Маркетинговая деятельность предприятия (организации, фирмы) и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Предмет работы – маркетинг (от англ. Market) – рынок. Маркетинг - такой вид рыночной деятельности, благодаря которой предвидятся и удовлетворяются постоянно меняющиеся нужды и потребности.
Поэтому занимающиеся в этой области человек должен не только обладать не только бизнес интуицией, но и обширными знаниями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1
Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия…….5
1.1.Теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельности предприятий–производителей товаров народного потребления………………5
1.2.Организация маркетинга на предприятии………………………………….11
1.3.Служба маркетинга на предприятии: задачи, функции, взаимосвязь с другими службами……………………………………………………………….11
1.4 Финансово- экономический анализ хозяйственной деятельности в условиях маркетинга…………………………………………………………….17
Глава 2
2.Методика планирования маркетинговой деятельности на предприятии….19
2.1.Планирование целей предприятия…………………………………………19
2.2.Выбор стратегии маркетинга……………………………………………….21
2.3.Планирование программы маркетинга…………………………………….22
2.4.Бюджет маркетинга………………………………………………………….23
2.5.Система маркетингового контроля…………………………………………25
Заключение………………………………………………………………….......30
Голоссарий………………………………………………………………………32
Список использованных источников………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

Заварина Д.А..doc

— 206.00 Кб (Скачать)

Основные  данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал Ярославский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Экономика и  организация производства
Тема «Маркетинговая  деятельность предприятия (организации, фирмы) и пути ее совершенствования»
Фамилия студента Заварина
Имя студента Дарья
Отчество  студента Андреевна
№ контракта 007300080302152
Файл  титульного листа  

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1

Теоретические основы маркетинговой  деятельности предприятия…….5

1.1.Теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельности предприятий–производителей товаров народного потребления………………5

1.2.Организация маркетинга на предприятии………………………………….11

1.3.Служба маркетинга на предприятии: задачи, функции, взаимосвязь с другими службами……………………………………………………………….11

1.4 Финансово-  экономический анализ хозяйственной  деятельности в условиях маркетинга…………………………………………………………….17

Глава 2

2.Методика планирования маркетинговой деятельности на предприятии….19

2.1.Планирование целей предприятия…………………………………………19

2.2.Выбор стратегии маркетинга……………………………………………….21

2.3.Планирование программы маркетинга…………………………………….22

2.4.Бюджет маркетинга………………………………………………………….23

2.5.Система маркетингового контроля…………………………………………25

Заключение………………………………………………………………….......30

Голоссарий………………………………………………………………………32

Список использованных источников………………………………………..34

Приложения……………………………………………………………………..35 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Маркетинговая деятельность на предприятии актуальная тема на сегодняшний день. Процесс маркетинговой деятельности подразумевает систему различных мероприятий, которые, необходимо проанализировать и выбрать оптимальный вариант.

      В сложных экономических условиях современного рынка в структуре фирмы одну из ключевых ролей играет служба маркетинга. Специалисты в области маркетинга на предприятии называются маркетологами.

      Главными задачами маркетологов являются исследования рынка товаров, конкурентов, потребителей и других областей.

     Служба маркетинга  занимается разработкой тактики и стратегии фирмы и осуществление товарной, ценовой, сбытовой политики и политики продвижения товара на рынке. В современных условиях наличие маркетинговой службы на предприятии является обязательным условием не только эффективной деятельности, но и, зачастую необходимым условием  выживания фирмы.

     В условиях рыночных отношений деловое предпринимательство включает в себя ряд аспектов, среди которых важная роль отводится менеджменту, инновациям и маркетингу.

    Под менеджментом понимают физическое руководство и управление предприятием. Менеджмент во всех решениях руководствуется только экономическими соображениями, управляя движением средств. Главная задача менеджмента состоит в том, чтобы поставлять для потребителей товары лучшего качества по более низким ценам и предоставлять лучшие услуги, чем конкуренты.

    На менеджмент возлагаются две важнейшие функции:

-маркетинг;

-инновации;

    Инновации - это разработка новых товаров и услуг, обладающих более высокими качествами.

   В рамках инновации особое внимание обращается на повышение рентабельности (эффективности) использования материальных средств и соблюдения требований экологии.

