Малые предприятия в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 22:44, контрольная работа

Описание работы

Предпринимательство является важнейшим фактором экономического развития предприятия. Но оно также оказывает большое влияние и на развитие национальной экономики. Последнее объясняется тем, что предпринимательство, исходя из его сущности (стремление каждого гражданина улучшить свое материальное положение), рождает массовое явление в форме развития малого и среднего бизнеса в разных странах.

Работа содержит 1 файл

контрольная по экон предприятия.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства РФ

ФГОУ ВПО  «Оренбургский государственный  аграрный университет» 

Кафедра экономики, агробизнеса

и внешнеэкономических  связей 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по экономике  АПК

вариант №8 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила

студентка 3 курса

ФИО: Казаченко Ксения Николаевна

Факультет: Заочное  отделение

Специальность: Экономика и управление

на предприятии

Шифр: 2008-080502-08 

ОТМЕТКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Фамилия рецензента: ________________

Дата проверки «__» ____________2011 г

                                               

Подпись преподавателя_______________

Рецензия  преподавателя______________

___________________________________

___________________________________ 

                          Регистрация:                   

Дата «__» _______________2011г.

Подпись______________________ 
 

ОРЕНБУРГ-2011

    1 вопрос: Особенности деятельности малого предприятия.

    Предпринимательство является важнейшим фактором экономического развития предприятия. Но оно также оказывает большое влияние и на развитие национальной экономики. Последнее объясняется тем, что предпринимательство, исходя из его сущности (стремление каждого гражданина улучшить свое материальное положение), рождает массовое явление в форме развития малого и среднего бизнеса в разных странах.         Таблица 1. Данные о развитии малого и среднего предпринимательства в середине 90-х годов

  Количество  малых и средних предприятий (тыс.) Количество  малых и средних предприятий  на 1000 жителей  Занятость на малых и средних предприятий (млн. чел.) Доля малых  и средних предприятий в общей занятости (%) Доля малых  и средних предприятий в валовом  внутреннем продукте (%)
Великобритания 2630 46  13,6 49 50-53
Германия 2290 37  18,5 46 50-52
Италия 3920 68  16,8 73 57-60
Франция 1980 35  15,2 54 55-62
ЕС  в целом 15770 45  68 72 63-67
США 19300 74,2  70,2 54 50-52
Япония 6450 49,6  39,5 78 52-55
РОССИЯ 844 5,65  8,3 13 10-11

    *источник: веб-сайт Ресурсного центра малого  предпринимательства.

    Из  таблицы видно, что Россия отстает  от развитых стран Европы, США и  Японии по большинству параметров развития малого предпринимательства весьма значительно. Из этих же данных понятно, почему в странах «семерки» состоянию малого предпринимательства уделяется первостепенное внимание государства, почему от мнения владельцев и работников малого бизнеса не может отмахнуться ни один серьезный политик — ведь этот сектор создает значительную часть национального продукта, являясь крупным нанимателем рабочей силы. Но и в этих странах, которые не могут пожаловаться на отсутствие традиций малого бизнеса или специальных оборудования и технологий, приспособленных для нужд малых фирм, доля последних в ВВП, как правило, все же меньше, чем их вклад в занятость: значит, производительность труда в малом бизнесе ниже, чем на крупных предприятиях. Пожалуй, лишь в Великобритании и ФРГ, судя по данным статистики, малые предприятия не уступают в данном отношении крупным фирмам, тогда как в Японии наблюдается весьма значительный разрыв — и он не в пользу «малой экономики». Примечательно, что именно по этому важнейшему показателю эффективности российский малый бизнес не выглядит сильно отстающим — по-видимому, причины его слабости вовсе не в том, что экономически он сильно проигрывает крупному производству, а в каких-то других факторах.

    Тем не менее, нельзя не признать, что за десять лет российский малый бизнес стал хоть и не очень заметным, но значимым явлением в экономике.

      Единого международного стандарта дифференциации предприятий на малые, средние и крупные не существует. Это зависит от конкретной ситуации, уровня развития и структуры экономики каждой страны. В основном, главным критерием отнесения предприятия к одной из этих групп является численность работников с дифференциацией по отраслям экономики. В России до 1995 г. в отраслях промышленности и строительства к малым предприятиям относились объекты со среднегодовой численностью до 200 человек, в науке — до 100 человек, в других отраслях производственной сферы (транспорт, бытовое обслуживание, сельское хозяйство) - до 50 человек, в розничной торговле и отраслях непроизводственной сферы -  до 15 человек. При этом к среднегодовой численности работников основного персонала добавляется среднесписочная численность работников, не состоящих в штате предприятия, т. е. работающих по совместительству, трудовым соглашениям, договорам подряда.

    Предприятия, осуществляющие несколько видов  деятельности (многопрофильные) относятся к малым на основании критерия того вида деятельности, который приносит наибольшую долю суммарной выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг). С 1996 г. к малым в промышленности, строительстве и транспорте стали относиться предприятия с численностью 100 человек, в сельском хозяйстве – до 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании — до 30 человек, в прочих отраслях — до 50 человек.

    Эти изменения, а также мировая практика свидетельствуют о некой условности, разделения предприятий по их размерам. Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России является разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции.

    Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях. В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

    Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.

    Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, — складывающаяся под влиянием многих факторов. С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги. С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров. Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

    В свою очередь развитие мелкого и  среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

    Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

    Малые предприятия во всем мире играют важную роль. В последние несколько лет в Западной Европе, США и Японии большое значение приобрел малый бизнес, где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная масса их — это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

    Малые предприятия эффективны не только в  потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России. Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора, в том числе: в обрабатывающей промышленности — 21%, строительстве - 80, оптовой торговле — 86, сфере обслуживания — 81%. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные.

    В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Голландии, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции и в часовой промышленности Швейцарии, но это не привело к исчезновению мелкого бизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают "специализированные ниши", где они выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми пробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их воспроизводство. Примечательно, что в кризисные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась.

    Малые предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, что малое предпринимательство как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку. Малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малое предпринимательство является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

    Статистика сектора малого предпринимательства свидетельствует о положительной динамике основных показателей этого сегмента экономики в 2000-2009 годах. За указанный период сектор малого предпринимательства являлся одним из самых динамичных в российской экономике.

    В настоящее время в соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы в России осуществляют деятельность 5 605 883 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе:

    - 1 374 777 микропредприятий (в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» статистическое обследование микропредприятий осуществляется один раз в год) –  количество работников до 15 человек и годовой оборот до 60 млн. рублей;

    - 227 744 малых компаний – количество работников от 16 до 100 человек и годовой оборот до 400 млн. рублей;

    - 18 012 средних компаний – количество работников от 101 до 250 человек и годовой оборот до 1 000 млн. рублей;

    - 3 985 350 индивидуальных предпринимателей.

    При этом следует учитывать, что, начиная с 2008 года, принципы статистического наблюдения за секторами малого и среднего предпринимательства изменились. Так, ранее критерии отнесения к малым предприятиям в зависимости от численности сотрудников были дифференцированными по отраслям. С 2008 года отраслевые различия учитываться перестали, что значимым образом отразилось на статистике сектора в сторону существенного увеличения всех показателей (за счет включения дополнительных сегментов бизнеса). На диаграммах ниже специально выделена точка изменения системы статистического наблюдения.

Информация о работе Малые предприятия в экономике