Малые предприятия и их развитие в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является выявление общих принципов и закономерностей создания и функционирования малых предприятий и рассмотрение действия этих принципов на конкретном предприятии.

Содержание

Введение. 3
Глава 1.Сущность малых предприятий и их место в экономике России. 5
1.1 Понятие и сущность малых предприятий. 5
1.2 Место малых предприятий в экономике России. 9
1.3 Государственная поддержка малых предприятий. 16
Глава 2. Технико-экономическая характеристика ООО «Весна», особенности его создания и функционирования. 19
2.1 Особенности создания и функционирования малого предприятия 19
2.2 Характеристика экономической деятельности малого предприятия ООО «Весна» 23
Глава 3:Преимущества и проблемы малых предприятий. Пути решения проблем. 27
3.1 Преимущества и недостатки функционирования ООО «Весна» 27
З.2. Проблемы развития малого предпринимательства в России 28
3.3. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом 33
Заключение 35
Список литературы: 36

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 490.00 Кб (Скачать)
">      Особенностью  регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные сферы, во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а, следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства.

      Из  этого вытекает вторая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства - снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка. В западных странах основная масса населения относиться к среднему классу, покупательные возможности которого обеспечивают устойчивый спрос на большинство товаров.

      Большинство населения в России составляют третий класс – с малым покупательским спросом, который и определяет уровень потребностей, на которые должно ориентироваться и работать производство.

      Еще одно обстоятельство отрицательно влияет на покупательную способность населения, а, следовательно, и на развитие малого предпринимательства. Рост потребительских цен опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах, а промышленные товары оказываются невостребованными. Второе обстоятельство связано с уровнем разрыва доходов между полярными группами населения. Опыт западных стран свидетельствует, что максимально допустимое соотношение доходов между бедными и богатыми составляет 1:6 – 1:9, и если оно выше, то это ведет к социальной нестабильности и деформирует общую систему спроса и предложения. В 1999 г. в России это соотношение приблизилось к 1:15 против 1:5 в 1991 г. В 2009 году, по данным, опубликованным в передачах ТВ, 0,8% работающих получают 30% общего фонда оплаты в России, а соотношение достигло 1:52.

        Усугубляет тенденцию сокращения  расходов на непродовольственные  товары постоянное удорожание жилищных и коммунальных услуг.

      Третья  причина кардинального характера, тормозящая предпринимательство, связана с существующей системой налогообложения. Согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения, 86,2% руководителей предприятий в качестве главной причины, отрицательно влияющей на экономическое положение предприятий, назвали несовершенство налогов и их высокий уровень.

      Налоговая политика государства по отношению  к малому предпринимательству в большей степени носит фискальный, а не стимулирующий характер. Она обеспечивает интерес заниматься любым видом деятельности, только не предпринимательской. Главные ее недостатки заключаются, во-первых, в чрезмерно высоком уровне налогов. Они не стимулируют рост производства, что в условиях его падения является необходимым. Во-вторых, сама налоговая система нестабильна, часто меняется. К тому же ряд налоговых законов не носят прямого действия, а дополняются множеством подзаконных актов, как правило, запаздывающих и нередко изменяющих цель самих законов. В-третьих, множественность налогов, в которых предприниматель просто теряет ориентиры.

      Еще одна важная причина низкой доли малых предприятий в сфере материального производства - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможностью получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективностью налоговой системы.

      Негативное  воздействие на развитие малого бизнеса  в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, слабое развитие системы лизинга специализированного оборудования, слабость информационной базы.

      Наряду  с общеэкономическими причинами, сдерживающими  развитие малого предпринимательства  в России, рассмотрим причины, имеющие  больше организационно - правовой характер. Непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

      Как первая, так и вторая, и, фактически, несостоявшаяся третья Федеральные программы развития малого предпринимательства, а также большинство аналогичных региональных программ сыграли, скорее, декларативную и политическую роль. Частичная реализация мероприятий федеральных и региональных программ не изменило неблагоприятных в целом условий функционирования малых предприятий.

      Осуществляя финансовую поддержку малого предпринимательства, государственные органы сталкиваются не столько с проблемой недостаточности финансирования, сколько с проблемой взаимодействия с предпринимателями. По оценкам статистических исследований, большая часть продукции и услуг производится в «теневом» секторе (по разным данным – от 40 до 60%). В подобных условиях трудно ожидать рост налоговых поступлений от малого бизнеса  в ответ на финансовые вложения.

      Среди основных трудностей российского малого бизнеса во взаимодействии с государственными структурами, по опросам предпринимателей (12), выделяются административные  барьеры, произвол чиновников контролирующих органов (налоговиков, милиции, пожарных и СЭС), сопровождающийся вымоганием взяток; давление криминала, неурегулированность арендных отношений, постоянные смены форм и сложность отчетности. Причем малый бизнес легче приспосабливается к криминалу, чем к неправомерным действиям административных лиц.

      Следствием  является масштабность теневой составляющей в малом бизнесе, хотя все предприятия зарегистрированы и выдают требуемую отчетность. Теневая экономика, при всех ее негативных моментах, служит малому бизнесу способом защиты от чиновничьего произвола (в конце концов, источником средств для взяток)

     Недостаточная  эффективность  действующей  в  России  системы  малого бизнеса во многом определяется  несовершенством законодательства о поддержке этого сектора. Например, серьезным недостатком введенного в 2007 году Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» является то обстоятельство, что в нем  не определены  источники  финансирования  мер  политики  поддержки  малого  и среднего предпринимательства, а также процедура отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания им поддержки. Указанные моменты значительно снижают действенность данного закона, как нормативной основы государственной политики в отношении малого бизнеса, так как сохраняют субъективизм в принятии решений.[9]

     При этом решения принимаются только представителями органов власти, что сохраняет возможность появления произвола и не исключает появления взяточничества.

