Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:53, контрольная работа
Большое количество факторинговых компаний возникло в конце XIX века в США. Они являлись агентами «делькредере» немецких и английских поставщиков одежды и текстиля, а в силу больших расстояний между населенными пунктами в Америке и различий в законодательствах разных штатов предоставляли услуги местным производителям. Делькредере гарантировали оплату всех товаров. В качестве компенсации риска неплатежа они взимали дополнительное комиссионное вознаграждение.
Введение
Понятие, основные виды и функции факторинга
Определение и основные характеристики факторинга
Виды факторинговых сделок
Функции факторинга
Российский рынок факторинга
История развития факторинга в России
Объем и темпы роста российского рынка факторинга
Клиенты факторинговых компаний
Характеристики факторинговых сделок на российском рынке
Налогообложение факторинговых операций
Заключение
Факторинг — это одна из форм залогового финансирования, при этом объем финансирования прямо зависит от стоимости переуступаемых факторинговой компании денежных требований, то есть от величины долга покупателей поставщика. В отличие от других форм залогового кредитования, в данном случае денежные требования покупаются фактором, а не используются в качестве залога (хотя возможна и такая ситуация, когда права требования поставщика к своим покупателям выступают залогом при выдаче кредита). Таким образом, при факторинге происходит смена собственника, поставщик продает денежные права требования факторинговой компании. Эта особенность факторинга становится особенно важной в странах с переходной экономикой, законодательство которых далеко от совершенства: закон о банкротстве предприятий работает плохо, правовое обеспечение торговых сделок не развито, торговые законы не работают.
В случае банкротства поставщика факторинговая компания не рискует потерять свои деньги, поскольку права требования к дебиторам поставщика перешли к ней и не подлежат изъятию при процедуре банкротства.
Факторинговое финансирование в отличие от обычного кредитования доступно высокорисковым, информационно-непрозрачным предприятиям, поскольку риск невозврата долгов лежит не на них, а на их покупателях, и кредитоспособность поставщика становится менее важной, чем кредитоспособность его покупателей. Поэтому использование факторинга возможно, когда покупателями клиента являются крупные и надежные компании, в том числе иностранные.
2. Административное управление дебиторской задолженностью .
Факторинг позволяет клиенту также избавиться от рутинной работы, связанной с отслеживанием состояния дебиторской задолженности, напоминанием дебиторам о задержках платежей. Обычно факторинговая компания по первому требованию поставщика предоставляет ему отчет о состоянии дебиторской задолженности, включающий в себя информацию обо всех поставках поставщика и платежах его покупателей. Также в случае безрегрессного факторинга фактор берет на себя заботу о взыскании долгов с дебиторов, что особенно актуально для небольших компаний, не располагающих собственными ресурсами для инкассации. Это позволяет им экономить трудовые и финансовые ресурсы.
3. Оценка платежеспособности покупателей поставщика .
В странах, где кредитные бюро и рейтинговые агентства развиты, эта функция факторинговых компаний является не самой востребованной. В странах же с переходной экономикой факторинговые компании могут играть роль кредитных бюро и рейтинговых агентств, аккумулируя информацию о платежной дисциплине компаний. Помимо этого, факторинговые компании могут использовать различные методы оценки платежеспособности потенциальных покупателей поставщика. В России немногие факторинговые компании предоставляют клиентам независимую информацию о дебиторах клиента.
4. Страхование рисков, связанных с поставкой товаров с отсрочкой платежа, в том числе риска неполучения платежа от покупателя в срок, из-за чего у продавца могут возникать проблемы с недостатком денежных средств для расплаты с его собственными поставщиками.
Факторинговое обслуживание может включать в себя все или лишь некоторые из перечисленных функций.
Отдельные функции факторинга выполняют банковские и страховые инструменты, таким образом, выступая конкурентами факторинга. А факторинг интересен, прежде всего, тем компаниям, которые заинтересованы именно в сочетании услуг, которые присущи данному продукту.
Функция финансирования выполняется банковскими кредитами.
Специалисты отмечают, что банковские кредиты выступают субститутом факторинга. И в тех странах, где кредиты в большей степени доступны частному сектору, потребность в факторинге значительно меньше. На рисунке 3 показаны доли кредитов, выданных частному сектору, в процентах от ВВП в двух группах стран: ЕС 15 — «старые страны» Европейского союза и ЕС 8 — «новые страны» — относительно недавно вступившие в ЕС Чешская Республика, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Венгрия, Словения, Словакия. Как видно на рисунке, доля кредитов в «старых странах» более чем 2 раз выше доли кредитов в «новых странах», при этом в последних факторинг развивается сейчас более быстрыми темпами. Для справки: доля банковских кредитов отечественным нефинансовым предприятиям и организациям в 2003 году в России составляла 17% от ВВП 2.
