Конкурентоспособность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Основной целью хозяйствующих субъектов в рыночной экономике является обеспечение конкурентоспособности товаров или оказываемых услуг, так как от этого напрямую зависит финансовое благосостояние предприятия. Практика показывает, что этой цели наиболее часто достигают предприятия с более высоким конкурентным потенциалом. Под конкурентным потенциалом предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность предприятия разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и виды конкурентоспособности предприятия……………....5
Глава 2. Факторы конкурентоспособности предприятия………………………8
Глава 3. Резервы конкурентоспособности предприятия……………………...12
Глава 4. Оценка конкурентоспособности предприятия……………………….17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников……

Работа содержит 1 файл

конкурентоспособность предприятия.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

Естественные конкурентные преимущества создаются во внешней среде (например, наличие природных запасов сырья, большая емкость рынка).

Созданные конкурентные преимущества возникают во внешней и внутренней среде в результате действия субъектов. Например, во внешней среде – эффективная система налогообложения, государственные меры по развитию Интернет, льготная политика кредитования и т.д. Во внутренней среде – эффективная система управления конкурентоспособностью на предприятии, сертификация продукции и систем менеджмента качества по международным стандартам ИСО 9000, наличие патента на технологию производства продукта, высококвалифицированные кадры и т.д.

Тактическое преимущество – это фактор внешней или внутренней среды предприятия, который будет использован предприятием в конкурентной борьбе в краткосрочный период – не более 1 года (например, временные льготы по налогам, аренде, благоприятная рыночная конъюнктура, активная рекламная кампания и др.).

Стратегическое преимущество – это фактор внешней или внутренней среды предприятия, который будет использован предприятием в конкурентной борьбе в долгосрочный период – более одного года (например, наличие патента, имиджевой товарной марки, квалифицированных кадров и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Резервы конкурентоспособности предприятия.

 

Резервы повышения конкурентоспособности предприятия – это неиспользованные возможности развития субъектов хозяйствования наиболее эффективными экономическими методами. Резервы конкурентоспособности не следует смешивать с резервами как запасами товарно-материальных ценностей, необходимых для производства конкурентоспособной продукции. Можно выделить пять укрупненных групп резервов конкурентоспособности предприятия:

                  резервы использования рыночной ситуации;

                  резервы использования организационного потенциала предприятия;

                  резервы использования производственно-технологического потенциала предприятия;

                  резервы использования финансово-экономического потенциала предприятия;

                  резервы использования кадрового потенциала предприятия.

К группе резервов рыночной ситуации относятся резервы, связанные с тем, насколько предприятие эффективно и полно использует формальные правила деятельности, установленные государством. Для эффективной работы предприятия также важно определить целевой рынок своей деятельности на основе анализа соответствующих показателей рынков или их сегментов, где она может обеспечить себе наиболее высокую рентабельность и на которые она будет ориентировать производственную программу.

В современных условиях, когда отраслевые рынки поделены между участниками, наибольший интерес представляет изучение отдельных сегментов и выявление резервов конкурентоспособности за счет четкой целевой ориентации производства на требования конкретных потребителей. Наряду с правильным выбором целевого рынка и его сегмента важное значение имеет оценка условий деятельности на данном рынке. Связанные с этим резервы конкурентоспособности предприятия могут быть выявлены при составлении объективных прогнозов экономических, политических, технико-технологических условий, позволяющих определять и экстраполировать тенденции спроса, конкуренции и рентабельности.

В данную группу резервов использования рыночной ситуации также отнесены резервы, зависящие от того, насколько предприятия эффективно применяют возможности повышения своей конкурентоспособности за счет максимального использования формальных правил деятельности, устанавливаемых государством. Это резервы:

                  связанные с введением различных налоговых льгот для отдельных сфер деятельности;

                  резервы использования системы государственных дотаций, субсидий, инвестиций, кредитов; страхования деятельности;

                  резервы, возникающие при реализации государственных программ по повышению конкурентоспособности предприятий;

                  резервы грамотного учета и использования законодательной и нормативной базы хозяйствования.

В группу входят резервы конкурентоспособности, связанные с использованием возможностей организационного потенциала предприятия.

Резервы использования научно-технического потенциала предприятия реализуются через:

                  повышение уровня патентно-правовой работы;

                  обеспечение технико-экономических и качественных показателей, определяющих приоритетность продукции предприятия на рынке;

                  изменение качества изделия, его технико-экономических параметров с целью учета требований потребителя и его конкретных запросов;

                  повышение внимания к надежности продукции;

                  выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;

                  выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов в своей организации;

                  изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;

                  определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик, например, таких как долговечность, надежность, экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего оформления (дизайна);

                  нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой.

К этой группе резервов относятся и резервы повышения эффективности рекламы. Рекламу следует рассматривать как составную часть большого органического единства общества и системы предпринимательства. Тесно связаны с резервами рекламы резервы сертификации. Сертификат выступает как один из методов конкурентной борьбы, особенно если он выдан престижным, с мировым именем сертификационным центром.

Большое значение в последнее время приобретают резервы повышения конкурентоспособности на стадии эксплуатации продукта, поскольку эти резервы связаны с расширением сети постпроизводственного, сервисного и гарантийного обслуживания своей продукции предприятиями-производителями; увеличением объема и сроков гарантийного и сервисного обслуживания и т.д.

