Краткосрочная финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

Большое количество факторинговых компаний возникло в конце XIX века в США. Они являлись агентами «делькредере» немецких и английских поставщиков одежды и текстиля, а в силу больших расстояний между населенными пунктами в Америке и различий в законодательствах разных штатов предоставляли услуги местным производителям. Делькредере гарантировали оплату всех товаров. В качестве компенсации риска неплатежа они взимали дополнительное комиссионное вознаграждение.

Содержание

Введение
Понятие, основные виды и функции факторинга
Определение и основные характеристики факторинга
Виды факторинговых сделок
Функции факторинга
Российский рынок факторинга
История развития факторинга в России
Объем и темпы роста российского рынка факторинга
Клиенты факторинговых компаний
Характеристики факторинговых сделок на российском рынке
Налогообложение факторинговых операций
Заключение

Работа содержит 1 файл

Краткосрочная финполитика.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

Кроме того, ст. 10 Федерального Закона РФ № 15-ФЗ от 26.01.1996 г. «О введении в действие части второй ГК РФ», говорит о том, что до установления условий лицензирования деятельности финансовых агентов (статья 825 ГК РФ) сохраняется существующий порядок осуществления их деятельности. Однако «существующий порядок осуществления деятельности финансовых агентов» не был определен российским законодательством и после введения в действие второй части ГК РФ.

В то же время был принят ряд решений Высшего Арбитражного Суда (ВАС), общий смысл которых заключается в том, что финансовым агентом не может выступать некредитная организация. 3 февраля 2003 года ФАС МО также принял решение, согласно которому, если у компании нет лицензии, то она не может заниматься факторинговой деятельностью. «Законность и логичность данного решения находится под вопросом, — говорит Дельфина Нугеред, партнер EYLaw, — но, тем не менее, оно вступило в законную силу, и у нас нет информации о том, было оно отменено или нет».

Таким образом, хотя на основании ГК РФ и Закона о лицензировании на данный момент фактически нет необходимости в каком-либо лицензировании факторинговой деятельности, Факторы предпочитают не вступать в конфликт с решениями судебной власти. В связи с этим все Факторы, предоставляющие финансирование располагают банковской лицензией, кроме одного — Средневолжской факторинговой компании.

Отчасти такое невнимание законотворцев к правовому положению факторов объясняется незначительными до сих пор объемами этого рынка. В то же время нерешенность этого вопроса связана, во многом и с тем, что среди участников рынка отсутствует однозна чная позиция относительно юридической формы факторингового бизнеса. При этом рассматриваются два варианта: факторинговый бизнес должен вестись в составе банка или, по крайней мере, должен быть оформлен как банковский бизнес (при помощи банковской лицензии), или же факторинговые компании могут действовать самостоятельно, на основе специальных лицензий. Соответственно, в первом случае надзор за их деятельностью должен осуществлять ЦБ РФ, во втором случае — Минфин России.

В пользу того, что факторинговый бизнес должен развиваться в рамках банков говорят, прежде всего, соображения по управлению ликвидностью. Для факторов особенно актуален риск ликвидности, поскольку оборачиваемость финансирования в факторинге довольно сложна для прогнозирования. Вследствие этого, самостоятельные факторинговые компании вынуждены постоянно поддерживать значительную долю высоколиквидных, а, следовательно, низкодоходных активов. В конечном итоге это увеличивает себестоимость факторинговой услуги. В банке, для которого факторинг — не основной бизнес, риски ликвидности фактора практически незаметны и легко покрываются ликвидными активами банка.

Во-вторых, факторинг в настоящее время является очень привлекательным инструментом для большинства банков, поскольку он предполагает использование краткосрочных кредитных ресурсов, которых у российских банков в избытке. Для многих некрупных банков это целая стратегия. Особенно выросла для банков роль факторинга в условиях сжатия рынка межбанковского кредитования летом 2004 года. Многие банки увидели в факторинге альтернативу рынку МБК — то есть инструмент, в который они могут направить освободившиеся краткосрочные ресурсы при сопоставимой доходности.

Еще одним толчком к развитию факторинга в банках стало принятие изменений в положение ЦБ РФ № 254-П в августе 2004 года, которые ограничили кредитование торговых компаний с неудовлетворительным финансовым состоянием. В то же время деятельность факторингового подразделения банка связана с целым рядом проблем.

