Конкурентоспособность продукции и методы ее определения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Конкурентоспособность выражается в совокупности определенных характеристик товара, изучение которых и является основной целью данной работы.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие конкурентоспособности и факторов, на нее влияющих;
рассмотреть методы определения конкурентоспособности;
охарактеризовать основные приемы управления конкурентоспособностью промышленной продукции.

Содержание

Введение 3
1. Понятие конкурентоспособности продукции, факторы на нее влияющие 5
2. Методы определения конкурентоспособности продукции 11
3. Управление конкурентоспособностью промышленной продукции 16
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

Конкурентоспособность продукции и методы ее определения.doc

— 327.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО–

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По дисциплине: «Экономика фирмы»

На тему: «Конкурентоспособность продукции и методы ее определения» 
 
 
 
 
 
 
 

Автор курсовой работы: ХЗ
Группа: ХЗ
Научный руководитель: ХЗ
 
 

Казань  ХЗ

 

    Содержание 

 

Введение 

      Рыночная  система хозяйствования обладает процессом естественного отсева нерентабельно работающих предприятий в виде механизма несостоятельности и банкротства. Первостепенная цель управления предприятием – конкурентоспособность и если предприятие достигло этого состояния, то оно ставит для себя другие цели – завоевание рынка, рост прибыльности и т.п.

      Поэтому все большее значение  приобретает  необходимость в модернизации технологических  процессов  и инноваций в деятельности компании с самого начала.

      Результаты  деятельности любой фирмы сильно зависят не только от ее затрат, но и от типа рынка, на котором ей приходится продавать товары. При этом имеются различия между рынками не по характеру продаваемых там товаров, а по сложившимся условиям конкуренции при их продаже. Фирма, выходящая со своим товаром на рынок, чаще всего сталкивается с конкуренцией со стороны других фирм, которые также стремятся продать свои товары. Все эти фирмы вынуждены соперничать между собой из–за ограниченности ресурсов, которыми покупатели располагают для покупки товаров на данном рынке. Поэтому необходимо производить конкурентоспособный товар, который выступает основной гарантией экономической стабильности и устойчивости предприятия.

      Тема  данной работы считается наиболее актуальной, потому что в настоящее время  продолжается расцвет промышленного производства. Но товары и услуги не всегда высокого качества и поэтому большинство не способны конкурировать с известными крупными производителями.

      Качество  продукции – важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение  качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно–технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции – характерная тенденция работы ведущих фирм мира.

      Можно выделить следующие основные причины, почему проблема качества так актуальна  в современном мире:

  • качество – главный критерий для совершения покупки для наиболее значимых покупателей. Потерять заказ  из–за недостаточного уровня качества намного хуже, чем из–за слишком высокой цены: так можно потерять клиента навсегда;
  • качество всеохватывающе. Предприятие реализует множество  отдельных мероприятий, чтобы противостоять конкуренции. Качество и системы управления качеством предполагают комплекс мероприятий, охватывающий все стадии производственного процесса – продуктовую политику, планирование, маркетинг, сбыт, персонал, инновации и технологию,– для того чтобы предприятие успешно действовало на рынке;
  • качество–главный инструмент снижения издержек. Всегда дешевле делать правильно с первого раза, чем впоследствии исправлять ошибку;
  • качество ведет к упрочнению позиций фирмы на рынке. В условиях открытых и либерализованных рынков товары и услуги становятся все более взаимозаменяемыми . Уровень качества товаров становится решающим.

      Конкурентоспособность выражается в совокупности определенных характеристик товара, изучение которых  и является основной целью данной работы.

      Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить понятие конкурентоспособности и факторов, на нее влияющих;
  • рассмотреть методы определения конкурентоспособности;
  • охарактеризовать основные приемы управления конкурентоспособностью промышленной продукции.

      Предметом изучения работы является экономическое понятие конкурентоспособности.

 

    1. Понятие  конкурентоспособности продукции,  факторы на нее влияющие 

      Конкуренция зародилась в глубокой древности  в условиях простого товарного производства. Примерно до середины XIX век для экономики развитых стран была характерна совершенная (свободная) конкуренция. В XX веке свободная конкуренция переросла в несовершенную, так как стала регулироваться монополиями и государством.

