Малые предприятия и их развитие в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является выявление общих принципов и закономерностей создания и функционирования малых предприятий и рассмотрение действия этих принципов на конкретном предприятии.

Содержание

Введение. 3
Глава 1.Сущность малых предприятий и их место в экономике России. 5
1.1 Понятие и сущность малых предприятий. 5
1.2 Место малых предприятий в экономике России. 9
1.3 Государственная поддержка малых предприятий. 16
Глава 2. Технико-экономическая характеристика ООО «Весна», особенности его создания и функционирования. 19
2.1 Особенности создания и функционирования малого предприятия 19
2.2 Характеристика экономической деятельности малого предприятия ООО «Весна» 23
Глава 3:Преимущества и проблемы малых предприятий. Пути решения проблем. 27
3.1 Преимущества и недостатки функционирования ООО «Весна» 27
З.2. Проблемы развития малого предпринимательства в России 28
3.3. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом 33
Заключение 35
Список литературы: 36

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 490.00 Кб (Скачать)

     Таблица 6: ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТАВШИХ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ  ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в 2007 г.

      
  Среднесписочная  
численность работников  
(без внешних  
совместителей)
Средняя численность внешних совместителей Средняя численность  
работников, выполнявших работы по договорам гражданско - правового характера
тыс.  
человек
в процентах  
к итогу
тыс.  
человек
в процентах  
к итогу
тыс.  
человек
в процентах  к итогу
Всего 9239,2 100 640,2 100 277,9 100
из  них по видам экономической деятельности:            
сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство 316,8 3,4 11,3 1,8 11,5 4,1
рыболовство, рыбоводство 25,6 0,3 1,5 0,2 1,4 0,5
добыча  полезных ископаемых 44,7 0,5 2,6 0,4 1,9 0,7
обрабатывающие  производства 1812,9 19,6 92,7 14,5 57,0 20,5
производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 65,1 0,7 5,0 0,8 3,3 1,2
Строительство 1625,5 17,6 95,4 14,9 59,1 21,3
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3009,5 32,6 202,9 31,7 49,4 17,8
гостиницы и рестораны 265,6 2,9 11,9 1,9 4,0 1,4
транспорт и связь 487,3 5,3 36,9 5,8 15,0 5,4
из  них связь 50,9 0,6 5,9 0,9 2,4 0,9
финансовая  деятельность 57,5 0,6 11,0 1,7 3,7 1,3
операции  с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 1208,2 13,1 128,4 20,0 57,6 20,7
Образование 12,6 0,1 2,6 0,4 1,6 0,6
здравоохранение и предоставление социальных услуг 106,0 1,1 23,7 3,7 3,5 1,2
предоставление  прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 201,1 2,2 14,1 2,2 8,8 3,2
 

      Таким образом, в малом предпринимательстве  работало на постоянной основе 9239,2 тыс. человек при общей численности экономически активного населения в РФ 75060 тыс. что составляет примерно 13% от среднегодовой численности занятых в экономике (68013 тыс. человек). [11]

          Эффективность функционирования как выделенного при приватизации, так и вновь создаваемого малого предприятия будет в основном зависеть от благоприятности законодательной базы и доступности финансовой поддержки.

      Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия в зависимости от его организационно-правовой формы являются:

      внутренние  ресурсы – материальные ресурсы, полученные в результате приватизации; сбережения владельца предприятия, выделенные на создание и развитие бизнеса; прибыль; амортизационные отчисления; средства, полученные от продажи ценных бумаг; паевые и иные взносы членов трудового коллектива;

      внешние ресурсы – средства финансовых и других организаций или частных лиц;

      государственные и региональные фонды поддержки малого предпринимательства.

1.3 Государственная  поддержка малых  предприятий. 

 

     Организационную основу управления развитием малого предпринимательствам составил Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 августа 1995 г и принятый взамен него Федеральный Закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ [1]. (состоянию на 01.01.2010 в ред.фз №230-ФЗ от 18.10.2007, № 159-ФЗ от 22.07.2008, № 217 от 02.08.2009).Оба закона в свое время являлись и являются важным элементом правовой среды малого бизнеса, который сильно зависит от поддержки государства.

