Конкурентоспособность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Основной целью хозяйствующих субъектов в рыночной экономике является обеспечение конкурентоспособности товаров или оказываемых услуг, так как от этого напрямую зависит финансовое благосостояние предприятия. Практика показывает, что этой цели наиболее часто достигают предприятия с более высоким конкурентным потенциалом. Под конкурентным потенциалом предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность предприятия разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и виды конкурентоспособности предприятия……………....5
Глава 2. Факторы конкурентоспособности предприятия………………………8
Глава 3. Резервы конкурентоспособности предприятия……………………...12
Глава 4. Оценка конкурентоспособности предприятия……………………….17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников……

Работа содержит 1 файл

конкурентоспособность предприятия.doc

— 337.50 Кб (Скачать)


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

ФИЛИАЛ Г.ПЕРМЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

Группа №

По дисциплине «Экономика предприятия»

Зачетная книжка №

Тема: «Конкурентоспособность предприятия»

Студента курса (набора года)

Коростелева Алексея Владимировича

 

Руководитель:

 

 

 

 

Содержание

конкурентоспособность рыночный конкуренция

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие и виды конкурентоспособности предприятия……………....5

Глава 2. Факторы конкурентоспособности предприятия………………………8

Глава 3. Резервы конкурентоспособности предприятия……………………...12

Глава 4. Оценка конкурентоспособности предприятия……………………….17

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованных источников…………………………………………...25

 

 


Введение.

 

Основной целью хозяйствующих субъектов в рыночной экономике является обеспечение конкурентоспособности товаров или оказываемых услуг, так как от этого напрямую зависит финансовое благосостояние предприятия. Практика показывает, что этой цели наиболее часто достигают предприятия с более высоким конкурентным потенциалом. Под конкурентным потенциалом предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность предприятия разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия.

Высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается наличием следующих трех признаков:

1) потребители довольны и готовы купить повторно продукцию этого предприятия (потребители возвращаются, а товары нет);

2) общество, акционеры, партнеры не имеют претензий к предприятию;

3) работники гордятся своим участием в деятельности предприятия, а посторонние считают за честь трудиться в этой компании.

Для того чтобы стать конкурентоспособным предприятием необходимо:

1.                  Обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка. Под конкурентоспособностью товара подразумевается оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени по качественным и ценовым характеристикам аналоги в конкретном сегменте рынка без ущерба для производителя.

2.                  Поднять потенциал конкурентоспособности организации, а следовательно и его подразделений, до уровня мировых производителей в данной отрасли. Этот показатель характеризует возможность успешной работы предприятия в будущем. Успех в текущей деятельности не гарантирует светлое будущее.

У менеджеров возникает естественный вопрос оценки ранга своего предприятия среди конкурентов. Установление своего места в рыночной среде — первый шаг в управлении конкурентоспособностью предприятия.

Для целей управления конкурентоспособностью необходимо наличие объективного инструмента ее оценки. Ошибка в выборе метода измерения может привести к принятию ошибочных управленческих решений. В настоящее время в Российской Федерации общепринятой методики оценки конкурентоспособности предприятий нет. Зарубежный опыт в этой области крайне скудно освещается в литературе. Каждая компания оценивает свою конкурентную позицию по своей методике и эффективность ее применения не афиширует.

Все вышеперечисленное делает вопрос о конкурентоспособности предприятия и методов ее оценки достаточно актуальным и требующим дополнительных исследований и анализа.

Целями данной курсовой работы является:

                  анализ понятия конкурентоспособности предприятия;

                  анализ и классификация факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность предприятия;

                  общее освещение вопросов касающихся конкурентоспособности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и виды конкурентоспособности предприятия.

             

Повышение уровня конкурентоспособности предприятия, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводимых процессов, доходность организаций, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост.

Необходимо различать понятия конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции.

Под конкурентоспособностью предприятия понимается реальная и потенциальная способность организаций проектировать, изготовлять, реализовывать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательна для потребителей, чем продукция их конкурентов.

Повышение уровня конкурентоспособности предприятий, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. Основные отличия данных понятий заключаются в следующем:

                  конкурентоспособность предприятия применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность продукции может определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день);

                  оценку деятельности организации дает не только потребитель, но и сам предприниматель;

                  конкурентоспособность предприятия носит долговременный характер, конкурентоспособность продукции – краткосрочный.

Исследуя сущность конкурентоспособности предприятия, необходимо остановиться на таком теоретическом аспекте, как виды конкурентоспособности.