      Конкуренция (столкновение) – это свойственная товарному производству, основанному  на частной собственности, борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и одновременно механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства.

      Существует  множество подходов к определению  понятия конкурентоспособности. Один из них определяет конкурентоспособность как способность продукции быть выгодно реализованной наряду или вместо других конкурирующих аналогичных товаров и услуг [10, с. 131].

      Другой  подход к определению конкурентоспособности  состоит в следующем: конкурентоспособность продукции определяется как совокупность таких свойств, как технический уровень, качество, цена. Далее эти свойства дополняются рядом организационно–экономических условий, характеризующих затраты потребителя и возможность реализации продукции на конкретном рынке. Например О.Д. Андреева предложила понимать под конкурентоспособностью характеристику продукции, которая отражает его отличие от продукции конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

      Конкурентоспособность продукции – это свойство продукции, а уровень конкурентоспособности – показатель этого свойства, дающий относительную характеристику способности продукции удовлетворять требования конкретного рынка в рассматриваемый период по сравнению с товарами конкурентов.

      На  конкурентоспособность предприятия оказывают влияние ряд факторов:

  • динамика масштабов долгосрочного спроса. Увеличение или уменьшение долгосрочного спроса является важным фактором при принятии решений по инвестированию для увеличения объемов того или иного вида продукции. Подъем долгосрочного спроса привлекает объемы спроса на рынок, а падение спроса наоборот вызывает отток предприятий;
  • динамика структуры спроса. Эти изменения представляют собой причину изменения требований потребителя к сервису, создание новых каналов сбыта, изменение в ассортименте нового товара, обновление продукта отрасли является ключевой движущей силой – влияет на методы производства, эффективные масштабы выпуска, маркетинговые затраты, каналы распределения;
  • технологические инновации. Частые технологические новшества в методах производства, размер инвестиций позволяют увеличивать значение эффекта жизненного цикла товара. Это может вызывать существенные изменения в требованиях к размеру и количеству предприятий, успешно действующих на рынке;
  • маркетинговые инновации. Периодически фирмы предлагают рынку свою продукцию, пользуясь новыми путями и способами, стараясь увеличить покупательский интерес, подтолкнуть спрос, уменьшить затраты на единицу продукции. Таким образом, они приводят в движение новые силы, которые изменяют условия конкуренции и позиции фирм соперников;
  • динамика эффективности. При появлении в отрасли новых эффективных масштабов производства, которые уменьшат издержки на единицу продукции, крупные предприятия могут принудить другие предприятия к стратегиям «фиксированного роста»;
  • покупательские предпочтения. Зачастую растущее число покупателей решает, что товары массового потребления по низким ценам вполне удовлетворяют их вкусам и предпочтениям так же, как и товары с более высокими ценами, дающие возможность выбора;
  • рост детерминации. Означает уменьшение неопределенности и риска. Новые отрасли характеризуются большой неопределенностью сведений о потенциальных возможностях рынка.

      Задача  моделирования конкурентоспособности  продукции предприятия сводится к моделированию рыночного механизма  распределения рынка между продукцией предприятий–конкурентов. В основе этого лежит механизм формирования конкурентоспособности продукции (рис. 1).

 
Рис. 1. Механизм формирования конкурентоспособности  продукции

      Исходным  пунктом формирования конкурентоспособности  продукции предприятия является ее качество — «совокупность свойств, признаков продукции, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей» [4].

      К показателям качества продукции  относятся следующие группы показателей:

  • назначения;
  • надежности (безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости);
  • экологичности;
  • эргономичности;
  • технологичности;
  • эстетичности;
  • стандартизации и унификации;
  • патентно–правовые;
  • безопасности применения;
  • сертификационные.

      Качество  продукции непосредственно связано  с его потребительной стоимостью и прямо определяет границы и уровень удовлетворения потребности, для реализации которой она приобретается. Качество продукции является фундаментом механизма конкурентоспособности продукции предприятия, причем относительно низкое качество не означает низкой конкурентоспособности. Более того, высокое качество – тоже не синоним конкурентоспособности.