Для третьей группы резервов повышения конкурентоспособности предприятия характерно использование резервов производственно-технологического потенциала предприятия. Если рассматривать данную группу резервов более детально, то можно выделить в ней следующие элементы:

                  резервы использования основных фондов (резервы использования производственных площадей, фонда времени работы оборудования, инструмента и приспособлений);

                  резервы обновления структуры основных фондов;

                  резервы совершенствования технологии производства (резервы улучшения технологической преемственности, интенсификация технологических процессов, сокращения технологической подготовки производства);

                  резервы улучшения материально-технического обеспечения производства;

                  резервы улучшения монтажных, пусконаладочных и погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг.

Четвертая группа резервов повышения конкурентоспособности предприятия — резервы ее финансово-экономического потенциала. Выделяются следующие группы резервов, входящих в данную группу:

                  резервы финансовой устойчивости предприятия (резервы использования собственного капитала, резервы привлечения заемного капитала);

                  резервы инвестиционной привлекательности предприятия;

                  резервы использования ценовых факторов повышения конкурентоспособности, в том числе применяемых фирмами-конкурентами (скидок с цены, сроков и объемов гарантий).

Пятая группа резервов повышения конкурентоспособности предприятия — резервы его кадрового потенциала. Несмотря на важность всех вышеперечисленных групп резервов, особую роль на современном этапе развития промышленного производства следует отвести именно этой группе резервов конкурентоспособности. Данный факт объясняется тем, что технико-экономическое развитие предприятия в современном быстро меняющемся технологическом мире во многом зависит от качества его трудовых ресурсов и инвестиций в человеческий капитал с целью повышения этого качества и усиления интереса людей к творчеству, инновациям и адаптации к новым технологиям. Среди основных резервов данной группы можно выделить:

                  резервы уменьшения потерь рабочего времени (снижение целодневных потерь рабочего времени; снижение внутрисменных потерь рабочего времени);

                  резервы повышения квалификации кадров;

                  резервы повышения творческой активности кадров.

Рассмотренная классификация резервов повышения конкурентоспособности промышленного предприятия является укрупненной. Она может быть детализирована в зависимости от конкретных условий рынка и особенностей деятельности субъекта экономики.

 

 


Глава 4. Оценка конкурентоспособности предприятия.

 

Оценка конкурентоспособности предприятия является важным инструментом принятия управленческих решений различными субъектами рынка. В первую очередь высшему руководству предприятия результаты оценки конкурентоспособности необходимы для решения следующих задач:

                  установления целей по конкурентоспособности;

                  анализа достижения целей;

                  выбора стратегии конкуренции;

                  выявления конкурентных преимуществ и разработки программы повышения конкурентоспособности продукции и предприятия;

                  принятия решения об инвестировании.

Для внешних субъектов – инвесторов и кредиторов, результаты оценки конкурентоспособности позволяют принять правильное решение по инвестированию и кредитованию.

Для органов государственного управления оценка конкурентоспособности создаваемого предприятия (представленная в бизнес-плане) дает основание для выдачи разрешения на регистрацию создаваемых предприятий. Субъектам управления конкурентоспособностью в стране информация о конкурентоспособности предприятий и отраслей необходима для принятия решений по защите национальных производителей от возросшего демпингового импорта. На основе оценки конкурентоспособности предприятий региона разрабатываются программы повышения конкурентоспособности региона. Оценка конкурентоспособности предприятия представляет собой сложную многофакторную задачу, которая сводится к выявлению наиболее значимых числовых показателей конкурентоспособности и их интегрированию. Применяемый метод нахождения интегрального показателя конкурентоспособности должен соответствовать 25 квалиметрическим требованиям (таблица 2.1).


Таблица 2.1 – Квалиметрические требования к методам измерения конкурентоспособности предприятий и продукции

Наименование требования

Суть требования

1. Пригодность

Должен измерять именно качество и конкурентоспособность изделий, а не что-то другое

2. Достаточность

Измеренный параметр не должен нуждаться в других измерениях и расчетах

3. Уникальность

Измеритель должен удовлетворять требованиям и быть единственным в своем роде

4. Надежность

Ошибки измерения должны быть минимальны, сбои нежелательны

5. Квантифицируемость

Количественные показатели должны иметь смысловую нагрузку и быть понятными

6. Интегральность

Должен объединять разные параметры объекта в один

7. Индивидуальность

Оценка должна осуществляться независимо от других объектов

8. Гибкость

Метод должен позволять производить оценку на всех этапах жизненного цикла различных изделий

9. Нетрудоемкость

Метод не должен требовать больших затрат сил и средств на его исполнение

10. Оперативность

Метод должен позволять получать оценку быстро

11. Улучшаемость

Метод должен иметь возможность совершенствования

12. Количественность

Метод должен позволять получить количественную оценку

13. Одинаковость

Метод должен быть одинаков для по отношению к разным объектам, ситуациям

14. Глобальность

Метод должен «работать» на глобальный критерий – интересы развития всего общества

15. Единственность

Критерий оценки должен быть единственным

16. Сравнимость

Оценки одинаковых объектов должны быть одинаковы

17. Воспроизводимость

Результаты, полученные на одном объекте разными исследователями, должны быть одинаковы

18. Всесторонность

Метод должен учитывать все свойства изделия, имеющие значение для потребителя и других заинтересованных лиц

19. Чувствительность

Оценка должна быть чувствительной к изменению принятых параметров

20. Монотонность

С улучшением параметров оценка должна улучшаться

21. Точность

Погрешность оценки должна быть сопоставимой с точностью проведения обычных технических расчетов

22. Динамичность

Оценка должна вестись с учетом динамики показателей качества изделий

23. Направленность

Метод должен позволять управлять состоянием объекта в нужном направлении

24. Управляемость

Метод должен обеспечивать возможность моделирования конкурентоспособности объекта

25.Экономическая эффективность

Экономический результат от применения метода должен превосходить затраты на реализацию оценки

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия