Малые предприятия и их развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы заключается в том, что бы подробно рассмотреть малые предприятия и их роль в рыночных условиях хозяйствования.

Задачи:

рассмотреть сущность малых предприятий, дать определение;
рассмотреть место малых предприятий в структуре экономики;
рассмотреть малые предприятия на современном этапе, и их поддержку со стороны государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1 Малые предприятия и их развитие

Сущность малых предприятий, разнообразие определения…………………….4
Место малых предприятий с структуре экономики……………………………..7
Международный опыт поддержки малого предпринимательства……………...9
2 Расчетная часть

2.1 Составление сметы затрат на производство и реализацию продукции……….11

2.2 Составление калькуляции себестоимости продукции………………………….13

2.3 Расчет цен на продукцию………………………………………………………....15

2.4 Формирование прибыли предприятия…………………………………………...16

2.5 Распределение прибыли……………………………………………………...…...17

2.6 Расчет экономии от снижения себестоимости…………………………………..18

2.7 Расчет показателей эффективности мероприятий НТП………………………...19

Заключение………………………………………………………………………...20

Список использованной литературы……………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

kursovaya po predpriiatiu.docx

— 58.66 Кб (Скачать)

Российская  Федерация

Министерство  образования

Рязанской области

ОГОУ  СПО «Скопинский технико-экономический  колледж» 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине: «Экономика отрасли»

На тему: «Малые предприятия и их развитие»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Руководитель  работы:

Шашкина Ю. А.

Разработал студент:

Воронин В. В.

Группа  Пр - 41

Работа  сдана с оценкой:

____________________

«___»__________2011 г. 
 
 
 
 
 
 

г. Скопин 2011 г. 
 

      Содержание

    Введение……………………………………………………………………………3

    1   Малые  предприятия и их развитие

    1. Сущность малых предприятий, разнообразие определения…………………….4
    2. Место малых предприятий с структуре экономики……………………………..7
    3. Международный опыт поддержки малого предпринимательства……………...9

    2  Расчетная  часть

      2.1 Составление сметы затрат на производство и реализацию продукции……….11

      2.2 Составление калькуляции себестоимости продукции………………………….13

      2.3 Расчет цен на продукцию………………………………………………………....15

    2.4 Формирование прибыли предприятия…………………………………………...16

         2.5 Распределение прибыли……………………………………………………...…...17

        2.6 Расчет экономии от снижения себестоимости…………………………………..18

     2.7 Расчет показателей эффективности мероприятий НТП………………………...19

      Заключение………………………………………………………………………...20

     Список  использованной литературы……………………………………………..21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Переход экономики к рыночным отношениям определяет необходимость осуществления организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малого предпринимательства и его ведущего субъекта - малых предприятий.

       Объектом  исследования являются малые предприятия  и тенденции их развития в современных  условиях хозяйствования.

      Предметом исследования являются совокупность социально-экономических, организационно-правовых условий функционирования и тенденций развития малых предприятий, а также передовой опыт поддержки малых предприятий в зарубежных странах.

      Цель  нашей работы заключается в том, что бы подробно рассмотреть малые  предприятия и  их роль в рыночных условиях хозяйствования.

     Задачи:

  1. рассмотреть сущность малых предприятий, дать определение;
  2. рассмотреть место малых предприятий в структуре экономики;
  3. рассмотреть малые предприятия на современном этапе, и их поддержку со стороны государства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Малые предприятия и их развитие.

1.1 Сущность малых предприятий, разнообразие определения.

        Переход от административно-командной  системы хозяйства к рыночной  экономике сделал проблему предпринимательства вообще и малого предпринимательства - в частности предметом интенсивных научных исследований. Тот факт, что рыночная экономика по своей сути - это экономика предпринимательства, все более осознается и, следовательно, ее становление и развитие является одним из решающих условий создания цивилизованных рыночных отношений.

           Крупный бизнес в основном  определяет экономическую и техническую  мощь страны. В целях самосохранения  и развития он тяготеет к  интеграции, поглощая или контролируя  более мелких партнёров, с одной  стороны, а с другой - объединяясь  в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнёров.  
           Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путём проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования определенных правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.

         Среди трех групп предприятий  особое место занимает малое  предпринимательство. Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

         Мнения относительно определения  малого предприятия значительно  расходятся, вот например некоторые из них:

Зарубежные  ученные:

Ф.Хайек  
Малое предприятие - хозяйствующий субъект, для которого характерно особое поведение, стремление обнаружить различные возможности получения прибыли в условиях высокой рыночной конкуренции.  
Р.Хизрич  
Малое предприятие - предприятие, для которого характерны весьма умеренные темпы роста и ограниченность средств, выделяемых на исследования и разработки.

И.Шумпетер  
Малое предприятие - это объединение нескольких физических лиц, направленное на создание и воплощение новых комбинаций с целью выпуска новых видов продукции (товаров, услуг) и освоения новых источников и форм организации труда и производства.