      К примеру, автомобильная компания «Донинвест» свое развитие начала с производства по лицензии «ДЭУ Моторс» (Южная Корея) легковых автомобилей «ДЭУ Эсперо». Поскольку эти машины характеризовались лучшим соотношением цена–качество по сравнению с отечественными аналогами, а по отношению к японским и немецким аналогам были более дешевыми (имеется в виду рынок новых автомобилей), продукция предприятия достаточно быстро отвоевала необходимую долю рынка, подтвердив свою конкурентоспособность. За 10 000 долл. потребителям предлагалась модель автомобиля с двигателем 2 л, электростеклоподъемниками, высокими скоростными возможностями (разгон до 100 км/ч — 10 с), современного дизайна и более высокого по сравнению с отечественными автомобилями уровня сборки. От зарубежных аналогов ее выгодно отличала цена – конкуренты оценивали машины аналогичного класса в 16–25 тыс. долл. Однако в дальнейшем в конкурентной стратегии предприятия был допущен стратегический просчет. Посчитав, что платежеспособный спрос потребителей новых автомобилей серьезно вырос, «Донинвест» выпустил на рынок серию новых моделей, среди которых линию «ДЭУ Эсперо» продолжил «Донинвест Кондор». Этот автомобиль представляет собой пример машины европейского уровня, однако и его цена (18 000 долл.) также является европейской. Вместо развития своего сегмента рынка новых автомобилей, переходного от отечественных автомобилей класса ВАЗ 2109 – 2110 к гораздо более качественным, но и дорогим иномаркам, «Донинвест» предпринял решительную попытку штурма именно сегмента относительно дорогих автомобилей, оставив без внимания такие факторы, как ограниченный платежеспособный спрос (который колебался на уровне 5–7 тыс. долл. за новый автомобиль), накопленный потенциал в области качества и маркетинга у конкурентов, наконец, предпочтения потребителей. В результате Предприятие не смогло выйти на экономически эффективный уровень использования производственной мощности, что стало следствием недостаточной конкурентоспособности его продукции (при относительно высоком качестве).

      Поэтому в настоящее время выпуск «ДЭУ Эсперо» ростовской сборки возобновлен, а производство «Донинвест Кондор» сворачивается [4].

      Из  сказанного ранее следует, что не только качество влияет на конкурентоспособность  продукции предприятия — обязательным при ее моделировании является учет фактора потребительских предпочтений. Потребители готовы покупать только ту продукцию, которая удовлетворяет их потребности должным образом (или они в этом уверены). От потребительских предпочтений зависит уровень запросов, предъявляемых потребителями к продукции, и, следовательно, уровень ее оценки.

      Качество  продукции и цена потребления  – важные и главные, но не единственные факторы конкуренции. Недостаточно ограничиваться оценкой уровня конкурентоспособности до выхода на рынок. Следует относиться к формированию ситуации на рынке активно – приобретать имидж, влиять на соотношение между спросом и предложением (кредитование покупателей, развитие сбытовой сети, рекламная деятельность и т.п.). Качество продукции является главным конкурентообразующим фактором.

      Таким образом, можно отметить, что конкурентоспособность товара – это характеристика продукции, которая отражает ее отличие от продукции конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

      К основным факторам, влияющим на конкурентоспособность продукции, относятся качество и цена продукта.

      Достижение  одновременного улучшения качества и снижения цены потребления (продажной  цены и затрат потребителя) возможно в условиях организации системы  управления, известной как «всеобщее руководство качеством».

 

      2. Методы определения  конкурентоспособности продукции 

      При совершении покупки потребитель  осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и  приобретает то из них, которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. При этом покупатель учитывает их потребительские свойства, выясняет степень соответствия собственной потребности. 
Каждая потребность обладает свойствами и характеризующими их параметрами, которые определяют ее сущность, необходимый потребителю полезный эффект и конкретные условия процесса потребления. При совпадении параметров потребности с параметрами, характеризующими само изделие и совершается покупка.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции и методы ее определения