Рисунок 3 Доля банковских кредитов, выданных частному сектору в процентах от ВВП
Источник: Всемирный банк
Функцию принятия кредитного риска выполняют документарные аккредитивы, банковские гарантии и страхование кредитного риска.
Аккредитив представляет собой обязательство банка выплатить поставщику товара за счет заказчика-покупателя определенную сумму при условии, что поставщик предоставит банку в установленный срок документы, подтверждающие исполнение обязательств перед заказчиком. Основная функция аккредитива — снижение недоверия как со стороны покупателя, так и продавца, особенно, когда они работают друг с другом впервые. Банковская гарантия, в отличие от аккредитива, не является платежным инструментом (платеж по ней наступает в исключительных случаях) и служит дополнительным обеспечением исполнения обязательств по сделке. В частности, гарантия позволяет не вносить предоплату, а произвести платеж по факту поставки или с рассрочкой. Иногда предоставление банковской гарантии является непременным условием участия клиента в сделках либо операциях (например, таможенные или тендерные гарантии). Оба эти инструмента используются, как правило, предприятиями, работающими на внешнеэкономическом рынке, и объемы операций по аккредитивам и банковским гарантиям находятся в зависимости от внешнеторгового оборота страны. После кризиса 1998 года многие иностранные компании сократили объем своей деятельности на российском рынке, что привело к отрицательной динамике операций по аккредитивам и гарантиям. Однако в последние годы наблюдается рост по данным банковским продуктам, в том числе в связи с ростом внешнеэкономической деятельности.
Кредитное страхование осуществляют страховые компании. Страховщик определяет страховую сумму исходя из предоставленной страхователем информации обо всех контрагентах, которым осуществляет поставку на условиях отсрочки платежа. По результатам анализа кредитоспособности и платежной дисциплины по каждому контрагенту устанавливается кредитный лимит, в пределах которого компания может принять риски на страхование. Сумма кредитных лимитов составляет агрегированную страховую сумму. Далее определяется страховой тариф как процент от страховой суммы. Застрахованные права денежного требования могут выступать гарантией при получении кредита.
Компании, которым не нужно финансирование, но которые хотели бы избавиться от кредитного риска, могут просто пользоваться кредитным страхованием, а не факторингом. Но на российском рынке очень мало компаний, предоставляющих такой вид страхования. Страховщики объясняют это непрозрачностью рынка, из-за которой проверить финансовое состояние дебитора очень сложно, и отсутствием перестрахования таких рисков.
Еще одним конкурентом факторинга являются торговые отсрочки, которые получает поставщик (клиент фактора) от своих поставщиков. Такие отсрочки могут в различной степени компенсировать те отсрочки, которые он вынужден предоставлять своим покупателям, причем поставщик может выступать не только в качестве торговой компании, но и сам являться производителем — тогда он также будет получать отсрочки оплаты (коммерческий кредит) при поставках ему, например, сырья и материалов. Аккумулирование факторингом ряда функций является важным преимуществом перед другими формами финансирования, особенно большое значение это имеет для предприятий малого и среднего бизнеса, которые не обладают достаточным объемом трудовых и финансовых ресурсов.
История развития факторинга в России насчитывает лет 20, из которых лишь 5 последних лет можно по настоящему считать годами развития рынка.
Первые попытки внедрить факторинг были предприняты Промстройбанком и Жилсоцбанком СССР в 1988 г. Содержание факторинговых операций в те годы было далеко от международной практики и от того продукта, который предоставляется на российском рынке сейчас. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем поставщику гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок.
В 1989 г. появилось письмо Госбанка СССР №252 «О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги». В 1992 г. Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» факторинг был включен в состав банковских операций и сделок.
Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Следует отметить, что поначалу они столкнулись с полным отсутствием цивилизованных факторинговых технологий и отвратительной платежной дисциплиной дебиторов, что приводило к немалым потерям. Но уже в 1994 г., набравшись опыта и намереваясь выйти на рынок международного факторинга, первым российским банком, принятым в FCI, стал «Тверьуниверсалбанк», позже был принят «Мосбизнесбанк». На протяжении ряда лет факторингом в России занимались и АКБ «Менатеп», и «Международный московский банк», и многие другие. Безусловным лидером рынка тогда был «Международный московский банк» с объемом факторинговых сделок 70 млн долл. США в год. После кризиса 1998 года был определенный всплеск факторинга, поскольку появилось очень много проблемных долгов, которые переуступались банкам с большим дисконтом.
