Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 09:31, доклад
К основным формам финансовой отчетности относятся:
− балансовый отчет, который характеризует финансовое положение компании по состоянию на определенный момент времени и формируется на основе трех элементов
– активов, обязательств и капитала;
− отчет о прибылях и убытках, который служит для оценки результатов хозяйственной
деятельности организации за определенный период, в том числе путем расчета на его
основе аналитических показателей (например, рентабельности инвестиций или
прибыли на акцию);
− отчет о движении денежных средств, который представляет информацию о денежных
потоках организации.
Собственный капитал — Долгосрочные активы) : Товарные запасы.
Этот коэффициент служит для измерения степени обеспеченности товарных запасов собственными средствами. Предпочтительная величина — 0,6-0,8.
11.8. Показатели прибыльности и рентабельности
Коэффициенты прибыльности
и рентабельности могут быть объединены
в следующие группы: 1) показатели
прибыльности продаж, исчисляемые как
отношение соответствующих
К первой группе относятся следующие показатели. 1. Коэффициент валовой прибыли, или, по немецкой терминологии, коэффициент покрытия. Это отношение разности между объемом продаж товаров и услуг и их стоимостью, равной прямым переменным издержкам, к объему продаж:
(Продажи — Стоимость продукции) / Продажи.
Этот коэффициент показывает долю валовой прибыли, валовой маржи, валового покрытия в объеме продаж и является одним из наиболее важных для менеджеров предприятия. Он позволяет определить величину, которая остается после вычета из себестоимости реализованной продукции переменных издержек на покрытие других видов издержек — операционных, т.е. постоянных издержек, налогов, процентов за кредит, и получение прибыли. Напомним, что деление расходов на переменные и постоянные лежит в основе определения запаса финансовой устойчивости предприятия и его порога рентабельности.
2. Коэффициент операционной прибыли (операционной маржи) — это отношение операционной прибыли, т.е. прибыли от основной деятельности, к объему продаж:
Операционная прибыль / Продажи.
Этот коэффициент показывает величину операционных расходов, приходящуюся на одну денежную единицу продаж.
3. Рентабельность продаж — отношение чистой прибыли к продажам:
Чистая прибыль / Сумма продаж.
Коэффициент показывает величину чистого дохода, полученного предприятием на рубль реализованной продукции.
Вторая группа показателей характеризует рентабельность активов (общих, текущих и долгосрочных) по отношению к различным видам прибыли. Наиболее часто для оценки рентабельности активов используют данные о чистой прибыли.
1. Рентабельность активов — отношение чистой прибыли к активам:
Чистая прибыль / Сумма активов.
Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли получено на рубль активов. Если рентабельность активов меньше процентной ставки за долгосрочные кредиты, то предприятие нельзя считать благополучным.
2. Рентабельность текущих активов — отношение чистой прибыли к величине текущих активов:
Чистая прибыль / Текущие активы.
Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли получено на рубль текущих активов — оборотных средств.
3. Рентабельность долгосрочных активов — отношение чистой прибыли к долгосрочным активам:
Чистая прибыль / Долгосрочные активы.
Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли получено на рубль долгосрочных — внеоборотных активов.
Третья группа коэффициентов
характеризует степень
1. Рентабельность общих инвестиций — отношение прибыли до вычета налогов и суммы выплаченных процентов по долгосрочным обязательствам к общим инвестициям — долгосрочным обязательствам и собственному капиталу:
(Прибыль до вычета налогов + Выплачиваемые проценты) : (Долгосрочные обязательства + + Собственный капитал).
Этот коэффициент
показывает, насколько эффективно использовались
инвестированные средства, какой
доход получает предприятие на рубль
инвестированных средств. Он косвенно
характеризует эффективность
2. Рентабельность собственного капитала — отношение чистой прибыли к собственному капиталу:
Чистая прибыль / Собственный капитал.
Этот коэффициент показывает, насколько эффективно использовался собственный капитал. Он особенно важен для акционеров, так как может оказывать влияние на котировки акций на фондовой бирже.
3. Коэффициент прибыли на долгосрочные обязательства — отношение чистой прибыли к долгосрочным обязательствам:
Чистая прибыль / Долгосрочные обязательства.
Этот коэффициент косвенно показывает возможности погашения долгосрочных кредитов. Его следует сравнивать со ставками процентов за кредиты.
11.9. Показатели
эффективности использования
В эту группу коэффициентов входят показатели оборачиваемости и фондоотдачи. Показатели оборачиваемости характеризуют скорость превращения различных средств в денежную форму.
1. Коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов — это отношение суммы продаж к сумме товарно-материальных запасов:
Продажи / Товарно-материальные запасы.
