Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 11:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение конкурентного потенциала ОАО «Башгипроагропром».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы конкуренции в целом и конкурентоспособности предприятия;
* провести анализ конкурентного потенциала предприятия;
* определить пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Рассматривая
строительную организацию как частный
случай предприятия на основе общих
положений, скорректированных и
адаптированных к специфике отрасли,
можно сформировать структуру факторов,
влияющих на конкурентоспособность строительной
организации. В составе двух комплексов
факторов внешней и внутренней среды можно
выделить однородные взаимосвязанные
группы. Среди производственно-
Для целенаправленного воздействия на факторы, влияющие на конкурентоспособность строительных организаций, предлагается обосновывать целесообразность управления каждым из выше представленных критериев, исходя из следующих принципов:
Обоснование влияющих факторов с точки зрения предложенных выше критериев, выявление наиболее весомых, непосредственно влияющих, стимулирующих повышение и количественно измеряемых в управляемой среде с учетом региональной и отраслевой специфики позволит целенаправленно воздействовать на факторы конкурентоспособности строительной организации. Таким образом, данные исследования показывают, что:
Упомянутый
выше В. Матвейчук же в качестве составляющих,
влияющих на конкурентный потенциал
строительных предприятий, выделяет сферу
информации и маркетинга (16,3%), сферу производства
с применением современных строительных
технологий и технических средств (21,7%),
сферу финансов с достижением строительным
предприятием высокой рентабельности
(25,8)%, сферу организации и управления (15,5%),
сферу человеческих ресурсов, способность
персонала к инновациям и переменам, уровень
общего профессионализма работников (12%),
сферу «мягких ресурсов» — репутация
предприятия, культура обслуживания, неформальные
связи (8,7%)12.
1.3 Методики определения конкурентного потенциала строительного
предприятия
В
настоящее время в российской
экономической науке
Другой
подход к определению комплексного
показателя конкурентоспособности
строительно-монтажной
В
то же время большинство
Чтобы товар представлял интерес для покупателя, он должен обладать определенными технико-эксплуатационными и экономическими параметрами. Условием приобретения товара является соответствие этих параметров основным характеристикам неудовлетворенной потребности покупателя. В процессе покупки потребитель выбирает товар, устанавливает отличительные признаки, характеризующие конкурентное превосходство данного товара над аналогичными по значению товарами конкурентов, находящимися на рынке.
Специфика строительной продукции как инвестиционного товара, как известно, состоит в закрепленности, неподвижности, капиталоемкости, материалоемкости, длительности создания и эксплуатации и др. Она предопределяет характер взаимоотношений участников инвестиционного процесса, особенности обращения строительной продукции как товара. В следствие неразрывности фаз производства и реализации товар инвестиционного комплекса, как правило, не выходит на рынок в поисках покупателя, а создается по заказу в соответствии с заранее выбранной моделью (проектом) и в строго заданном месте, будучи предназначенным для определенного заказчика (инвестора).
Выбирая подрядную организацию, заказчик тем самым оценивает достоинства производимой ею строительной продукции, т. е. возможность удовлетворения своей конкретной потребности и свою готовность нести затраты, связанные со строительством и эксплуатацией объектов. Таким образом, совокупность качественных и стоимостных характеристик строительной продукции (строительных услуг, подрядов) способствует созданию ее превосходства над продукцией конкурентов в удовлетворении конкретной потребности заказчика и позволяет количественно оценить ее конкурентоспособность.
Положение
строительно-монтажной
к = Цср/Цвн (1)
Внутренняя цена строительной продукции включает затраты на ее производство и прибыль, которая должна обеспечивать необходимый уровень рентабельности капитала:
где С – себестоимость строительной продукции;
Ф
– среднегодовая стоимость
V – годовой оборот строительной организации;
r
– внутренняя норма
Если
к > 1, т.е. рыночные цены предложения
на аналогичную продукцию
Можно выделить два основных направления снижения себестоимости строительных подрядов и строительных услуг:
Для современного рынка, как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых, характерна устойчивая тенденция к повышению роли "неценовых" форм конкуренции, в частности конкуренции качества. Все большую роль начинает играть не цена конечной продукции, а стоимость полного жизненного цикла. Особенно заметно это в строительной отрасли, продукция которой характеризуется длительным периодом эксплуатации. Стоимость полного жизненного цикла строительной продукции представляет собой сумму следующих затрат:
Сумму этих затрат можно представить как приведенные удельные совокупные затраты:
(3)
где Спр – стоимость комплекса проектных и изыскательских работ;
Эi – годовые затраты на содержание и эксплуатацию i-го конструктивного элемента или элемента отделки;
Тэi – расчетный срок эксплуатации i-го конструктивного элемента или элемента отделки;
n – количество конструктивных элементов и элементов отделки.
Гарантии на конструктивные элементы жилых и гражданских зданий измеряются, как правило, несколькими десятилетиями. В то же время при определении расчетного срока эксплуатации необходимо учитывать не только физический, но и моральный износ. Особенно это касается различных элементов как внутренней, так и наружной отделки зданий, эстетические требования к которой могут сильно изменяться с течением времени.
Совокупные затраты заказчика, во многом определяющие выбор подрядной организации, тесно связаны с качеством строительной продукции. Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства продукции, ее характеристики с точки зрения способности удовлетворять конкретную потребность.
Качество - комплексный показатель, характеризующий эффективность различных сторон деятельности фирмы. Система компонентов, определяющих качество конечной строительной продукции включает в себя:
качество труда;
качество проекта;
качество техники и технологии.
Качество труда определяется наличием в строительной организации высококвалифицированных рабочих кадров. Его можно оценить при помощи коэффициента, показывающего удельный вес рабочих-строителей 5-6 разряда в общей численности основных рабочих:
к = Чвыс.кв/Чобщ (4)
Для оценки качества труда также можно использовать коэффициент соответствия квалификации рабочих сложности выполняемых работ.
Качество проекта является показателем эффективности работы проектной организации. Формирование качества строительной продукции начинается на стадии ее проектирования. Оценить качество проекта можно с помощью коэффициента, характеризующего отношение числа исправлений при его реализации к единице мощности (например, 1 м2 жилой площади).
Возможность оказывать большее влияние на качество проекта имеют подрядные строительно-монтажные организации, ставшие проектно-строительными. Это позволяет им находить наиболее эффективные проектно-конструктивные решения зданий и сооружений, рациональные варианты прокладки инженерных коммуникаций и т. д.
Качество техники и технологии определяет уровень соответствия используемых организацией технологий действующим стандартам и таким образом характеризует конкурентоспособность фирмы в своей отрасли. Строительно-монтажные организации, использующие современные технологии, обеспечивающие высокое качество работ, имеют преимущество перед другими организациями своего профиля. Обладая уникальной технологией, они имеют больше возможностей выиграть тендерные торги на получение заказа.
Технологии, применяемые в настоящее время на предприятиях, условно можно классифицировать как: