Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:41, курсовая работа
Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования, которая позволяет фирме достичь своих целей.
Введение
1 Стратегическое Планирование
1.1 Понятие Стратегического Планирования
1.2 Краткосрочное и долгосрочное планирование
1.3 Требования к стратегическому плану
1.4 Виды Управленческой деятельности в рамках планирования
1.5 Оценка и анализ внешней среды
2 Сущность стратегического планирования
2.1 Реализация стратегического плана
2.2 Оценка стратегического плана
2.3 Сущность и функция стратегического планирования
Заключение
Список литературы
Стратегическое
планирование представляет собой набор
процедур и решений, с помощью
которых разрабатывается
Действия | Решения | Стратегия | Цели фирмы | ||||
Рис. 2. Логика стратегического планирования
Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования) (рис. 3). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения
1. Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование распределение ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства. Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.
Рис. 3. Функциональная
структура стратегического
2. Адаптация
к внешней среде. Адаптацию
следует интерпретировать в
3. Координация
и регулирование. Данная
4. Организационные
изменения. Эта деятельность
Стратегическое планирование как обособившийся вид управленческой деятельности предъявляет к работникам аппарата управления ряд требований, предполагает наличие пяти элементов:
* Первый элемент -- умение смоделировать ситуацию. В основе этого процесса лежит целостное представление ситуации, которое включает способность понять закономерности взаимодействия потребностей и потребительского спроса покупателей, конкурентов с качеством их продукции и потребностей собственной фирмы, т.е. ее способности удовлетворять потребности клиентов. Таким образом, важнейшей частью стратегического планирования является анализ. Однако сложность и противоречивость исходных данных порождают сложность и изменчивость аналитической работы, выполняемой в рамках стратегического планирования, затрудняют возможность моделирования ситуации. В этой связи роль аналитика трудно переоценить: чем больше его способность к абстракции, тем яснее выявляются связи между компонентами, породившими ситуацию. Способность двигаться от конкретного к абстрактному и в обратном направлении является важным условием компетентности в вопросах стратегии. Используя эту способность при выработке стратегического плана, можно выявить необходимость и возможность изменений в фирме.
* Второй элемент -- способность выявить необходимость изменений в фирме. Интенсивность изменений на предприятиях и в организациях в условиях рыночной экономики гораздо выше, чем в плановой, что объясняется большим динамизмом внешней рыночной среды. В условиях монополизма любые изменения направлены на сохранение экспансии компании. Сейчас они представлены многообразием переменных параметров, характеризующих компанию: от эффективности производственных затрат до отношения компании к риску, включая номенклатуру, качество продукции и послепродажный сервис. Определение необходимости изменений требует двоякого рода способностей:
-- Готовности
работников аппарата
-- Научно-технического
потенциала, интеллекта, интуиции, творческих
способностей управленцев,
* Третий элемент -- способность разработать стратегию изменений. Поиск рациональной стратегии -- интеллектуальный, творческий процесс поиска приемлемого варианта функционирования предприятия. В его основе лежит способность руководителей и специалистов предвидеть различные ситуации, из отдельных разрозненных факторов воссоздать “мозаичное полотно” будущих событий. Разработчики стратегического плана должны уметь писать различные сценарии, владеть инструментарием прогнозирования.
* Четвертый -- способность использовать в ходе изменений надежные методы. Арсенал средств и методы стратегического планирования достаточно велик. Он включает: стратегические модели, основанные на методах исследования операций; матрицу Бостонской консультативной группы (БКГ).
* Пятый элемент -- способность воплощать стратегию в жизнь. Между стратегией как научно-обоснованным планом и практической деятельностью работников предприятия существует двусторонняя связь. С одной стороны, любые действия, не подкрепленные планом, обычно оказываются бесполезными. С другой стороны, процесс мышления, не сопровождающийся практической деятельностью, также бесплоден. Поэтому работники предприятия, занятые реализацией стратегии, должны знать технологию.
Для предприятия
любой формы собственности и
любых масштабов хозяйственной
деятельности существенно управление
хозяйственной деятельностью, определение
стратегии, а так же планирование.
В настоящее время руководители
российских предприятий вынуждены
принимать хозяйственные
Многие хозяйственные
зоны, в которых работают предприятия,
характеризуются повышенным риском,
т.к. нет достаточного знания о поведении
потребителей, позиции конкурентов,
о правильном выборе партнеров, нет
надежных источников получения коммерческой
и иной информации. Кроме того, у
российских менеджеров нет опыта
в управлении фирмами в рыночных
условиях. В сбытовой деятельности
предприятий России существует множество
проблем. Руководители предприятий, производящих
конечную или промежуточную продукцию,
чувствуют ограничения со стороны
платежеспособного спроса населения
и предприятий-потребителей. Вопрос
сбыта вошел в сферу
Руководители при выборе потребителей учитывают: непосредственный контакт, связь с конечным потребителем, платежеспособность заказчика. Весьма актуальным для предприятия стал поиск новых потребителей, освоение новых рынков (часть руководителей ищет новых потребителей самостоятельно).
Также замечено новое явление - взаимоотношения предприятий с новыми коммерческими структурами, которые часто занимаются реализацией части продукции предприятия, а остальная часть сбывается по старым каналам. К тому же предприятие может обратиться к фирме по всем сложным вопросам обеспечения производства. Одной из тактик обеспечения сбыта продукции в современной российской действительности, в условиях, когда внутренний платежеспособный спрос на продукцию ограничен, стал выход на международный рынок. Однако это возможно только для предприятий с высоким уровнем технологии производства, обеспечивающим конкурентоспособность их товаров.
Таким образом,
менеджмент и стратегическое управление
деятельности предприятия необходимы
в любой сфере хозяйственной
деятельности. Вместе с тем, здесь
еще имеется множество проблем
и существенных недостатков, требующих
скорейшего разрешения, что, в свою
очередь, позволит российской экономике
достичь стабилизации и поступательного
развития.
Список литературы:
1. Майкл Мескон и др., “Основы менеджмента”, - М., 1995 г.
2. Телор Фредерик Уинслоу, “Менеджмент”, - М., 1992 г.
3. Паркинсон, С. Нортког, Рустомжи М.К. Искусство управления. Лениздат, 1992.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ "Банки и биржи", 1994.
5. Кохно П.А. / Микрюков В.А./ Коморов С.Е. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993.
6. Любинова Н.Г. Менеджмент - путь к успеху. М.: ВО Агропромиздат, 1992.
7. В. Хойер. Как делать бизнес в Европе. М.: Издательство "Прогресс", 1990.
8. Современный менеджмент: принципы и правила. Дайджест,Н. Новгород, ИКЧП, 1992.
9. . Организация,
планирование, управление деятельностью
промышленных предприятий:
10. О.С. Виханский. “Стратегическое управление”, Издательство Московского Университета.
11. Джексон Грейсон младший, Карла О'Делл. “Американский менеджмент на пороге XXI века” М., Экономика 1993.
12. Котлер Филипп. Основы маркетинга. М. : Прогресс, 1993.
13. Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М. : Прогресс, 1992.
14. Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.:«Акалис», 1996.
15. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - М.:«Интел-Синтез», 1997.
16. Шегда А.В. Основы менеджмента. Москва, 1998.