По оценкам специалистов «Эксперт РА» : «В 2004 году объем дебиторской задолженности, уступленной опрошенным нами 21 факторинговой компании и банкам, составил 2,2 млрд долл. США, прирост с 01.01.2003 по 01.01.2004 — 194% (см. рисунок 4).
Рисунок 4 Динамика денежных требований, уступленных факторам в 2002-2004 гг., млн долл.
Источник: «Эксперт РА»
По данным Международной ассоциации факторов Factors Chain International (FCI), в 2003 году объем рынка составлял 547,8 млн долл. .
При объеме 3 млрд долл. в 2004 году доля «рыночных» факторинговых сделок в ВВП составила 0,5%. В 2002 году, по данным FCI, этот показатель составлял лишь 0,1%. Сейчас объемы этого финансового рынка сопоставимы с такими рынками, как рынок лизинга (5 млрд долл.), рынок рублевых корпоративных облигаций (5 млрд долл. — объем новых эмиссий в 2004 году).
В 2004 году объем финансирования, непосредственно предоставленного своим клиентам, составил 1550,8 млн долл., в 2003 г. 515,4 млн долл., в 2002 г. 147,9 млн долл. Темпы прироста финансирования в 2004 г. — 200%, в 2003 г. — 248% (см. рисунок 5).
Факторинговая комиссия в процентах от общего объема финансирования с каждым годом сокращается, что, несомненно, повышает доступность факторинга (см. рисунок 6).
Рисунок 5 Динамика объемов финансирования, предоставленного факторами под уступку денежных требований в 2002-2004 гг., млн долл.
Источник: «Эксперт РА»
Рисунок 6 Объем факторингового вознаграждения и его доля в объеме предоставленного финансирования
Источник: «Эксперт РА»
Уменьшение доли факторинговой комиссии от объема предоставленного финансирования связано, прежде всего, с быстрым ростом объемов финансирования, то есть эффектом масштаба, кроме того, с приобретением опыта отрабатываются схемы ведения этого бизнеса и находятся возможности оптимизации бизнес-процессов.
За 2002-2004 гг. число клиентов факторов увеличилось почти в 3 раза, при этом более 80% прироста пришлось на 2004 год (см. рисунок 7).
81% принятой на обслуживание дебиторской задолженности принадлежит производственным компаниям, соответственно лишь 19% — торговым (см. рисунок 8).
Рисунок 7 Динамика количества клиентов факторов за 2002-2004 гг.
Источник: «Эксперт РА»
Рисунок 8 Соотношение объемов факторинговых сделок в сфере производства и торговли, %
Источник: «Эксперт РА»
На рисунке 9 приведено распределение объемов факторинговых сделок по отраслям промышленности клиентов факторинговых компаний. Более трети потребителей факторинга являются производителями пищевой продукции, при этом чуть менее половины — это производители алкогольной продукции. Больше половины сделок (66%) заключены с компаниями — производителями товаров народного потребления: пищевой промышленности — 33%, приборостроения (сюда входит бытовая техника и компьютеры) — 16%, химии и нефтехимии (сюда входит бытовая химия) — 12%, легкой промышленности — 5%.
На рисунке 10 приведено распределение объемов факторинговых сделок, заключенных с торговыми компаниями. Из 21 участника лишь 6 предоставляют услуги только торговым компаниям, но их объемы незначительны в общем объеме уступленных денежных требований. Как и в случае клиентов — промышленных компаний, здесь доминируют сделки с компаниями, торгующими товарами народного потребления. Привлекательность факторинга для торговых компаний обусловлена, прежде всего, тем, что обычно такие компании, даже довольно крупные, не располагают имуществом, которое могло бы быть передано в залог под кредит.
Факторинг особо востребован в пищевой отрасли, где сильны западные компании — как производители, так и торговые компании. Эти компании оценивают стоимость отсрочки платежа на российском рынке довольно высоко, поскольку вообще считают российский рынок высокорисковым. В такой ситуации обращение к факторинговой компании становится спасением для западного поставщика. Российская факторинговая компания на месте имеет больше возможностей для оценки подобных рисков и обычно оценивает их зна- чительно ниже, поэтому такие сделки очень выгодны и для западных поставщиков, и для российских факторинговых компаний.
Рисунок 9 Объем факторинговых сделок, заключенных с производственными компаниями следующих отраслей промышленности, млн долл.
* Товары народного потребления
** Бытовая техника и электроника, аудио- и видеотехника, компьютеры и компьютерные комплектующие
Источник: «Эксперт РА»