Малые предприятия как основа развития национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотреть всю важность развития малых предприятия для национальной экономики нашей страны в условиях кризиса. Правительство России разработало ряд законов по стимулированию развития малого бизнеса в нашей стране, потому сейчас уже можно проанализировать, какие результаты достигнуты.
Задачами курсовой работы являются:
-изучить историческую роль малых предприятий в условиях мировых финансовых кризисов;
-рассмотреть налоговые механизмы деятельности малых предприятий;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Анализ роли малого бизнеса в России и зарубежных странах. 5
1.1. Исследование особенностей малого бизнеса в Российской Федерации 5
1.2. Анализ исторической роли малых предприятий в условиях мировых экономических кризисов 10
Глава 2. Налоговые механизмы деятельности малых предприятий 14
2.1. Исследование особенностей налогообложения малого бизнеса в России 14
2.2 Анализ значения применения упрощенной системы налогообложения для национальной экономики в условиях кризиса 16
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в условиях кризиса 19
3.1. Исследование особенностей малого бизнеса в условиях воздействия на него кризисных явлений в экономике России 19
3.2. Необходимые меры для укрепления и развития малого бизнеса в условиях кризиса 23
Заключение 27
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

курсовик полностью.docx

— 53.36 Кб (Скачать)

     -налоговые декларации становятся проще для заполнения;

     -налоговая отчетность предоставляется реже - не ежеквартально, а только один раз в год – по итогам налогового периода;

     -существенно снижается документооборот;

     -подготовка к налоговым проверкам становится менее затратным мероприятием;

     -количество налоговых проверок предприятий, использующих УСН, становится меньше;

     -у бизнеса за счет вариативности объекта налогообложения и добровольного характера выбора самой упрощенной системы налогообложения появляется возможность прогнозировать и планировать налоговую нагрузку ;

     -у бизнеса возникает возможность применять кассовый метод учета доходов и расходов.

     Следовательно, применяющие УСН имеют возможность  экономить время и деньги при  организации бухгалтерского и налогового учета, снизить бюрократическую  нагрузку, особенно с учетом последних  решений, принятых Правительством РФ по правилам применения УСН.

     Уменьшаются издержки, снижается налоговая нагрузка. Сумма налога по УСН в подавляющем  большинстве случаев оказывается  меньше тех налогов, которые пришлось бы платить налогоплательщику, если бы он работал по обычной системе  налогообложения. Так, например, налог  на прибыль рассчитывают по ставке 24%. А налог УСН - с разницы между  доходами и расходами (ее сумма вполне сравнима с налогооблагаемой прибылью) - по ставке 15%

     По  данным Минэкономразвития России, состояние  российской экономики в январе-сентябре 2008г. определялось сочетанием двух групп  факторов. С одной стороны - сохранение относительно благоприятной внешнеторговой конъюнктуры в первой половине текущего года, что поддерживало высокие темпы роста доходов и, соответственно, потребительского и инвестиционного спроса, способствуя сохранению экономического роста. С другой стороны - продолжение наращивания импорта и ухудшение условий заимствования на внешнем рынке ограничивало динамику внутреннего производства.

     Замедление  экономического развития неминуемо  приведет к росту числа безработных  и снижению покупательной способности  населения. Согласно прогнозам, в ближайшие 3-6 месяцев можно ожидать высвобождения  до 2 миллионов человек в ходе сокращений на крупных и средних  предприятиях, что чревато обострением  социальной напряженности в обществе.

     В этих условиях важное значение имеет  сохранение благоприятных условий  для развития малого предпринимательства. Сектор малого и особенно микро-бизнеса  обладает максимальной адаптивностью  к изменениям внешних условий  в ходе кризиса и быстрее отреагирует  на изменение потребительских запросов населения. Кроме того, поощрение  самозанятости данных категорий  граждан путем создания благоприятных  условий для их вовлечения в микро- и малый бизнес, индивидуальную предпринимательскую  деятельность имеет не только большое  экономическое, но и важное социальное значение.

     В ситуации кризиса ликвидности при  снижении возможностей финансово–кредитной  поддержки малого и среднего бизнеса  со стороны государства, а также  в связи с сокращением возможностей получения финансирования этих хозяйствующих  субъектов в банковской сфере  снижение административной и налоговой  нагрузки на сектор малого и среднего бизнеса  особенно актуально. Либерализация  УСН, расширение ее доступности является в этой связи очень эффективной  мерой.  

     Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в условиях кризиса

     3.1. Исследование особенностей малого бизнеса в условиях воздействия на него кризисных явлений в экономике России.

     По  данным Федеральной службы государственной  статистики РФ число малых предприятий  на 1 января 2008 года превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей – 3,4 млн. человек. В 2007 году продолжились тенденции к увеличению объемов  оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Итоги  деятельности субъектов малого предпринимательства  за 2007 год можно рассматривать  как положительные. Можно констатировать, что тенденции к росту данного  сектора отмечаются уже в течение  нескольких последних лет. Кроме  того, в 2006-2008 годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив  как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа  малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются  определенные меры по устранению административных барьеров.