Факторинг не может конкурировать с кредитными продуктами внутри банка, поскольку при невнятном факторинговом продукте кредитный продукт для клиента выглядит интереснее. А если факторинг не является приоритетным направлением развития банка, на фоне кредита он всегда будет выглядеть блекло, хотя бы из-за формально более высокой процентной ставки.

Вследствие этого, очень болезненная проблема всех факторинговых отделов банков заключается в том, что клиенты рано или поздно начинают уходить на кредитные продукты, и кредитное подразделение съедает факторинговое подразделение банка. Факторинг может казаться банкам привлекательным лишь в тактической перспективе — как запуск нового продукта, расширение продуктовой линейки. В более долгосрочной перспективе руководство банка увидит, что риски по факторингу выше, чем по кредитам (наличие залога всегда рассматривается руководством банка как более значимый фактор снижения риска, чем наличие уступленного денежного требования). А если риски выше, значит, выше себестоимость этого инструмента по сравнению с кредитом, следовательно, факторинг не может быть приоритетным направлением развития и будет постепенно поглощаться кредитным подразделением. В действительности же риски факторинга не столь высоки — если использовать скоринговую систему оценки рисков, но это не соответствует подходу банка к технологиям оценки рисков.

В перспективе и в России объективные условия складываются в пользу того, чтобы факторинг развивался в рамках специализированных компаний. Дело в том, что сейчас факторинг является приоритетным инструментом лишь для небольших банков, которым для конкуренции с крупными нужно развивать какие-то новые направления. И именно эти малые банки в контексте общей тенденции укрупнения банковской системы вытесняются с рынка. Характерный пример — уход с рынка банка «Диалог Оптим», заметного игрока рынка факторинга, прекратил свою деятельность и банк «Павелецкий », который тоже предоставлял факторинговые услуги. А в крупных банках, вследствие конкуренции с кредитами факторинг всегда будет оставаться на вторых ролях и не сможет должным образом развиваться. Таким образом, действительно крупный факторинговый бизнес сможет развиваться лишь в рамках специализированных компаний.

В конечном итоге наибольшую проблему для рынка факторинга представляет сейчас не столько «выбор пути» — развиваться в банках или вне их, сколько просто полная разрегулированность рынка факторинга. Российское законодательство до конца так и не определилось с тем, чем является факторинг. Если это банковская деятельность, то она не должна облагаться НДС, как и другие банковские операции. Если же это небанковская деятельность, то факторинговые компании должны лицензироваться и иметь собственного регулятора. Руководители факторинговых подразделений банков отмечают, что сейчас в банках имеют место серьезные различия в порядке бухгалтерского учета факторинговых операций. По их данным, имели место случаи, когда ЦБ РФ по одним и тем же вопросам касательно факторинга давал разные ответы разным банкам.

Налогообложение факторинговых операций

В связи с ростом конкуренции на товарных рынках и рынках услуг многие поставщики вынуждены предоставлять отсрочку или рассрочку платежа своим клиентам, выступая тем самым в качестве кредитора и принимая на себя кредитные, валютные и процентные риски. Это приводит к отвлечению оборотных средств поставщиков, отрицательно влияя на показатели их финансовой отчетности. Начиная с 2002 года данная проблема усугубляется необходимостью (для большинства компаний) признания реализации «по отгрузке» для целей исчисления налога на прибыль. Иными словами, обязанность по уплате налога может возникнуть раньше момента получения денежных средств от покупателя.

Одним из способов высвобождения средств, «замороженных» в дебиторской задолженности, является факторинг.

По договору финансирования под уступку денежного требования (так договор факторинга определен в Гражданском кодексе, далее — «ГК РФ») одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг.

Финансовый агент также может оказывать ряд сопутствующих услуг, как то: покрытие рисков, административное управление дебиторской задолженностью, учет состояния дебиторской задолженности, предоставление отчетов клиенту о состоянии задолженности, контроль своевременности оплаты должниками. В упрощенном виде механизм осуществления факторинга может быть представлен следующим образом:

Следует отметить, что с налоговой точки зрения существует мало отличий между налогообложением операций факторинга и уступки требования (цессии). Так, статьи 155 и 279 Налогового кодекса (далее — «НК РФ»), содержащие особенности исчисления налоговой базы по НДС и налогу на прибыль, соответственно применяются как к факторингу, так и к цессии. Основное отличие связано с тем, что факторинг представляет собой финансовую услугу.

