Маркетинговая деятельность предприятия (организации, фирмы) и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Предмет работы – маркетинг (от англ. Market) – рынок. Маркетинг - такой вид рыночной деятельности, благодаря которой предвидятся и удовлетворяются постоянно меняющиеся нужды и потребности.
Поэтому занимающиеся в этой области человек должен не только обладать не только бизнес интуицией, но и обширными знаниями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1
Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия…….5
1.1.Теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельности предприятий–производителей товаров народного потребления………………5
1.2.Организация маркетинга на предприятии………………………………….11
1.3.Служба маркетинга на предприятии: задачи, функции, взаимосвязь с другими службами……………………………………………………………….11
1.4 Финансово- экономический анализ хозяйственной деятельности в условиях маркетинга…………………………………………………………….17
Глава 2
2.Методика планирования маркетинговой деятельности на предприятии….19
2.1.Планирование целей предприятия…………………………………………19
2.2.Выбор стратегии маркетинга……………………………………………….21
2.3.Планирование программы маркетинга…………………………………….22
2.4.Бюджет маркетинга………………………………………………………….23
2.5.Система маркетингового контроля…………………………………………25
Заключение………………………………………………………………….......30
Голоссарий………………………………………………………………………32
Список использованных источников………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

Заварина Д.А..doc

— 206.00 Кб (Скачать)

2.5. Система маркетингового контроля 

Деятельность  любого предприятия направлена на достижение стоящих перед ним целей. Эти цели являются исходным моментом при разработке планов и программ маркетинга, процесс выполнения которых должен обеспечить точное продвижение к намеченным рубежам. Оценка же степени выполнения намеченных целей и программ обеспечивается при помощи системы маркетингового контроля.

Контроль  маркетинга – постоянная, систематическая и непредвзятая проверка и оценка положения и процессов в области маркетинга.

Процесс контроля обычно протекает в 4 стадии:

-       установление плановых величин  и стандартов – цели и нормы;

-       выяснение реальных значений  показателей;

-       сравнение;

-       анализ результатов сравнения.

Этапы процесса маркетингового контроля направлены на своевременное выявление всех проблем и отклонений от нормального продвижения к поставленным целям, а также на соответствующую корректировку деятельности предприятий, чтобы имеющиеся проблемы не переросли в кризис. Конкретными же его задачами и целями могут быть: установление степени достижения цели, выяснение возможностей улучшения, проверка того, насколько приспособляемость предприятия к изменениям условий окружающие среды соответствует требуемой.10

Система маркетингового контроля предполагает осуществление отдельных видов контроля, предназначенных для наблюдения и оценки эффективности деятельности фирмы, выявление всех недостатков и принятия соответствующих мер.

Контроль  результатов направлен на установление совпадения или несовпадения основных запланированных показателей реально достигнутым результатам по экономическим (сбыт, доля рынка) и неэкономическим (отношение потребителей) критериям. Контроль может быть направлен как на комплекс маркетинга в целом, так и на отдельные составляющие его элементы.

Динамичность  рынка, структурные изменения в  экономике, новые общественные ориентиры, например, на повышение качества жизни, социально-этические нормы производства и потребления товаров, экологические аспекты  - все эти и многие другие важные для предприятия факторы могут привести к отказу от ранее намеченных целей, смене моделей развития, к существенной корректировке ранее намеченных планов. Каждое предприятие должно периодически проводить оценку своего подхода к маркетинговой деятельности и его соответствия меняющимся условиям внешней среды. Этот вид контроля называется ревизией маркетинга. Это комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды фирмы, ее задач, стратегии и оперативно – коммерческой деятельности. Цель этого контроля – выявление возникающих проблем и открывающихся возможностей для выработки рекомендаций по усовершенствованию маркетинговой деятельности фирмы.11

     В рамках ревизии маркетинга проводится детальный анализ информационной базы планирования, контроль цели и стратегии, мероприятий маркетинга, организационных процессов и структур.

