных функций.
АРМБ II категории осуществляет расчёт и формирование выходной информации регламентного, контрольного и справочного характеров.
На АРМБ III категории осуществляется сведение данных для составления отчётности, анализа, прогноза, аудита и принятия управленческих решений в целом по предприятию или структурному подразделению.
АРМБ по учёту производственных запасов тесно взаимосвязано с другими смежными АРМБ и информационной системой предприятия.
В новых условиях работы предприятий бухгалтер должен прогнозировать использование материальных ресурсов и на этой основе принимать управленческие решения как на уровне производственных единиц (цехов, участков и т.д.), так и в целом по предприятию. Для этого используется функция «Прогнозирование использования материальных ценностей», позволяющая в графической или табличной форме представить информацию о материальных ценностях. В частности, определяется в динамике оборачиваемость запасов в виде графического отображения.
Предприятия
должны поддерживать определённый уровень
запасов в процессе производства.
Запасы сырья предоставляют
На основе данной модели бухгалтер формирует для руководителей предприятия необходимые предложения по недопущению неукомплектованности заказов производственными запасами или об избыточных материальных ресурсах.
Данная комплексная информационная система учёта, контроля, анализа и аудита с использованием АРМБ позволит всесторонне решить все задачи, стоящие перед бухгалтерским, аудиторским и управленческим персоналом.
Для улучшения использования материальных ресурсов на «КвалитетЛайн» произведена замена устаревшей складской программы на новую, позволяющую отслеживать движение материалов - программа учета CS Polibase WMS. Эта складская программа позволяет автоматизировать учет товаров и материалов на складе, а также проводить полный учет и анализ движения товаров и материалов (приход, выдачу, расход и перемещение) в процессе продажи или производства, контролировать остатки и управлять запасами на складах, производственных участках (по цехам, помещениям, кабинетам и т.п.), по рабочим местам, специалистам, подразделениям и предприятию в целом.
Важной особенностью программы складского учета CS Polibase WMS является не только автоматизированный учет движения товаров и материалов на складе, но и учет выдачи на торговые площадки и производственные участки, а также учет расхода материалов (списания) на производственных участках, рабочих местах и конкретными специалистами при осуществлении производственной деятельности или продажах (самостоятельно или в составе услуги).
Борьба
за повышение эффективности
Отсутствие нужного материала из-за несвоевременной поставки нередко вынуждает предприятие производить его замену другим, менее экономичным. В связи с этим идет их перерасход. Либо компания откладывает сроки по выполнению заказов перед клиентами, что напрямую влияет на репутацию компанию, и может привести к снижению прибыли.
Выход надо искать в развитии и совершенствовании комплексного гарантированного снабжения потребителей и оперативном маневрировании материальными ресурсами.
Частное предприятие "КвалитетЛайн" в 2010 г. заключила договор на поставку комплектующих и оборудования с ООО «OPEN TREK». При этом произошли следующие потери:
-
компенсация заказчикам за
- отказы клиентов – 18 200 000 руб.;
-
завышенная стоимость
Всего поставлено комплектующих на сумм 1 500 000 000 руб.
Итого затраты составили – 1 551 500 000 руб.
В 2010 г. компания заключила договор с ООО «Про Окна». Стоимость комплектующих выше на 3 %, чем в ООО «OPEN TREK». В условиях договора на поставку указано, что за несвоевременную поставку ответственность несет поставщик.
Если
бы компания в 2010 г. приобрела у ООО
«Про Окна» то же количество комплектующих,
что и в 2010 г. у ООО «OPEN TREK», компания
заплатила бы 1 500 450 000 руб. (1 500 000 000 * 103 %).
Это ниже, чем затраты, понесенные в 2010
г. Кроме того, не пострадала репутация
компании.
Информация о работе Материальные ресурсы предприятия, пути их эффективного