     Роль  малых предприятий в экономике  России значительна. Их рассматривают  как налогооблагаемую базу для бюджетов и как источник создания рабочих мест; они обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка; они не только быстро заполняют ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаются. И как было сказано выше малый бизнес создаёт здоровую конкуренцию, что хорошо влияет на экономическую и социальную обстановку в стране. Но в отличие от других форм - малые предприятия больше всего зависят от колебаний рынка и нуждаются в государственной поддержке. В настоящее время государством разрабатываются всевозможные системы поддержки малого предпринимательства (рис. 2), т.к. в данный период развития экономики России их роль особенно важна. 
 

  

Рис. 2 Общая схема функционирования системы поддержки малого предпринимательства. 
 

               В соответствии с [1] основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ являются:

     - развитие субъектов малого и  среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

     - обеспечение благоприятных условий  для развития субъектов малого  и среднего предпринимательства;

     - обеспечение конкурентоспособности  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

     - оказание содействия субъектам  малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;

     - увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

     - обеспечение занятости населения  и развитие самозанятости;

     - увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

     - увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

      Законом предусмотрена возможность льготного  кредитования субъектов малого предпринимательства. Оно осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства. Сама возможность применения льготного кредитования зависит от объема финансовых ресурсов фондов поддержки малого предпринимательства и условий договорных отношений таких фондов с кредитными организациями, т.е. такой тип льгот не носит всеобщего установленного характера.

     В качестве еще одной меры государства, призванной облегчить функционирование малых предприятий, является введение процедур упрощенного налогообложения. Причем организация сама может решить, по какой системе ей работать. В соответствии с законом [2] для перехода на упрощенную систему налогообложения необходимо выполнение двух условий (на дату перехода): численность предприятия не превышает 15 человек, размер валовой выручки за год не превышает 100000 минимального размера оплаты труда (МРОТ).

        Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие настоящего Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

      Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

             Глава 2. Технико-экономическая характеристика малого предприятия, особенности его создания и функционирования.

     2.1 Особенности создания  и функционирования  малого предприятия

          Процесс создания, функционирования и ликвидации малых предприятий регламентируется в соответствии с Федеральным Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации » от 12 мая 1995 года и новый закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 1 января 2008 года.

    В экономике существует два способа  образования малого предприятия:

  1. выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, и других объединений.
  2. на акционерных началах.

           В условиях современной  экономики России второй способ является наиболее оптимальным. Так же малые  предприятия могут основываться совместно с государственными, общественными, корпоративными предприятиями, частными лицами, а так же с организациями других форм собственности.

            Для того чтобы создать новое предприятие  необходимо пройти ряд обязательных этапов (рис. 3).

           Для создания предприятия, связанного с производственной деятельностью необходимо изучить его технико-экономическую характеристику. В неё включают:

  1. Анализ спроса на продукцию, товары и услуги, планируемые к производству.

      Рис. 3 Порядок создания нового предприятия. 

  1. Производственные  показатели.  
    1. Наличие необходимой документации.
    2. Производственная программа.
    3. Перечень необходимой для выполнения программы машин, оборудования, инструментов и др., а так же материалов и сырья.
    4. Наличие производственных мощностей или проект их создания.
    5. Имеющееся в наличие оборудование и другие элементы основных производственных фондов.
    6. Рентабельность отдельных видов продукции и услуг.
    7. Величина амортизационных отчислений.
  2. Финансовые показатели:
    1. Намеченная выручка от реализации товаров и услуг.
    2. Размер материальных и других приравненных к ним затрат.
    3. Предполагаемые отчисления в бюджет.
    4. Чистая прибыль.
    5. Фонд оплаты труда.
    6. Размер создаваемых прочих фондов.

4. Социальные  показатели:

     4.1 Предполагаемая численность рабочих.

     4.2 Ожидаемый размер оплаты труда.

     4.3 Средняя реализация от одного  рабочего.

     4.4 Возможность использования труда  инвалидов и пенсионеров.

         Так же эта характеристика позволяет определять, эффективна ли работа предприятия. И позволяет выявить ошибки в развитии и функционировании.

      Важным  условием функционирования малого предприятия  является его лицензирование. Оно  осуществляется в соответствии с  законом от 25 сентября 1998 г. № 158 ФЗ «о лицензировании отдельных видов  деятельности». Лицензия дает возможность предприятию осуществлять определённые виды деятельности. К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан и безопасности государства. Лицензия выдаётся каждому отдельному виду на определённый срок (не менее чем на три года). Её срок действия может быть продлён по заявлению юридического лица или предпринимателя.

Информация о работе Малые предприятия и их развитие в современных условиях