Малые предприятия и их развитие в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является выявление общих принципов и закономерностей создания и функционирования малых предприятий и рассмотрение действия этих принципов на конкретном предприятии.

Содержание

Введение. 3
Глава 1.Сущность малых предприятий и их место в экономике России. 5
1.1 Понятие и сущность малых предприятий. 5
1.2 Место малых предприятий в экономике России. 9
1.3 Государственная поддержка малых предприятий. 16
Глава 2. Технико-экономическая характеристика ООО «Весна», особенности его создания и функционирования. 19
2.1 Особенности создания и функционирования малого предприятия 19
2.2 Характеристика экономической деятельности малого предприятия ООО «Весна» 23
Глава 3:Преимущества и проблемы малых предприятий. Пути решения проблем. 27
3.1 Преимущества и недостатки функционирования ООО «Весна» 27
З.2. Проблемы развития малого предпринимательства в России 28
3.3. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом 33
Заключение 35
Список литературы: 36

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 490.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

         Кафедра Экономики предприятий и предпринимательства 
 
 

      Факультет                                                                 Специальность                                     

Менеджмент организации                                         Предпринимательство                  
 
 
 
 
 
 
 

                      

                      

                             КУРСОВАЯ РАБОТА  

по  дисциплине Экономика предприятий 

        Тема Малые предприятия и их развитие в современных условиях. 
     
     
     
     
     
     
     

Студент

                     (Ф.И.О.)

Курс       № группы    506

Личное  дело № 07ММД46289

Преподаватель Прасолова Валентина Павловна

                         (Ф.И.О.)  
                     
                     

Москва  – 2010

Оглавление 

 

     Введение.

     Малое предпринимательство,  характеризующееся  гибкостью и приспособляемостью к изменяющимся внешним условиям,  должно стать движущей силой в преодолении последствий экономического кризиса,  в формировании и развитии конкурентных преимуществ российских товаров и услуг.  

     Конкурентоспособность малого бизнеса формируется в  процессе конкуренции между предпринимателями. Конкуренция принуждает предпринимателей к эффективной деятельности, использованию прогрессивных технологий, совершенствованию качественных характеристик товаров и услуг, улучшению организации производства и управления, снижению издержек, формированию конкурентных преимуществ. Роль малых предприятий в экономике страны довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Это происходит под воздействием ряда факторов, действующих порой противоречиво. Так, развитие технологий, науки предполагает, с одной стороны, наличие крупных предприятий (поскольку требуются большие капиталовложения), а с другой стороны, ведет к сокращению рабочих мест на крупных предприятиях, а, следовательно, к увеличению безработицы. В конечном итоге это вызывает сокращение потребительского спроса и ведет к увеличению социальной напряженности.

     В то же время развитие технологий, науки  и техники сопровождается  изменениями  спроса, на которые не могут оперативно реагировать крупные предприятия в силу инертности производства из-за его громоздкости. Это могут сделать малые предприятия в силу гибкости и быстроты принятия решения, поскольку хозяину легче проконтролировать производственный процесс и быстро его переналадить исходя из изменений спроса на рынке.

          Но самая важная значимость малых предприятий заключается в решении ряда социальных аспектов. Малые предприятия создают условия для увеличения числа рабочих мест. Это подтверждается и современным характером экономического развития промышленно развитых стран.

     Кроме того, в условиях повышения общей  образованности населения все больше граждан стремится к более  полному проявлению своих индивидуальных способностей. Этого можно достигнуть главным образом за счет открытия собственного дела, своего бизнеса, которое по душе и отвечает их наклонностям. В конечном итоге это также способствует созданию и развитию малых предприятий.

     Актуальность  темы курсовой работы определена ролью  малых предприятий в масштабах  экономики страны.

     Целью написания данной курсовой работы является  выявление общих принципов и закономерностей создания и функционирования малых предприятий и рассмотрение действия этих принципов на конкретном предприятии.     

     Субъектом исследования является предприятие ООО «Весна», г. Калининград.