    Все виды инноваций представляют  собой способ, обеспечивающий устойчивое  функционирование предприятия, а также являются решающим компонентом маркетинга. Прежде чем заняться, тем или иным бизнесом, необходимо произвести маркетинговые исследования, от глубины которых будет зависеть точность результата, и точно определить, что происходит  на том рынке, где вы собираетесь работать.

   Предмет работы – маркетинг (от англ. Market) – рынок.  Маркетинг - такой вид рыночной деятельности, благодаря которой предвидятся и удовлетворяются постоянно меняющиеся нужды и потребности.

       Поэтому занимающиеся в этой области человек должен не только обладать не только бизнес интуицией, но и обширными знаниями.

     Маркетинг- это наука. Без неё сегодня не обойтись бизнесмену, тем более молодому. Это дело непростое и очень важное, заниматься им необходимо серьёзно. Без качественного маркетинга предприятие не может рассчитывать на успех. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельностью на предприятии

1.1  Сущность и задачи маркетингового подхода в управлении предприятием 

Обеспечение эффективного развития и функционирования, как больших

предприятий, так и молодых фирм в условия  рыночной системы хозяйствования в настоящее время является сложной комплексной проблемой. В первую очередь это касается  таких ее сторон, как менеджмент и маркетинг.

 Как показывает практика, в условиях трансформации отечественной экономики в рыночную маркетинг нередко является наиболее «узким местом». При неэффективной маркетинговой системе невостребованными остаются гибкость и ресурсные возможности производственной, финансовой и других подсистем фирм. Маркетинговый подход – общепризнанное направление в создании и реализации фирмами продукции и услуг различного направления. В странах с развитой рыночной экономикой маркетинговой сфере уделяется большое внимание, поскольку неэффективная маркетинговая система предприятия может привести не только к потерянной прибыли, но  и прямым убыткам1. Маркетинговая система как подсистема организационного управления существует в любой фирме, однако, степень ее развития и эффективности может иметь значительные различия. В организационном отношении в крупных и средних фирмах управляющее звено маркетинговой системы – специальные службы и подразделения. В малой фирме это может быть непосредственно один из руководителей. На многих отечественных предприятиях в настоящее время медленно реализуются настоящие маркетинговые мероприятия и исследования. Однако, на ряду с этим отсутствует нередко отсутствует правильно понимание самого понятия «маркетинговая деятельность», «маркетинговая система», «управление маркетингом», «маркетинговой управление», как о целостной подсистеме управления фирмой. Объективные причины этого связаны с тем, что маркетинг соприкасается и пересекается с самыми различными сторонами деятельности предприятия, но в тоже время не дублирует их. Маркетинг, в широком смысле этого понятия, понимается как система реализации следующих принципов: ориентация на потребителя, экономическая эффективность как основа деятельности фирмы; координация усилий всех служб и подразделений для достижения поставленных целей. Здесь маркетинг берет на себя некоторые функции менеджмента.

Маркетинг и менеджмент являются основой любой  деятельности любого предприятия или фирмы.

Функции менеджмента и маркетинга отражают разные объекты их приложения (персонал, финансы, строительство, страхование, торговля, производство, инвестиции, инновации, проекты, информация, знания и др.)а так же различные концепции, отражающие технологические аспекты самого менеджмента и маркетинга как способа управления (методологические, организационные, инструментальные, информационно - правовые, информационные и др.).

      Мы знаем, что в менеджменте один из подходов в управлении носит название «маркетинговый», что подразумевает маркетинговое управление фирмой, предприятием, то есть это такое управление, которое ориентировано на потребителя, в соответствии с их нуждами, потребностями, запросами. Но, к сожалению, не во многих учебных пособиях, статьях можно найти четкое определение понятий «маркетинговой управление» и «управление маркетингом».

    По логике приведенных выше рассуждений будет целесообразно дать определения этим двум понятиям:

-Управление маркетингом;

-Маркетинговое управление;

В теории и практики ведения маркетинговой  деятельности эти два понятия

нередко наделяются равноправными характеристиками и выполняют одинаковые функции. Итак, попытаемся разобраться, в чем же сходство и отличие этих понятий. 

Таблица 1.1 -  Сравнительные  характеристики 

Управление  маркетингом   Маркетинговое управление
Объект  управлениямаркетинг, а именно позиционная деятельность на рынке с учетом всей совокупности факторов внешней и внутренней среды

Субъект управления – деятельность конкретного владельца данного предприятия, либо по его поручению деятельность менеджера.

