Лекции по "Экономике организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:44, курс лекций

Описание работы

ТЕМА 1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ
ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
ТЕМА 3. НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ
ТЕМА 4. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА
...
ТЕМА 10. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Работа содержит 1 файл

все лекции экономика предприятия.docx

— 385.89 Кб (Скачать)

 

 

ТЕМА 9. КАПИТАЛ И ЕГО СТРУКТУРА 

9.1. Структура  капитала 

9.2. Размеры  уставного капитала

 

9.1. СТРУКТУРА КАПИТАЛА

 

Капитал предприятия можно рассматривать  с нескольких точек зрения. Прежде всего, целесообразно различать  капитал реальный, т.е. существующий в форме средств производства, и капитал денежный, т.е. существующий в форме денег и используемый для приобретения средств производства, как совокупность источников средств для обеспечения хозяйственной деятельности предприятия. Рассмотрим сначала денежный капитал.

Собственный и заемный капитал

Средства, обеспечивающие деятельность предприятия, обычно делятся на собственные и заемные.

Собственный капитал предприятия представляет собой стоимость (денежную оценку) имущества  предприятия, полностью находящегося в его собственности. В учете  величина собственного капитала исчисляется  как разность между стоимостью всего  имущества по балансу, или активами, включая суммы, невостребованные с  различных должников предприятия, и всеми обязательствами предприятия  в данный момент времени.

Собственный капитал предприятия складывается из различных источников: уставного, или складочного, капитала, различных  взносов и пожертвований, прибыли, непосредственно зависящей от результатов  деятельности предприятия. Особая роль принадлежит уставному капиталу, который будет ниже рассмотрен более  подробно.

Заемный капитал - это капитал, который привлекается предприятием со стороны в виде кредитов, финансовой помощи, сумм, полученных под  залог, и других внешних источников на конкретный срок, на определенных условиях под какие-либо гарантии.

Уставный  капитал

Уставный  капитал представляет собой совокупность средств (вкладов, взносов, долей) учредителей (участников) в имущество при создании предприятия для обеспечения  его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

Уставный  капитал является первоначальным, исходным капиталом для предприятия. Его  величина определяется с учетом предполагаемой хозяйственной (производственной) деятельности и фиксируется в момент государственной  регистрации предприятия.

Определенные  особенности имеет процесс формирования уставного капитал акционерных  обществ (АО).

Уставный  капитал АО представляет, с одной  стороны, собственные средства общества как юридического лица, а с другой - сумму вкладов акционеров.

Уставный  капитал должен состоять из установленного числа акций разного вида с  определенным номиналом. При выпуске  акций каждой из них приписывается  некоторая денежная стоимость, называемая паритетом, или номинальной стоимостью. Эта стоимость показывает, какая  часть стоимости уставного капитала приходится на 1 акцию на момент оформления акционерного общества.

Обычно  выпускается два вида акций: обыкновенные и привилегированные. Обыкновенные акции дают держателю право голоса на общем собрании акционеров, право  на получение дивидендов, право на участие в разделе имущества  АО в случае ликвидации. Величина дивидендов, получаемых по обыкновенным акциям, зависит  от конечных результатов предприятия.

 

Привилегированные акции не дают право голоса их владельцам, однако предоставляют им определенные гарантированные права, а именно;

фиксированный процентный доход в виде дивидендов;

получение дивидендов до их распределения на другие виды

акций;

предпочтительное  право на получение своей доли средств в имуществе АО в случае ликвидации предприятия.

Акционерное общество не вправе выплачивать дивиденды  до полной оплаты всего уставного  капитала, а также, если стоимость  его имущества, или чистых активов, меньше уставного капитала. Уставный капитал отражается в двух основных документах АО:

уставе общества и бухгалтерском балансе.

В оплату уставного капитала могут поступать  денежные и имущественные взносы. К имущественным взносам относятся:

здания, сооружения, оборудование, материальные ресурсы и другие материальные ценности;

имущественные права (права пользования водой, землей, зданиями, сооружениями, оборудованием  и т.д.);

интеллектуальная  собственность;

ценные  бумаги;

средства  в иностранной валюте (для акционерных  обществ, создаваемых с участием иностранного лица).

Величина  уставного капитала отражается в IV разделе баланса предприятия  «Капитал и резервы» и учитывается  на счете «Уставный капитал». Вклады, вносимые в оплату уставного капитала, в зависимости от их вида отражаются на соответствующих счетах: денежные средства - на «Расчетном счете», имущественные взносы - на счете «Основные средства», права пользования - на счете «Нематериальные активы», ценные бумаги - на счете «Долгосрочные финансовые вложения».

В уставном капитале сочетаются право владения и право распоряжения собственностью АО, а также функции гарантии имущественных  прав акционеров, так как уставный капитал является устойчивой величиной. Уставный капитал можно рассматривать  как экономический фундамент  акционерного общества. Уставный капитал  в денежном выражении, как правило, используется на приобретение зданий, сооружений, оборудования и других активов, которые не предназначены  для продажи.

 

9.2. РАЗМЕРЫ УСТАВНОГО КАПИТАЛА

Уставный  капитал не может быть меньше размера, предусмотренного соответствующими законами об АО. Для образования АО законодательные  акты большинства стран требуют  оплаты не всего капитала, а только его части - остальная часть может  быть внесена в течение установленного времени.

Порядок и способ расчета величины уставного  капитала зависят, в первую очередь, от условий образования АО.