      

       3.3. Мероприятия по повышению эффективности деятельности ООО «Весна»

       В этой сфере деятельности у предприятия имеется довольное большое число конкурентов, имеющие значительные преимущества, такие как: ранее наработанная клиентская база, более низкие цены на товары и услуги, финансовая устойчивость.

         Основной проблемой данного предприятия является нехватка средств для развития. Для расширения видов оказываемых услуг, необходимы средства, которые возможно получить в виде кредита банка, предоставляемого малым предприятиям; а также необходимо повышение квалификации работников, в соответствии со специализацией.

     Например, данное предприятие ввело новую  услугу, которая приведет к получению  дополнительной прибыли и привлечению  клиентов: установка газового оборудования четвертого поколения, в соответствии с чем прошло повышение квалификации сотрудников и закуп соответствующего оборудования.

     Для привлечения клиентской базы необходимо снизить цены на реализуемые товары и оказываемые услуги в соответствии со сложившимися в данной сфере, а также имеющие конкурентов; также необходимо наличие на складах единиц дорогостоящего реализуемого товара (например, холодильного оборудования, кондиционеров на автомобили) в расчете на клиентов, которые готовы приобрести данный товар и сопутствующую ему услугу в «данный момент», и у которых нет возможности ждать заказа. Также для привлечения клиентов необходимо заключение договоров, например, со страховыми компаниями, для ремонта транспортных средств после дорожно-транспортных происшествий.

     Одним из плюсов в деятельности данной организации  является то, что она расположена  на территории дилера автомобилей ГАЗ. При взаимосвязи автосалона и  данной организации клиенту не нужно  искать компанию для установки дополнительного  оборудования и тюнинга купленного автомобиля.

     Так же для привлечения клиентов необходима реклама, затраты на которую весьма существенны.

     Для стимулирования работников данного  предприятия необходимо повышать их квалификацию, увеличивать сдельные расценки на оказываемые услуги в соответствии с финансовыми результатами деятельности.

     Для повышения рентабельности необходимо: увеличение услуг и поиск новых  рынков сбыта продукции и услуг; продажа запасных частей на автомобили ГАЗ; увеличение номенклатуры предлагаемой продукции. 
 

Заключение

        Мировой опыт свидетельствует, что предпринимательство в цивилизованных формах является важным условием оздоровления не только экономики, но и всей общественной жизни. Однако процесс формирования малого предпринимательства в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень трудно.

      Несмотря  на наблюдаемый в последние годы рост производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, на увеличение численности самих малых предприятий, на пути развития малого предпринимательства в России стоит множество преград как экономического, так и социально-психологического характера.

      Основные  проблемы заключаются в развитии малого предпринимательства в материальном производстве, особенно в наукоемких, инновационных направлениях. Главная проблема в развитии МП в этих направлениях - низкая покупательная способность населения, отсутствие внутреннего спроса  на инновации.

      В наше время финансово-кредитная  государственная поддержка малого предпринимательства почти сочетает оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов.

      Однако  все усилия по государственной поддержке  малого предпринимательства способны принести позитивный результат лишь при системном их включении в общий комплекс мер государственной экономической политики.

      В первой  главе было дано определение  малого предприятия, критерии отнесения предприятия к данному виду. Вторая глава была посвящена рассмотрению особенностей создания и функционирования малого предприятия на примере предприятия ООО «Весна».Третья глава раскрывает проблемы и преимущества малых предприятий и пути решения проблем.

Список  литературы:

  [1]Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 

[2]Федеральный закон об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства N 222-ФЗ от 29 декабря 1995 года

[3] Закон об  основах налоговой  системы  в РФ 27 декабря 1991 года N 2118-1 с изм.  От 27.12.2002

[4]Инструкция  по заполнению организациями  сведений о численности работников  и использовании рабочего времени  в формах федерального государственного  статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 7 декабря 1998 г. N 121.

[5] Гражданский кодекс Российской Федерации. Редакция на 29.07.2004

 [6] Экономика предприятий под ред. Проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандера М: ЮНИТИ ДАНА 2001

[7] Менеджмент  малого бизнеса / под ред. Проф. М.М. Максимцова и В. Я. Горфинкеля. М.: Вузовский учебник, 2004.– 269 с.

[8] Виленский  А. В. Особенности Российского  малого предпринимательства «Высшая школа экономики.» №2  2004

[9] Филиппова  Н.А.  Проблемы становления малого бизнеса и пути их решения в современной экономике. «Системное управление» № 1 2009

[10]  http://www.malb.ru/mp2.html Особенности малых предприятий

[11] Российский статистический ежегодник 2009 год

[12] Газета//№56, 28.03.2008г., с.11.//Дмитрий Медведев вывел малый бизнес из окружения// Максим Товкайло.

[13] http://docs.rcsme.ru/rus/rc/Analis_MP/default.htm

[14] http://www.rosbalt.biz/2008/03/27/469036

[15] Малый бизнес  http://www.rg.ru/plus/biznes

[16] http://docs.rcsme.ru/rus/rc/Statistics/SME-RF-Definition.htm

Информация о работе Малые предприятия и их развитие в современных условиях