     Аудит текущих конкурентов – одна из форм маркетингового контроля. Большинство компаний не в состоянии предпринять всесторонний анализ своих конкурентов, их преимуществ и недостатков. Но отдельные конкуренты заслуживают пристального внимания, поскольку становится очевидным, что именно они претендуют на захват существующей рыночной доли компании. Выявление наиболее активных конкурентов требует предварительного определения тех соперников, за счет кого вы выигрываете, или тех конкурентов, за счет кого проигрываете.

     Этот анализ покажет вам тех непосредственных конкурентов, которые, возможно, используют аналогичную вашей технологию.

Создавая  новое предприятие, полезно изучить  опыт типичной преуспевающей крупной компании, а также опыт небольшой, но быстро растущей компании.

     Время, усилия и средства, вложенные в аудит конкурента, могут дорого обойтись компании, но все это должно рассматриваться как капиталовложение. В результате на исследуемого конкурента будет заведено досье и создаваемые на его основе письменные отчеты будут из года в год пополняться новыми подробностями.

     Анализ конкурента следует начать с общей оценки позиционирования выпускаемого конкурентом товара, его текущих задач, стратегий, главных достоинств и недостатков и предположительных последующих шагов.                                         

       Наиболее уязвимые места конкурентов, проявляющиеся в период планирования стратегии, а также возможные причины, препятствующие росту конкурента и снижающие его способности реагировать на изменения, также должны быть приняты во внимание.

      Собранная информация даст возможность предсказать поведение будущего конкурента и его реакцию. В сферу контроля включаются действия фирмы по оценке ее собственной деятельности и при необходимости изменения стратегического курса фирмы.

      Помимо указанных выше видов контроля предприятие должно осуществлять контроль экономического стимулирования, контроль за производственной деятельностью и входной контроль.12

     Рассмотрим ситуационный анализ как инструмент самоконтроля и самоанализа.

     Объектами ситуационного анализа являются рынок, предприятие, покупатели (физические и юридические лица), конкуренты. Как правильно провести анализ предприятия мы рассмотрели в 1.2. Теперь рассмотрим другие составляющие ситуационного анализа.

     Покупатели различаются большим количеством признаков, поэтому очень сложно удовлетворить запросы всех без исключения потребителей.

     Но с помощью сегментирования рынка можно получить группы потребителей, более или менее однородные по интересующим предприятие характеристикам.

     В качестве критериев сегментирования обычно принимаются пол, возраст, семейное положение, профессия, доход (годовой, ежемесячный на члена семьи и т.д.),психологические особенности (мнения, впечатления), место проживания.

     Также необходимо знать: где покупается товар, в каких магазинах, когда (день, месяц, сезон, погодные условия и т.д.); имеются ли какие-то определенные поводы для покупки товара, в каких количествах, периодичность покупок, в какой упаковке и т.д.

Анализ  конкурентов и выработка конкретных действий в отношении главных соперников помогают предприятию занять более прочную позицию на рынке.

Проведение  анализа деятельности конкурентов  связано с систематическим

накоплением информации. Прежде всего, необходимо выявить конкурентов, которые оказывают или вероятно окажут значительное влияние на осуществление деятельности данного предприятия. «Для определения конкурентов могут применяться следующие критерии:

   Существующие прямые конкуренты  – фирмы, производящие изделия,

которые удовлетворяют одну и ту же потребность, а также товары-заменители».

     Потенциальные конкуренты – это 

1). Существующие  предприятия, которые расширяют ассортимент или применяют новую технологию, совершенствуют продукцию, чтобы лучше удовлетворять потребности покупателя и в результате стать прямыми конкурентами;

2). Новые  фирмы, вступающие в конкурентную борьбу.

       Работу по данным о фирмах  – конкурентах следует проводить систематически. При этом на практике необходимо использовать следующие методы: опрос отдельных лиц, вырезки из печатных источников, оформление специальных формуляров по конкурентам, сведение информации в доклады. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

В развитой рыночной экономике существует большое количество типов предприятий, но ни на одном из них в условиях жесткой конкуренции нельзя обойтись без маркетинговой службы. Хотя экономисты выделяют различные пути повышения эффективности фирмы, автор сконцентрировал свое внимание на службе маркетинга, на том, как специалисты этого отдела помогают предпринимателю повысить прибыльность, а следовательно, и эффективность фирмы.