Акционерное общество может создаваться на основе ранее действующего общества с ограниченной ответственностью и хозяйственного товарищества. В этом случае уставный капитал АО может быть равен собственному капиталу ранее действовавшего предприятия, необходимо только переоформить учредительные  документы.

Если  создается новое предприятие  путем объединения капиталов  учредителей, то важно оценить необходимый  размер уставного капитала, который  позволил бы акционерному обществу нормально  функционировать и получать прибыль.

Расчет  величины уставного капитала входит в проект бизнес-плана, осуществляется на основе необходимых технико-экономических  и сметно-финансовых расчетов и предварительной  оценки прибыльности проекта.

Для соответствующих расчетов можно  использовать данные, полученные из опыта  аналогичных предприятий, или опираться  на расчеты специалистов в этой области  предпринимательства. Прежде всего, необходимо определить единовременные и текущие  вложения капитала, себестоимость и  рентабельность единицы продукции, и другие показатели.

Размеры уставного капитала не являются неизменной (постоянной) величиной. Уставный капитал  может изменяться по решению общего собрания акционеров, в связи с  изменением размеров имущества АО.

Акционерное общество обязано ежегодно проводить  оценку своих чистых активов. Если по окончании второго и каждого  последующего финансового года стоимость  таких активов окажется меньше уставного  капитала, то АО обязано объявить и зарегистрировать уменьшение уставного капитала. Изменение уставного капитала можно осуществить только по решению общего собрания акционеров следующим образом:

аннулировать  или выкупить часть акций без  изменения их номинала либо уменьшить  номинал акций без изменения  их числа;

сохранить стоимостной размер уставного капитала путем консолидации (объединения) существующих акций или путем деления их на акции меньшего номинала;

выпустить дополнительные акции при условии, что уставный капитал полностью  сформирован.

Если  собрание акционеров приняло решение  об изменении уставного капитала, то соответствующие изменения должны быть внесены в учредительные  документы АО.

Изменение величины уставного капитала может  быть связано с переоценкой имущества (основных фондов) предприятия в  связи с инфляцией.

Увеличение  уставного капитала в результате переоценки может осуществляться путем  увеличения стоимости акций, выпущенных ранее, или с помощью дополнительного  выпуска акций на сумму увеличения капитала.

Увеличение  стоимости от переоценки недвижимости называют излишком капитала. Из излишков капитала не выплачиваются дивиденды. Они увеличивают общую стоимость  капитала.

Основной и оборотный капитал

Капитал в материально-вещественном воплощении подразделяется на основной и оборотный  капитал.

К основному  капиталу относятся материальные факторы  длительного пользования, такие, как  здания, сооружения, машины, оборудование и т.п. Оборотный капитал расходуется  на покупку средств для каждого производственного цикла (сырья, основных и вспомогательных материалов и т.п.), а также на оплату труда. Основной капитал служит в течение ряда лет, оборотный - полностью потребляется в течение одного цикла производства.

Основной  капитал в большинстве случаев  отождествляется с основными  фондами (основными средствами) предприятия. Однако понятие основного капитала шире, так как кроме основных фондов (зданий, сооружений, машин и оборудования), представляющих его значительную часть, в состав основного капитала включается также незавершенное строительство  и долгосрочные инвестиции - денежные средства, направленные на прирост  запаса капитала.

 

 

В структуре капитала предприятия  различают следующие его виды:

 

ТЕМА 10. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

10.1. Общая характеристика планирования

10.2.  Содержание средне и краткосрочных  планов

10.3. Бизнес-план предприятия

 

10.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Планирование - это определение целей и задач  предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Основные  принципы планирования:

 

1) Принцип обоснованности целей и задач предприятия.

 

При этом выделяют цели:

- хозяйственно-экономические,  обеспечивающие эффективность производства;

- производственно-технологические,  определяющие функциональное назначение  предприятия; 

- научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс;

- социальные, обеспечивающие удовлетворение  социально-бытовых и культурных  потребностей работников предприятия;

- экологические,  обеспечивающие изготовление экологически  чистой продукции без негативного  воздействия на окружающую среду. 

 

2) Принцип системности.  Он означает, что планирование представляет целую систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия;

 

3) Принцип научности. Требует учета перспектив научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов;

 

4) Принцип непрерывности. Означает параллельное сочетание текущего и перспективного планирования;

 

5) Принцип сбалансированности плана. Указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием;

6) Принцип директивности. В соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия.

 

Важнейшими  целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль  и доля на рынке.

 

10.2.  СОДЕРЖАНИЕ СРЕДНЕ И КРАТКОСРОЧНЫХ  ПЛАНОВ

В зависимости  от продолжительности планового  периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование.

 

Долгосрочное  планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию предприятия  в рамках, "продукт-рынок". При  составлении плана изучаются  варианты расширения производства и  снижения издержек. Прогнозируются изменения  в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях.

Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает  возможности всех подразделений  на основе их собственной оценки. Разрабатывается  план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план.

Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду  и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д.

 

В планировании используются следующие основные методы:

а) нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов;

б) балансовый - целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов;

в) экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции  развития предприятия распространяются на будущий период;

г) интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;

д) факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;

е)  матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями;

ж) экономико-математического  моделирования с применением  ЭВМ и другие.

Информация о работе Лекции по "Экономике организации"