По степени реализации конкурентоспособность предприятия можно разделить на:

                  потенциальную конкурентоспособность;

                  реальную конкурентоспособность.

В зависимости от рынка, на котором работает предприятие можно выделить:

                  внутреннюю конкурентоспособность предприятия;

                  внешнюю конкурентоспособность предприятия.

Потенциальная конкурентоспособность предприятия характеризуется наличием конкурентных преимуществ во внешней и внутренней среде и представляет собой количественную оценку конкурентного потенциала предприятия. Конкурентный потенциал предприятия – комплекс ресурсов, обеспечивающих конкурентное положение на рынке.

Реальная конкурентоспособность предприятия определяется показателем рыночной стоимости предприятия (по факту сделки).

В условиях идентичных факторов внешней среды для одноотраслевой группы предприятий, действующих в условиях одного и того же рынка, применимо понятие внутренней конкурентоспособности предприятия.

Когда предприятие принимает решение о выходе на внешний рынок необходимо оценить внешнюю конкурентоспособность предприятия, которая представляет собой оценку потенциальных возможностей предприятия на внешнем рынке. Методологический подход к оценке внешней и внутренней конкурентоспособности предприятия базируется на логической схеме приведенной на рисунке 1.1.


Рисунок 1.1 – Структура внешней конкурентоспособности организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Факторы конкурентоспособности предприятия.

 

Под факторами конкурентоспособности можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате – изменение уровня конкурентоспособности предприятия.

Классификация факторов конкурентоспособности предприятия довольно обширна, в данной курсовой работе будет рассмотрена наиболее важная классификация. Деятельность любого предприятия находится под воздействием как факторов, которые возникают при замкнутом контакте субъекта экономики и управленческой задачи, так и факторов, возникающих при открытом взаимодействии предприятия с внешней средой при решении той же задачи. Поэтому всю совокупность факторов конкурентоспособности предприятия возможно подразделить на:

                  факторы влияния во внешней среде:

                  уровень конкурентоспособности страны;

                  уровень конкурентоспособности отрасли;

                  уровень конкурентоспособности региона;

                  меры государственного воздействия: экономического (амортизационная, налоговая, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика, участие в международном разделении труда) и административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, демонополизация экономики, государственная система стандартизации и сертификации, правовая защита интересов потребителей);

                  факторы влияния во внутренней среде:

                  эффективность маркетинга;

                  конкурентоспособность товара;

                  качество менеджмента;

                  финансовое состояние;

                  уровень организации производства;

                  активность инновационной деятельности (в том числе использование Интернет-технологий);

                  уровень квалификации кадров;

                  факторы состояния рынка:

                  привлекательность рынка;

                  положение предприятия на рынке;

                  конкуренция на рынке.

Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.

Внутренние факторы – это объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности.

Факторы преимуществ во внешней среде и факторы преимуществ в привлекательности рынка будут одинаковыми для предприятий одной отрасли на одном региональном рынке, поэтому для сравнительной оценки конкурентоспособности предприятия необходимо анализировать показатели факторов внутренних конкурентных преимуществ.

Факторы могут оказывать положительное или отрицательное влияние на конкурентоспособность предприятия. В первом случае они становятся конкурентными преимуществами, во втором – конкурентными проблемами.

Конкурентное преимущество предприятия – выигрышное состояние фактора влияния (или по сравнению с конкурентами и/или максимально возможное значение фактора), которое способствует повышению конкурентоспособности предприятия.

Классификация основных конкурентных преимуществ предприятия приведена на рисунке 1.2.

 

Рисунок 1.2 – Классификация конкурентных преимуществ предприятия

 

Преимущества низшего порядка определяются возможностью использовать дешевую рабочую силу, материалы, сырье, энергию и другие ресурсы, т.е. факторами, обусловленными преимущественным положением предприятия на рынке. Их называют низшими, так как они не обеспечивают стабильности и устойчивости, легко утрачиваются или становятся доступными конкурентам в связи с инфляцией, ростом цен, изменением системы налогообложения, введением или отменой протекционной политики и т.д.

Преимущества высшего порядка включают в себя: оригинальную продукцию, уникальную технологию и квалифицированных специалистов, репутацию фирмы и др. Эти преимущества достигаются с помощью уникальных технологий, «ноу-хау», повышения квалификации кадров, специализации товаров, производств и организаций с целью удовлетворять особые потребности покупателей и получать за это престижную цену.

Причем конкурентное преимущество может быть получено как предложением покупателям товаров с более высокими техническими характеристиками, так и предложением потребителям новых свойств товара, имеющим для них важное значение.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия