Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 13:54, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является выявление общих принципов и закономерностей создания и функционирования малых предприятий и рассмотрение действия этих принципов на конкретном предприятии.
Введение. 3
Глава 1.Сущность малых предприятий и их место в экономике России. 5
1.1 Понятие и сущность малых предприятий. 5
1.2 Место малых предприятий в экономике России. 9
1.3 Государственная поддержка малых предприятий. 16
Глава 2. Технико-экономическая характеристика ООО «Весна», особенности его создания и функционирования. 19
2.1 Особенности создания и функционирования малого предприятия 19
2.2 Характеристика экономической деятельности малого предприятия ООО «Весна» 23
Глава 3:Преимущества и проблемы малых предприятий. Пути решения проблем. 27
3.1 Преимущества и недостатки функционирования ООО «Весна» 27
З.2. Проблемы развития малого предпринимательства в России 28
3.3. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом 33
Заключение 35
Список литературы: 36
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Кафедра Экономики
предприятий и предпринимательства
Факультет
Менеджмент организации
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине Экономика
предприятий
Тема Малые
предприятия и их развитие
в современных условиях.
Студент
(Ф.И.О.)
Курс 5 № группы 506
Личное дело № 07ММД46289
Преподаватель Прасолова Валентина Павловна
(Ф.И.О.)
Москва – 2010
Оглавление
Конкурентоспособность малого бизнеса формируется в процессе конкуренции между предпринимателями. Конкуренция принуждает предпринимателей к эффективной деятельности, использованию прогрессивных технологий, совершенствованию качественных характеристик товаров и услуг, улучшению организации производства и управления, снижению издержек, формированию конкурентных преимуществ. Роль малых предприятий в экономике страны довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Это происходит под воздействием ряда факторов, действующих порой противоречиво. Так, развитие технологий, науки предполагает, с одной стороны, наличие крупных предприятий (поскольку требуются большие капиталовложения), а с другой стороны, ведет к сокращению рабочих мест на крупных предприятиях, а, следовательно, к увеличению безработицы. В конечном итоге это вызывает сокращение потребительского спроса и ведет к увеличению социальной напряженности.
В то же время развитие технологий, науки и техники сопровождается изменениями спроса, на которые не могут оперативно реагировать крупные предприятия в силу инертности производства из-за его громоздкости. Это могут сделать малые предприятия в силу гибкости и быстроты принятия решения, поскольку хозяину легче проконтролировать производственный процесс и быстро его переналадить исходя из изменений спроса на рынке.
Но самая важная значимость малых предприятий заключается в решении ряда социальных аспектов. Малые предприятия создают условия для увеличения числа рабочих мест. Это подтверждается и современным характером экономического развития промышленно развитых стран.
Кроме того, в условиях повышения общей образованности населения все больше граждан стремится к более полному проявлению своих индивидуальных способностей. Этого можно достигнуть главным образом за счет открытия собственного дела, своего бизнеса, которое по душе и отвечает их наклонностям. В конечном итоге это также способствует созданию и развитию малых предприятий.
Актуальность темы курсовой работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны.
Целью написания данной курсовой работы является выявление общих принципов и закономерностей создания и функционирования малых предприятий и рассмотрение действия этих принципов на конкретном предприятии.
Субъектом исследования является предприятие ООО «Весна», г. Калининград.
Задачи курсовой работы:
-рассмотреть общетеоретические вопросы выбранной темы;
-дать общую характеристику выбранной организации;
-произвести подробную технико-экономическую характеристику организации;
-показать преимущества организации, раскрыть проблемы и пути их решения.
Для
современной экономики
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий в мировой экономике особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством и реализацией потребительских товаров.
Рассмотрим критерии, по которым предприятие может относиться к группе «малых предприятий». Следует при этом отметить, что в разных странах для отнесения предприятий к группе «малых предприятий» существуют разные критерии. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, являются:
По некоторым российским источникам к малым предприятиям относятся предприятия, численность сотрудников которых не превышает 200 человек. [10]
В Федеральном Законе "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ [1] установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются коммерческие организации численностью менее 100 человек – малые предприятия, в числе которых выделены организации менее 15 человек – микропредприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Коммерческие организации численностью от 101 до 250 человек относятся к средним предприятиям.
С
01.01.2010 к критериям отнесения
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и гибкое приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
Кроме этого, малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов [8].
Таким
образом, малое предпринимательство
выполняет следующие функции
в социально-экономической
Таблица 1. Функции малого предпринимательства.
Функции | Социально-экономическое содержание функций |
Экономическая | Наполнение
рынка товарами и услугами для
удовлетворения потребностей людей;
Обслуживание крупного бизнеса; Мобилизация значительных финансовых средств для развития бизнеса; Эффективное использование ресурсов; Освоение и применение новых источников и видов сырья |
Институциональная | Изменение институциональной
среды;
Создание новых рыночных институтов |
Социальная | Решение проблем
занятости населения;
Формирование среднего класса; Реализация личной инициативы потенциальных предпринимателей |
Политическая | Формирование
в стране гражданского общества;
Участие в решении
социально-экономических |
Инновационная | Развитие НТП
и быстрое внедрение его |
Конкурентная | Развитие конкурентных
отношений на рынках;
Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и услуг; Обеспечение механизма конкуренции |
Основы функционирования предприятий в России, в том числе и малых, устанавливаются Гражданским кодексом РФ [5], определяющим все стороны экономической деятельности нашего общества.
Малые предприятия функционируют во всех сферах и отраслях народного хозяйства, выполняя один или несколько видов деятельности. Однако следует иметь в виду, что отдельные виды деятельности разрешаются исключительно государственным предприятиям, а производство ряда товаров или услуг может быть осуществлено только на основании специального разрешения (лицензии).
Малое предприятие обладает
На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовых результатов является прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятия — планирование. Малое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию (услуги) и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, а также с поставщиками сырья, материалов, необходимых для производства продукции. Договоры могут заключаться и с соответствующими государственными органами.
Для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций предприятие открывает расчетный и другие счета в любом банке.
Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с Законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г.
При условии соблюдения установленных правил малые предприятия могут самостоятельно выходить на международный рынок.
Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходов устанавливаются предприятием самостоятельно. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников независимо от видов собственности и организационно-правовых форм предприятия. При этом оно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия.
Информация о работе Малые предприятия и их развитие в современных условиях