 П.Друкер  
Малое предприятие - это небольшое и новое предприятие, выпускаемые изделия, которые должны обладать особыми свойствами, т.е. иметь индивидуальные характеристики, способные формировать новый рыночный сегмент.  
Российскиеученые-экономисты

А.Блинов  
Малое предприятие - предприятие, которое не является маленьким по своему размеру, а которое обусловлено наличием неформального сочетания черт частного сектора и формальным признанием таковым в соответствии с государственнымирешениями. 
С.Смирнов  
Малое предприятие - самостоятельная и наиболее типичная организация экономической жизни общества в условиях развитого рыночного  
хозяйства, которая отличается высокой интенсивностью использования всех видов ресурсов и постоянным стремлением к оптимизации их количества. 
М.Лапуста  
Малое предприятие - предприятие, осуществляемое субъектами экономики при определенных, установленных законами, критериях, конституирующих сущность этого понятия.

В.Грибов  
Малое предприятие -деятельность ограниченного числа людей, обладающих предпринимательским духом, творческой инициативой и умением рисковать.

Л.Филлион  
Малое предприятие - это организация, которая принадлежит и управляется одним человеком или малой группой людей, а также испытывает недостаток ресурсов и вынуждена приспосабливаться к изменениям среды для своего выживания наравне с крупным бизнесом .

Малое предприятие - это небольшая организация, направленная на создание новых товаров и услуг, освоение новых техники и технологии, внедрение новых методов и форм организации производства и труда.

       На  практике пользуются распространением два подхода к критериям отнесения  предприятий к малым: количественный и качественный. Достоинством первого подхода является удобство их использования, а к недостаткам относятся их абсолютность, отсутствие теоретической базы, определяющей выбор того или иного показателя его изменения. Качественный подход в основном опирается на субъективные суждения и опыт. В соответствии с этим все критерии подразделяются на качественные и количественные. Поскольку ни одна из приведенных классификаций не может быть признана исчерпывающей, основой в данном случае может выступить структура внутренней и внешней среды типичного малого предприятия. Итак, внутренняя среда малого предприятия представляет собой совокупность функциональных областей, каждая из которых характеризуется особым объектом деятельности, технологией, отношениями, а таюке своим прямым влиянием на функционирование предприятия. Эти области можно подразделить на три группы:

1) стадии  процесса производства: снабжение,  собственно производство, сбыт.  
2) фазы управленческого цикла: планирование, оперативное управление (организация, координация, мотивация), контроль (бухгалтерский учет и отчетность, анализ, собственно контроль).

3) компоненты  малого предприятия: кадры, социальные  отношения, инновации, финансы, правовые отношения и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Место малых предприятий в структуре экономики.

      Понимание роли малого предпринимательства требует  ясного представления о том, какое  место оно  занимает  в  национальной  экономике  и  каковы  его отличительные  особенности. 

       Формирование  и  развитие  рыночных   отношений  предполагает свободное и равноправное сосуществование и  развитие  различных форм собственности и  различных секторов внутри каждой  формы  собственности.

       Рассматривая  частный  сектор  экономики,  можно  говорить  о  трёх  группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как  крупные, средние и малые предприятия в  зависимости  от  их  размеров.

         Собственников этих предприятий   объединяет  единый корпоративный   интерес  -  сохранение, развитие  и защита частной собственности, - которым обусловлены  общие   черты в их поведении во  всех отношениях, связанных с  собственностью. Вместе с  тем  предпринимательство в целом  весьма неоднородно, каждая из  этих  трёх  групп имеет свои  внутренние интересы,  определяющие  стратегию  их  экономического  поведения, отношение к государству  и проводимой им  политике,  к  социально- экономическим,  политическим и национальным проблемам.

       Сектор  малого предпринимательства  является  неотъемлемым,  объективно необходимым элементом любой развитой  хозяйственной  системы,  без  которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и  развиваться. Хотя "лицо" любого развитого государства составляют  крупные  корпорации,  а наличие мощной экономической силы — крупного капитала  в  значительной  мере определяет  уровень  научно-технического  и  производственного   потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной  системой  хозяйствования  являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая  форма  деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается  и  циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые  являются  питательной  средой для среднего и крупного бизнеса.

         Высокая приспособляемость  и   массовый  охват  практически   всех  сфер внутреннего рынка страны  обеспечивают  устойчивость  развития  экономики  и способствуют стабильности политического климата.

         Крупное   производство  не противопоставляется мелкому.  В развитых  странах культивируется  принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причём  крупные  объединения  не подавляют там малый бизнес, а взаимно дополняют друг друга, особенно в  сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

         Функционирование на локальном  рынке, быстрое реагирование на  изменение конъюнктуры этого  рынка, непосредственная взаимосвязь  с потребителем,  узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров  и  услуг,  возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все  эти черты малого бизнеса являются его  достоинствами,  повышающими  устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях  становятся  недостатками, сдерживающими его развитие. С  одной  стороны,  быстрое  реагирование  малых предприятий  на  изменения  условий  функционирования   делает   его   более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры  рынка, динамики   внешних   социально-экономических   и    политических    условий.

Информация о работе Малые предприятия и их развитие