     Однако  указанные положительные тенденции  развития сектора малого предпринимательства  могут быть сняты воздействием как  общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями  в экономике зарубежных стран  и Российской Федерации, зафиксированных  в третьем квартале 2008 года.

     К общим негативным факторам, оказывающим  влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.

     К специфическим факторам в свою очередь  относятся следующие.

     Во-первых, это резкое сокращение доступа к  дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.

     Несмотря  на то, что в настоящий момент зависимость от банковского сектора  и банковского финансирования малых  предприятий в отличие от крупных  и средних предприятий не является сильно выраженной, кризис ликвидности  в банковском секторе сократит возможности  банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям. Как  правило, представители малого бизнеса  в меньшей степени пользуются кредитами (по сравнению с более  крупными коллегами) для реализации проектов по расширению бизнеса и  созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров  у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса  велика доля (и потребность) краткосрочных  и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить  спрос со стороны малых предприятий  на получение таких кредитов.

     Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую  зависимость малого бизнеса от внутреннего  спроса. Данный фактор заключается  в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих  в России. Доля экспортоориентированных  малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий  окажет значительное негативное влияние  на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных  средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.

     В-третьих, для малого бизнеса (особенно в сфере  розничной и мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование  при работе с крупными производителями  и поставщиками схемы «предоплата  за продукцию – отгрузка продукции»), поскольку из-за кризиса ликвидности  и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.

     В-четвертых, кризисные явления увеличивают  риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки  малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий  и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями  инфраструктуры поддержки, некоторые  организации инфраструктуры могут  прекратить свое существование. При  этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например, микрофинансовых  организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийные фонды. Возможно, именно эти институты в  условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных  денег для малого бизнеса.

     В-пятых, кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и  платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут  вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут  минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в  условиях существующего налогового администрирования возникает и  другой риск: на малый бизнес может  оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего  уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.

     В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных явлений  в экономике, субъекты малого предпринимательства  будут:

     1) замораживать все проекты, которые  направлены на развитие и расширение (приостанавливается покупка нового  оборудование, вложения в инфраструктуру, наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта и т.п.);

     2) прикладывать все усилия по  сокращению инвестиционных и  налоговых расходов;

     3) пересматривать методы работы  с контрагентами (например, предприятия  будут отказываться от предоплаты  на покупаемый товар и предъявлять  более серьезные требования к  покупателям, чтобы избежать возможности  неплатежей за отгруженную продукцию)

     4) будут наращивать привлечение  заемных средств с нелегальных  кредитных рынков (от ростовщиков и криминальных кредитных касс) и перестанут пользоваться кредитными услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен.

     Основные  существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства  все-таки носят финансовый характер:

     1) отсутствие оборотных средств; 

    2) отсутствие  доступа к банковским кредитным  услугам, как для решения проблемы  с оборотными средствами, так  и для реализации начатых или  намеченных инвестиционных проектов;

     3) отсутствие свободного доступа  к займам государственных и  муниципальных фондов поддержки  малого предпринимательства в  связи с малыми размерами их  финансовых активов и ограниченным  бюджетным финансированием этих  фондов;

     4) снижение спроса на продукцию,  при неизменном уровне издержек  грозит ухудшением показателей  оборачиваемости капитала, снижением  нормы прибыли и рентабельности  бизнеса; 

     5) риск неплатежей от контрагентов  – отказ от работы с некоторыми  контрагентами, снижение прибыли,  повышение рисков «затоваривания». 

3.2 Необходимые меры для укрепления и развития малого бизнеса в условиях кризиса.

     Для предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого предпринимательства должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого бизнеса и снижение издержек малого бизнеса.

     Необходимо  принять ряд решений, направленных на увеличение финансовой поддержки  малого предпринимательства. Так, можно  увеличить объемы кредитования малого предпринимательства по программам государственных банков (например, Внешэкономбанка), а также провести специальный конкурс по размещению средств государственного бюджета  в негосударственных банках (кредитование частных банков), при этом данные ресурсы в свою очередь негосударственные  банки должны будут потратить  на расширение кредитования малых предприятий.

     Еще одной мерой в области финансовой поддержки может стать увеличение финансирования программ поддержки  малого предпринимательства, осуществляемого  по результатам конкурса по отбору субъектов РФ, бюджетам которых в 2008 году предоставляются субсидии для  финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной  поддержки малого предпринимательства  субъектами РФ. При этом дополнительные средства, выделяемые из государственного бюджета, можно пропорционально  разделить между субъектами РФ-победителями данного конкурса, а основной акцент сделать на увеличении объемов прямой финансовой поддержки малых предприятий  и организаций, образующих финансовую инфраструктуру поддержки малых  предприятий, в том числе таких  мероприятий, как субсидирование расходов малых предприятий, выделение грантов  начинающим предпринимателям, создание и развитие микрофинансовых организаций, гарантийных фондов, фондов инвестиций.

Информация о работе Малые предприятия как основа развития национальной экономики