Коэффициент показывает
количество оборотов, совершаемых товарно-
Высокий коэффициент
считается признаком
Нередко этот показатель определяется как длительность оборота в днях:
(Материальные запасы х 365) / Продажи.
2. Коэффициент
оборачиваемости дебиторской
Продажи / Дебиторская задолженность.
Коэффициент показывает,
сколько раз в год дебиторская
задолженность превращалась в денежные
средства. Высокие значения этого
показателя положительно сказываются
на ликвидности и
(Дебиторская задолженность х 365) / Продажи.
3. Коэффициент
оборачиваемости кредиторской
Продажи / Кредиторская задолженность.
Характеризует количество оборотов, которое требуется предприятию для оплаты долгов. Этот показатель может определяться как длительность оборота в днях:
(Кредиторская задолженность х 365) / Продажи.
Сравнение величин
оборачиваемости дебиторской и
кредиторской задолженности в днях
позволяет сопоставить условия
краткосрочного кредитования предприятием
своих клиентов с условиями кредитования
самого предприятия его поставщиками.
Если условия кредитования предприятия
лучше, чем те, которые оно предлагает
своим клиентам, то предприятие получает
источник финансирования за счет разницы
во времени между платежами. ' Показатели
оборачиваемости активов
4. Коэффициент отношения продаж к общим активам характеризует уровень эффективности использования всех активов предприятия. Он показывает, сколько рублей реализованной продукции приходится в расчете на рубль стоимости активов предприятия.
5. Коэффициент отношения продаж к оборотному капиталу (текущим активам) является общим измерителем эффективности использования текущих активов, так как показывает, сколько реализовано продукции в расчете на рубль текущих активов.
6. Коэффициент отношения продаж к недвижимому имуществу характеризует уровень эффективности использования основных средств, показывает, сколько реализовано продукции в расчете на рубль стоимости основных средств.
Следует обратить внимание на то, что для получения более точных результатов в расчетах используют средние значения показателей за период.
11.10. Показатели рыночной активности
Наиболее распространенными из них являются:
1. Стоимость акции — отношение суммы проданных акций к общему количеству акций, находящихся на руках у акционеров:
Акционерный капитал / Количество проданных акций.
Этот показатель позволяет определить продажную цену акции.
2. Доход на акцию — отношение чистой прибыли к общему количеству акций, находящихся на руках у акционеров:
Чистая прибыль / Количество проданных акций.
Полученный в результате коэффициент дает представление о величине чистой прибыли, приходящейся на одну акцию.
3. Дивиденд на акцию — отношение объявленных дивидендов к общему количеству акций, находящихся на руках у акционеров:
Сумма объявленных дивидендов / Количество проданных акций.
Этот коэффициент является одним из наиболее важных для акционеров, так как показывает уровень их дохода.
4. Цена / доход на акцию — отношение продажной рыночной цены акции к доходу на акцию:
Рыночная цена акции / Доход на одну акцию.
Помимо акционеров этот показатель представляет значительный интерес для менеджеров. Он показывает, сколько согласны платить инвесторы за единицу прибыли на акцию.
5. Дивиденд / прибыль — отношение суммы выплаченных дивидендов к величине чистой прибыли:
Сумма объявленных дивидендов / Чистая прибыль.
Высокие значения коэффициентов означают выгодное помещение акционерами средств и хорошие возможности привлечения акционерного капитала.
Научный подход позволяет выделить 3 группы методов:
1. Общеэкономические (сравнение, графический, балансовой увязки, цепных подстановок, арифметических разниц, логарифмический);
2. Статистические (средних и относительных величин, обработки рядов динамики, индексный, корреляционный, дисперсионный анализ);
3. Математические (матричные, теория межотраслевого баланса, теория производственных функций, линейное и нелинейное программирование, теория графов, игр).
По характеру взаимосвязи различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.
Функционально-
Стохастическая (вероятностная) связь – связь, при которой каждому значению факторного признака соответствует множество значений результативного признака.
Соответственно типу связи аналитические приемы делятся на:
1. Методы детерминированного факторного анализа (цепные подстановки, способ относительных и абсолютных разниц, простое прибавление неразложимого остатка, взвешенных конечных разностей, логарифмический, интегральный, индексный, способ долевого участия);
2. Методы стохастического факторного анализа (корреляционный, дисперсионный, многомерный, кластерный).
К традиционным приемам относятся:
В специальных приемах экономического анализа раскрывается специфичность метода экономического анализа, отражается его системный, синтетический характер. Специальные методы экономического анализа используются для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования:
3.Система показателей,
характеризующих финансовое