среда Объект  управления - предприятие, рынок, сегмент, существующие потребители и потенциальные покупатели.

Субъект управления – деятельность конкретного владельца данного предприятия, либо по его поручению деятельность менеджера.

Анализ, планирование, претворение в жизнь  и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка средства Совокупность действий человека, ведущих к достижению поставленной цели (повышение имиджа, увеличение прибыли и др.), которые включают в себя управление совместной деятельностью, методы воздействия на деятельность людей, изменение их мотивации, отношения к труду, к товару, услуге...
Проведение  мероприятий, чтобы найти оптимальное  количество клиентов, необходимое для  реализации всего производимого  фирмой в данный момент объема продукции. Это означает не только создание и  расширение спроса, но и проблемы его  изменения, а иногда и сокращения.

Процесс управления маркетингом охватывает такие стороны деятельности фирмы, как организация сбыта и его  стимулирование, рекламные кампании и исследование маркетинга, управления товарами и ценообразование.

дейст-вия Формирование  у сотрудников предприятия, партнеров «маркетингового образа мышления», следование маркетинговой идеологии, то есть полная ориентация на рынок, обеспечение «маркетингового микроклимата» на предприятии. Плюс все те мероприятия, которые входят в понятие «управление маркетингом»
Следовательно, задача управления маркетингом заключается " в воздействии на уровень, время  и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации  в достижении стоящих перед ней  целей". Т.е. "управление маркетингом  это управление спросом". Исходя из этого, управление маркетингом касается вопросов изучения желательного уровня спроса на товары конкретной фирмы; анализа ситуации превышения реального спроса над желаемым, их соответствия и ситуации, когда реальный спрос ниже желаемого. ВЫВОД Следовательно, маркетинговое управление – это  одна из форма управления предприятием, при которой предприятие полностью  ориентируется на рынок, отвечает на сегодняшние запросы поставленные рынком, тем самым удовлетворяя нужды  потребителей и потенциальных покупателей.
 

Итак, управление маркетингом – это целенаправленная деятельность по

регулированию позиций фирмы на рынке, по средствам  планирования, организации, учета, контроля, исполнения каждой фазы позиционно – деятельностного поведения фирмы, с учетом влияния закономерностей развития рыночного пространства, конкурентной среды для достижения прибыльности и эффективности деятельности субъекта на рынке.2

Сфера управления маркетингом, занимая определенное место в общей системе маркетинговых знаний, включает анализ, планирование, контроль за проведением мероприятий, рассчитанных  на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов посредством решения определенных задач организации, таких как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.д. В сфере менеджмента непосредственно соприкасающимися с управлением маркетингом на фирме и маркетинговым управлением фирмой выступают мотивация фирмы, оценка хозяйственных решений, стратегическое планирование, выбор формы хозяйствования, структура управления, управление персоналом, имитационное моделирование и др.

Следовательно, функции менеджмента представляют собой виды деятельности, необходимые для осуществления управления (воздействия). Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод, что понятия «управление маркетингом» и «маркетинговое управление» входят в набор инструментов менеджмента и вытекают из общего понятия управления предприятием.

Такие функции управления как целеполагания, прогнозирование, планирование, представляют собой, по сути, обоснование и принятие управленческих решений, реализуемых в рамках информационно – аналитических задач,  маркетинга.

Не все менеджеры способны самостоятельно решить эти вопросы, и в сложных случаях это маловероятно. В крупных и средних предприятиях эти задачи возлагаются на специальные организационные звенья – маркетинговые подразделения, службы.

Они выполняют роль внутренних консультантов, осуществляя подготовку решений (для этого могут привлекаться и внешние консультанты). Взаимоотношения менеджмента и маркетинга определяются следующим образом. С одной стороны, к ним можно относиться как к двум отдельным смежным сферам. С другой стороны, маркетинг можно рассматривать как часть менеджмента, ориентированную на отслеживание макроэкономической среды, внешних факторов, внутренних изменений, выработку адекватной  реакции на них в виде индикативных управленческих решений.

Информация о работе Маркетинговая деятельность предприятия (организации, фирмы) и пути ее совершенствования