     Прежде  всего, маркетологи занимаются исследовательской  работой: исследованием рынка, потребителей, товара, конкурентов. Хотя маркетинговые исследования достаточно дорогие, нельзя приуменьшать их роль, потому что в будущем они принесут только прибыль: предприятие, особенно молодое, почувствует себя уверенней на свежей почве неосвоенного рынка. При помощи исследований можно выбрать наиболее оптимальный и прибыльный рынок, потребителей, способ рекламы и т. д., и таким образом, маркетинговые исследования повышают прибыльность и эффективность предприятия.

     Маркетинговая политика предприятия – это логическое продолжение исследований. Маркетинг сопровождает товар на всем пути от создания, определения цены, до стратегии сбыта и продвижения.

     Товарная  политика маркетинга определяет наиболее действенные инструменты воздействия на новый товар, жизненный цикл товара, предсказывает устаревание, что способствует экономии средств и повышению эффективности.

     Стратегия сбыта товара влияет на определение оптимального канала сбыта, его ширину и протяженность, выбору посредника и поставщика, выбору эффективного метода сбыта, возможность создания собственной широкой торговой сети, что как нельзя лучше влияет на экономию средств, в рыночных условиях, когда даже малейшая ошибка карается конкурентом.

     Автор надеется, что в данной работе осветил  достаточное количество вопросов, позволяющих  познать основы маркетинга и прийти к выводу, что маркетинг, повышая  прибыльность, является неотъемлемой частью эффективной политики предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
 
1
Аудит текущих  конкурентов Одна из форм маркетингового контроля
2 Инновации Это разработка новых товаров и услуг, обладающих более высокими качествами
3 Контроль маркетинга Постоянная, систематическая  и непредвзятая проверка и оценка положения и процессов в области  маркетинга
4 Разработка  стратегии маркетинга Программно-целевой  подход к деятельности предприятия
5 Себестоимость продукции Это затраты  предприятия в денежном выражении на ее производство и сбыт
6 Стратегия интернационализации Освоение новых, зарубежных рынков
7 Стратегия маркетинга Принципиальное, среднее или долгосрочные решения, дающие ориентиры и направляющие отдельные мероприятия маркетинга на достижение поставленных целей
8 Стратегия сегментации Углубление  степени насыщения предлагаемыми товарами и услугами всех групп потребителей, выбор максимальной глубины рыночного спроса
9 Существующие  прямые конкуренты Фирмы, производящие изделия, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, а также «товары-заменители»
10 Цель Ориентир, к  которому должно стремиться предприятие  в своей деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

   
1 Герчикова М. А. Практический менеджмент. - М:-2000г.
2. Голубков Е. П. Маркетинг: выбор лучшего решения. М:Экономика 1999г.
3 Гольцов А. В. Принципы организационного построения стратегического  маркетинга на промышленном предприятии.-М:-1999г.
4. Дорошев В. И. Введение в теорию маркетинга. Учебное пособие.-М:, Инфра-М,2000г.
5. Замедлина Е. А., Приходько А. В., «Маркетинг качества жизни: принципы продвижения товаров  широкого потребления» изд. «Питер»,М:,-2006 г.
6. Ковалев А. И  Войленко В. В. Маркетинговый анализ-М:-Центр  экономики и маркетинга, 1998 г.
7. Котлер  Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ.- М: «Ростингер»,2000г.
8. Управленческий  учет. Под ред. А. Д. Шеремета,М-2000г.
9. Хлусов В. П. Основы маркетинга. М, «Издательство  Приор», 2000г.
10. «Экономический  анализ: ситуации, тесты, примеры,задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование» по ред. М. И. Баканова и А. Д. Шеремета, «Финансы и статистика»,М,2004 г.
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения

А
Б

Информация о работе Маркетинговая деятельность предприятия (организации, фирмы) и пути ее совершенствования