Конкурентоспособность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение конкурентного потенциала ОАО «Башгипроагропром».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы конкуренции в целом и конкурентоспособности предприятия;
* провести анализ конкурентного потенциала предприятия;
* определить пути повышения конкурентоспособности предприятия.

Работа содержит 1 файл

Конкурентный потенциал предприятия.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

     Рассматривая  строительную организацию как частный  случай предприятия на основе общих  положений, скорректированных и  адаптированных к специфике отрасли, можно сформировать структуру факторов, влияющих на конкурентоспособность строительной организации. В составе двух комплексов факторов внешней и внутренней среды можно выделить однородные взаимосвязанные группы. Среди производственно-технологических, научно-технических, организационных факторов внутренней среды проблемы в управлении конкурентоспособностью создают предъявляемые повышенные требования к проектированию, организации и выполнению СМР: наличие лицензии на производство определенных видов строительно-монтажных работ, специальной техники и технологий, уровень квалификации и опыт кадров, размещение и удаленность производственных баз от мест строительства и др.

     Для целенаправленного воздействия  на факторы, влияющие на конкурентоспособность  строительных организаций, предлагается обосновывать целесообразность управления каждым из выше представленных критериев, исходя из следующих принципов:

  • выявление степени влияния на конкурентоспособность факторов, ранжирование их и управление в первую очередь наиболее весомыми и растущими в динамике;
  • работа с управляемыми факторами, адаптация к неуправляемым;
  • адаптация общих методов управления с учетом региональной и отраслевой специфики;
  • обеспечение постоянной адекватности внутренних факторов требованиям динамичной внешней среды;
  • управление, прежде всего, непосредственно влияющими на конкурентоспособность и увеличивающими ее факторами;
  • развитие стимулирующих конкурентоспособность факторов как на микроуровне, так и макроуровне;
  • принятие управленческих решений должно основываться, прежде всего, на прогнозах.

     Обоснование влияющих факторов с точки зрения предложенных выше критериев, выявление  наиболее весомых, непосредственно  влияющих, стимулирующих повышение  и количественно измеряемых в  управляемой среде с учетом региональной и отраслевой специфики позволит целенаправленно воздействовать на факторы конкурентоспособности строительной организации. Таким образом, данные исследования показывают, что:

  • не существует полноценной стандартной методики оценки и управления конкурентоспособностью строительных организаций;
  • предложение использовать в качестве основного показателя количество и объем заказов на производство строительно-монтажных работ, полученных в результате тендерных торгов, дает ограниченную оценку деятельности организаций, поскольку не учитывает, прежде всего, региональный уровень конкурентоспособности и производственные возможности строительных организаций.

     Упомянутый  выше В. Матвейчук же в качестве составляющих, влияющих на конкурентный потенциал  строительных предприятий, выделяет сферу информации и маркетинга (16,3%), сферу производства с применением современных строительных технологий и технических средств (21,7%), сферу финансов с достижением строительным предприятием высокой рентабельности (25,8)%, сферу организации и управления (15,5%), сферу человеческих ресурсов, способность персонала к инновациям и переменам, уровень общего профессионализма работников (12%), сферу «мягких ресурсов» — репутация предприятия, культура обслуживания, неформальные связи (8,7%)12. 

     1.3 Методики определения конкурентного потенциала строительного

     предприятия 

     В настоящее время в российской экономической науке сформировались два основных подхода к оценке конкурентоспособности строительных организаций. Одни исследователи (Е. А. Яичников, X. М. Гумба13 и др.) предлагают использовать для этого коэффициент конкурентоспособности, определяемый количеством и объемом выигранных тендеров по отношению к общему количеству конкурентных случаев (тендеров, в которых принимает участие фирма). Нетрудно заметить, что наивысший показатель конкурентоспособности в данном случае может иметь фирма, принявшая участие в одном тендере и выигравшая его. Таким образом, несмотря на простоту и удобство использования данный подход имеет существенные недостатки и в связи с этим ограниченный характер применения.

     Другой  подход к определению комплексного показателя конкурентоспособности  строительно-монтажной организации  предлагают Г. Н. Лапин, Р. М. Хамхоков, Э. И. Шагиахметова и др. По их мнению, для  оценки конкурентоспособности необходимо использовать интегральный показатель, учитывающий комплекс финансовых, экономических, социальных и технических факторов. Алгоритм оценки и управления конкурентоспособностью строительной организации представлен в приложении Б. Однако с методической точки зрения неправомерно обобщающий (интегральный) показатель конкурентоспособности организации определять при помощи индексов относительной эффективности организации, так как эти показатели тесно коррелируют. Очевидно, что любой показатель эффективности зависит от объема продаж и добавленной стоимости, а последние, в свою очередь, прямо пропорционально зависят от конкурентоспособности организации.

     В то же время большинство исследователей сходятся во мнении, что конкурентоспособность  строительно-монтажной организации определяется ее способностью получать заказы в условиях конкурентной борьбы с другими участниками рынка. Таким образом, строительная организация, чтобы объективно оценить конкурентоспособность производимой ею строительной продукции, должна в первую очередь использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, т. е. заказчик. Следовательно, необходимо определить перечень параметров, существенных с точки зрения покупателей строительной продукции.

     Чтобы товар представлял интерес для  покупателя, он должен обладать определенными технико-эксплуатационными и экономическими параметрами. Условием приобретения товара является соответствие этих параметров основным характеристикам неудовлетворенной потребности покупателя. В процессе покупки потребитель выбирает товар, устанавливает отличительные признаки, характеризующие конкурентное превосходство данного товара над аналогичными по значению товарами конкурентов, находящимися на рынке.