Далее мы рассмотрим порядок налогообложения операций факторинга для поставщика и фактора, а также рассмотрим особую форму факторинга — факторинг как обеспечение.

Налоговые последствия факторинга для поставщика

Вначале рассмотрим порядок налогообложения для поставщика. Как указывалось выше, факторинг дает возможность поставщику сократить временной разрыв между полу- чением выручки от клиентов и моментом признания дохода для налоговых целей. Статья 279 НК РФ позволяет поставщику сразу вычитать убыток от реализации права требования с учетом следующих особенностей:

Если договор уступки заключен до наступления предусмотренного договором реализации товаров (работ, услуг) срока платежа, сумма убытка не может превышать сумму процентов, которые были бы уплачены по долговому обязательству, представляющему собой цену, указанную в договоре факторинга с учетом ограничений, установленных НК РФ для таких процентов (ставка рефинансирования ЦБ РФ, умноженная на 1.1 — для рублевого обязательства, 15% — для обязательства, выраженного в иностранной валюте).

В случае если договор уступки ( Приложение № 2 )заключен после наступления срока платежа по договору реализации товаров (работ, услуг), то половина суммы убытка уменьшает налоговую базу на дату уступки права требования, а остальные 50% — по истечении 45 дней с момента уступки права требования.

Вышеизложенный порядок вычета убытка делает факторинг интересным инструментом налогового планирования. Так, факторинг может быть использован для более эффективного с налоговой точки зрения структурирования операций по реализации амортизируемых основных средств и/или ценных бумаг (т.к. НК РФ устанавливает ограни- чения на вычет убытков по таким видам активов).

Если поставщик использует метод «по оплате» для признания НДС, уступка прав требования по дебиторской задолженности (по облагаемым НДС товарам, работам и услугам) приравнивается к оплате товаров (работ, услуг) для целей исчисления НДС. При этом НДС исчисляется исходя из цены реализации товаров, работ или услуг покупателю, а не из суммы, оговоренной в договоре факторинга, которая, как правило, меньше цены реализованных товаров (работ, услуг) на сумму дисконта.

Таким образом, сама уступка прав требования для поставщика не является оборотом для целей НДС, однако она может ускорить момент признания налогового события по реализации. В маловероятной ситуации, когда уступка прав требования осуществляется с премией, премия подлежит включению в базу по НДС.

Ниже схематично представлены налоговые последствия для поставщика.

Схема 1 Налоговые последствия уступки прав требования с дисконтом для поставщика

Налоговые последствия фактора (финансового агента)

Теперь рассмотрим порядок налогообложения операций факторинга для фактора. При определении налоговой базы фактор вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга. Исходя из данной формулировки, существует риск того, что расходы будут вычитаться для целей налогообложения только в пределах доходов, полученных от реализации права требования. Такая позиция была высказана в ряде писем налоговых органов. При реализации фактором услуг финансирования под уступку денежного требования дата получения дохода определяется как день последующей уступки данного требования или исполнения должником данного требования. При этом, нам кажется необходимым учитывать отдельно такие доходы, как, например, проценты по денежному требованию и курсовую разницу, момент признания дохода по которым может быть ранее вышеназванной даты. Также, существуют особенности признания результата по факторингу при частичном исполнении/переуступке прав требования.

Согласно статье 155 НК РФ налоговая база по НДС при оказании финансовых услуг фактором определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного фактором при последующей уступке требования или прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования в случае, если первона чальное требование облагается НДС. При этом, зачет НДС, начисленного на «маржу» фактора, у поставщика будет скорее всего невозможен, так как НДС на вознаграждение фактору не уплачен поставщиком. Поэтому одной из основных задач в структурировании операций факторинга является снижение негативного эффекта в этой связи. Основным направлением для решения данной проблемы является переквалификация дисконта фактора в комиссию за услуги.

Ниже схематично представлены налоговые последствия для фактора.

Схема 2 Налоговые последствия уступки прав требования с дисконтом для фактора

Факторинг как обеспечение

Согласно ГК РФ денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом. Факторинг как обеспечение представляет собой особую форму факторинга. Основное отличие от «обычного» факторинга состоит в том, что существует основное обязательство, например, по кредиту, а уступка права требования фактору является вторичной по отношению к основному обязательству. При этом налоговые последствия для поставщика и фактора будут определяться исходя из правил налогообложения, применяющихся к основному обязательству.

Информация о работе Краткосрочная финансовая политика