     Задачи курсовой работы:

     -рассмотреть общетеоретические вопросы выбранной темы;

     -дать общую характеристику выбранной организации;

     -произвести подробную технико-экономическую характеристику организации;

     -показать преимущества организации, раскрыть проблемы и пути их решения.

      Глава 1.Сущность  малых предприятий  и их место в  экономике России.

     1.1 Понятие и сущность  малых предприятий.

 

      Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.

      С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

      С другой стороны, в последнее время  выявился небывалый рост малого и  среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий в мировой экономике особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством и реализацией потребительских товаров.

      Рассмотрим  критерии, по которым предприятие  может относиться к группе «малых предприятий». Следует при этом отметить, что в разных странах для отнесения предприятий к группе «малых предприятий» существуют разные критерии. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, являются:

  • численность персонала;
  • размер уставного капитала;
  • величина активов;
  • объем оборота (прибыли, дохода).

      По  некоторым российским источникам к малым предприятиям относятся предприятия, численность сотрудников которых не превышает 200 человек. [10]

      В Федеральном Законе "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ [1] установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются коммерческие организации численностью менее 100 человек – малые предприятия, в числе которых выделены организации  менее 15 человек – микропредприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Коммерческие организации численностью от 101 до 250 человек относятся к средним предприятиям.

     С 01.01.2010 к критериям отнесения предприятий  к разным категориям добавился показатель «объем выручки» и «величина активов»

      Возможность эффективного функционирования малых  форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и гибкое приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

      Кроме этого, малое предпринимательство  обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

      В свою очередь развитие мелкого и  среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов [8].

      Таким образом, малое предпринимательство  выполняет следующие функции  в социально-экономической структуре  общества (табл. 1).

    Таблица 1. Функции малого предпринимательства.

Функции Социально-экономическое  содержание функций
Экономическая Наполнение  рынка товарами и услугами для  удовлетворения потребностей людей;

Обслуживание  крупного бизнеса;

Мобилизация значительных финансовых средств для развития бизнеса;

Эффективное использование  ресурсов;

Освоение и  применение новых источников и видов сырья

Институциональная Изменение институциональной  среды;

Создание новых  рыночных институтов

Социальная Решение проблем  занятости населения;

Формирование  среднего класса;

Реализация личной инициативы потенциальных предпринимателей

Политическая Формирование  в стране гражданского общества;

Участие в решении  социально-экономических проблем  общества

Инновационная Развитие НТП  и быстрое внедрение его результатов  в производство.
Конкурентная Развитие конкурентных отношений на рынках;

Повышение конкурентоспособности  выпускаемой продукции и услуг;

Обеспечение механизма  конкуренции 

 

      Основы  функционирования предприятий в  России, в том числе и малых, устанавливаются Гражданским кодексом РФ [5], определяющим все стороны экономической деятельности нашего общества.

      Малые предприятия функционируют во всех сферах и отраслях народного хозяйства, выполняя один или несколько видов деятельности. Однако следует иметь в виду, что отдельные виды деятельности разрешаются исключительно государственным предприятиям, а производство ряда товаров или услуг может быть осуществлено только на основании специального разрешения (лицензии).

        Малое предприятие обладает самостоятельностью  в осуществлении своей хозяйственной деятельности, само распоряжается выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других  обязательных платежей, если иное не предусмотрено его уставом.

      На  предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовых результатов является прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятия — планирование. Малое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию (услуги) и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, а также с поставщиками сырья, материалов, необходимых для производства продукции. Договоры могут заключаться и с соответствующими государственными органами.

      Для хранения денежных средств и осуществления  всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций предприятие открывает расчетный и другие счета в любом банке.

      Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров  и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с Законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г.

      При условии соблюдения установленных  правил малые предприятия могут  самостоятельно выходить на международный рынок.

      Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходов устанавливаются предприятием самостоятельно. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников независимо от видов собственности и организационно-правовых форм предприятия. При этом оно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия.

Информация о работе Малые предприятия и их развитие в современных условиях