     Специфика строительной продукции как инвестиционного  товара, как известно, состоит в закрепленности, неподвижности, капиталоемкости, материалоемкости, длительности создания и эксплуатации и др. Она предопределяет характер взаимоотношений участников инвестиционного процесса, особенности обращения строительной продукции как товара. В следствие неразрывности фаз производства и реализации товар инвестиционного комплекса, как правило, не выходит на рынок в поисках покупателя, а создается по заказу в соответствии с заранее выбранной моделью (проектом) и в строго заданном месте, будучи предназначенным для определенного заказчика (инвестора).

     Выбирая подрядную организацию, заказчик тем  самым оценивает достоинства  производимой ею строительной продукции, т. е. возможность удовлетворения своей  конкретной потребности и свою готовность нести затраты, связанные со строительством и эксплуатацией объектов. Таким образом, совокупность качественных и стоимостных характеристик строительной продукции (строительных услуг, подрядов) способствует созданию ее превосходства над продукцией конкурентов в удовлетворении конкретной потребности заказчика и позволяет количественно оценить ее конкурентоспособность.

     Положение строительно-монтажной организации  на рынке во многом определяет цена ее продукции и услуг. Конкурентоспособность  организации по данному критерию можно оценить при помощи показателя, характеризующего соотношение средних цен предложения Цср и внутренней цены предприятия Цвн:

     к = Цср/Цвн (1)

     Внутренняя  цена строительной продукции включает затраты на ее производство и прибыль, которая должна обеспечивать необходимый уровень рентабельности капитала:

     Цвн = С [1 + (Ф/V) * (r/100)] (2)

     где С – себестоимость строительной продукции;

     Ф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов и оборотных  средств;

     V – годовой оборот строительной  организации;

     r – внутренняя норма рентабельности  капитала.

     Если  к > 1, т.е. рыночные цены предложения  на аналогичную продукцию превышают  внутреннюю цену данного предприятия, то можно говорить о его конкурентоспособности. Если к < 1, строительной организации  необходимо изыскать резервы для снижения себестоимости.

     Можно выделить два основных направления  снижения себестоимости строительных подрядов и строительных услуг:

  • снижение себестоимости производства строительно-монтажных работ;
  • совершенствование проектно-конструктивных решений зданий и сооружений, применяемых строительных конструкций.

     Для современного рынка, как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых, характерна устойчивая тенденция  к повышению роли "неценовых" форм конкуренции, в частности конкуренции качества. Все большую роль начинает играть не цена конечной продукции, а стоимость полного жизненного цикла. Особенно заметно это в строительной отрасли, продукция которой характеризуется длительным периодом эксплуатации. Стоимость полного жизненного цикла строительной продукции представляет собой сумму следующих затрат:

  • затраты на выполнение комплекса проектных и изыскательских работ, предшествующих строительному производству;
  • затраты подрядной организации на производство строительной продукции или строительных услуг;
  • затраты потребителя на обслуживание, эксплуатацию и ремонт законченных объектов строительства в течение всего периода их функционирования.

     Сумму этих затрат можно представить как  приведенные удельные совокупные затраты:

      (3)

         где Спр – стоимость комплекса  проектных и изыскательских работ;

         Эi – годовые затраты на содержание и эксплуатацию i-го конструктивного  элемента или элемента отделки;

         Тэi – расчетный срок эксплуатации i-го конструктивного элемента или элемента отделки;

         n – количество конструктивных  элементов и элементов отделки.

     Гарантии  на конструктивные элементы жилых и  гражданских зданий измеряются, как  правило, несколькими десятилетиями. В то же время при определении  расчетного срока эксплуатации необходимо учитывать не только физический, но и моральный износ. Особенно это касается различных элементов как внутренней, так и наружной отделки зданий, эстетические требования к которой могут сильно изменяться с течением времени.

     Совокупные  затраты заказчика, во многом определяющие выбор подрядной организации, тесно связаны с качеством строительной продукции. Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства продукции, ее характеристики с точки зрения способности удовлетворять конкретную потребность.

     Качество - комплексный показатель, характеризующий  эффективность различных сторон деятельности фирмы. Система компонентов, определяющих качество конечной строительной продукции включает в себя:

     качество  труда;

     качество  проекта;

     качество  техники и технологии.

     Качество  труда определяется наличием в строительной организации высококвалифицированных рабочих кадров. Его можно оценить при помощи коэффициента, показывающего удельный вес рабочих-строителей 5-6 разряда в общей численности основных рабочих:

     к = Чвыс.кв/Чобщ (4)

     Для оценки качества труда также можно  использовать коэффициент соответствия квалификации рабочих сложности  выполняемых работ.

     Качество  проекта является показателем эффективности работы проектной организации. Формирование качества строительной продукции начинается на стадии ее проектирования. Оценить качество проекта можно с помощью коэффициента, характеризующего отношение числа исправлений при его реализации к единице мощности (например, 1 м2 жилой площади).

     Возможность оказывать большее влияние на качество проекта имеют подрядные строительно-монтажные организации, ставшие проектно-строительными. Это позволяет им находить наиболее эффективные проектно-конструктивные решения зданий и сооружений, рациональные варианты прокладки инженерных коммуникаций и т. д.

     Качество  техники и технологии определяет уровень соответствия используемых организацией технологий действующим стандартам и таким образом характеризует конкурентоспособность фирмы в своей отрасли. Строительно-монтажные организации, использующие современные технологии, обеспечивающие высокое качество работ, имеют преимущество перед другими организациями своего профиля. Обладая уникальной технологией, они имеют больше возможностей выиграть тендерные торги на получение заказа.

     Технологии, применяемые в настоящее время на предприятиях, условно можно классифицировать как:

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия